Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадии профессионального становления личности




Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на стадии. В качестве оснований для выделения стадий профессионального становления целесообразно взять социальную ситуацию развития и уровень реализации ведущей деятельности.

Стадия аморфной оптации - начало профессионального становления. Характеризуется зарождением у детей профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр, учебных предметов.

На стадии оптации профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения; в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до 1 - 2 месяцев).

На стадии профессиональной адаптации социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Уровень выполнения профессиональной деятельности носит, как правило.нормативно-репродуктивный характер.

Па стадии первичной профессионализации личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе.

Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда

приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.

На следующую стадию - профессионального мастерства переходит лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации.

Переход от одной стадии к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и может порождать субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты, то, что называется нормативными кризисами профессионального становления личности. Крушение профессиональных намерений, прекращение профессионального образования, вынужденное увольнение, переквалификация тоже сопровождаются кризисами (назовем их ненормативными). Следует также констатировать, что любая профессиональная деятельность деформирует личность, приводит к образованию социально и профессионально нежелательных качеств, черт характера.

Профессиональное развитие - это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной и профессиональной деятельности.

Доминантная деятельность - личностно-развивающая деятельность, обусловленная нормативно заданной, адаптивной или сверхнормативной активностью личности.

Кризисы профессионального становления - непродолжительные по времени (до года) периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и повеления личности, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития.

Профессиональные деструкции - изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Психологические барьеры профессионального становления личности - это субъективное переживание препятствий, трудностей, проблемных ситуаций в профессиональной жизни. Барьеры выполняют функции энергетизаиии, мобилизации, торможения, подавления и коррекции профессионального развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...