Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические основы периодизации становления личности




Одной из актуальных проблем психологии личности является создание периодизации ее становления. Несмотря на то что исследование проблемы периодизации жизни человека имеет длительную историю, она остается неразработанной. Во всяком случае, общепризнанной дифференциации периодов становления личности в отечественной и зарубежной психологии нет.

Следует различать дифференциацию и периодизацию .

Дифференциация (от лат. diferentia - различение) - разделение целого на различные формы и ступени.

Периодизация (от греч. periodos - круговращение) - деление явления на определенные промежутки времени, охватывающие какой-либо законченный процесс.

Период промежуток времени, охватывающий какой-либо завершенный процесс.

Стадия - определенная ступень в развитии.

Необходимо различать периодизацию становления личности и жизни человека. В жизни человека как биосоциального существа большое значение имеют биологические процессы, закономерности созревания организма и протекания инволюционных процессов. Дня процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность психического развития и особенности психологических новообразований.

Инволюция (от лат. involutio - изгиб, завиток) - упрощение строения какого-либо органа в течение индивидуального развития организма.

Периодизация становления личности в онтогенезе по единому психологическому критерию не оправданна. Система доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде определяет периоды становления личности.

Периоды делятся на стадии становления - относительно самостоятельные ступени развития личности. Стадии отличаются личностно-образующими потребности и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности.

Становление личности - процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Экстраполируя себя в будущее, желая его, личность сама себя формирует, творит.

Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждой) периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность».

Идея социальной ситуации развития была сформулирована Л.С. Выготским для характеристики системы отношений между ребенком и социальной действительностью. Социальная ситуация, писал он, представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева. Это такая деятельность, указывает он, развитие которой обусловливаст главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности на данной стадии ес развития.

Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

• от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности;

• в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности;

• в ней возникают и формируются частные психические процессы.

Переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами становления, которые нс всегда вызывают эмоцио-нальные переживания и поэтому не осознаются личностью.

Каждая стадия развития имеет свое особое значение для психики человека и характеризуется уникальными психологическими новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а наоборот, существенно обогащаются.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...