Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какими признаками обладает система?




1. Наличие определенной совокупности элементов, от 2-х до бесконечности (учитель – ученик).

2. Взаимосвязь и взаимозависимость элементов (Связь – это разновидность отношений.Связи составляют структуру объекта – кирпичи дома рассыплются, если их не скрепить).

3. Целостность. Качества элемента проявляются только во взаимосвязи.

4. Иерархичность системы: а) каждый элемент в свою очередь – система; б) каждый связан с предыдущим и последующим (человек – член семьи, представитель правительства, член общества).

5. Субординация (суб – под, ординация – приведение в порядок). В каждой системе элементы играют различную роль. От одних зависит жизнедеятельность системы, они определяют ее функционирование. Другие играют меньшую роль. В силу этого один элемент подчиняется другому.

6. Связь и взаимодействие с внешней средой, которая оказывает непрерывное воздействие на систему. Система в свою очередь – тоже. Связи входные и выходные.

7. Наличие системообразующих связей, благодаря которым и реализуется специфическое для системы единство. Системообразующие связи определяют общие свойства и механизм функционирования системы.

8. Целеустремленность. Цель – одна из главных категорий системы и системного подхода. Цель – это желаемый и заранее спланированный результат, достижимый в будущем. Результат – продукт действия системы. Задача – промежуточный желаемый результат, рубеж, достижение которого приближает к цели. Большие цели не складываются из малых. Они складываются на верхнем уровне системы, а затем распадаются на подцели и составляют «дерево целей». Цель верхнего уровня большой системы формируется в очень общем виде, абстрактно. В последующем уровне цели должны быть конкретны.

- Является ли образовательный процесс системой?

(Цель, содержание, методы, формы и средства обучения, результат)

Вопросами управления занимается кибернетика – специальная наука об оптимальном управлении сложными системами и процессами. Кибернетика, изучающая наиболее общие законы управления, определяет понятие управления как процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные.

Управлениеодна из главных форм проявления власти. А власть в общем смысле – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: авторитета, права, насилия… На этой основе понятие «управление» всегда было связано с понятиями «править», «находить управу», «распоряжаться» и т.д.

Однако в наши дни развития демократизации такая связь неактуальна. В последние годы в качестве главной проблемы социального управления рассматриваются не власть и исполнительская дисциплина, а отношения.

Сегодня управление трактуется философами как «сознательное регулирование общественных отношений посредством планомерной организации и рационализации деятельности людей, направленной на осуществление общественных целей» (Л.П. Буева).

У управленцев-педагогов выделяется два подхода к определению понятия «управление». Первый связан с воздействием на объект: «Управление – это целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемые объекты путем научно обоснованного планирования, организации, регулирования и контроля за их деятельностью» (В.Д. Симонов. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. – М., Педагогика, 1987.)Основными целями управления, по Симонову, являются: «разумное использование сил, средств и времени всех работников и учащихся».

Второй подход связан с развитием системы: «Управление системой – это упорядочение ее функционирования, приведение всех компонентов системы в соответствие с главной целью и задачами деятельности… это перевод управляемой системы в качественно новое состояние, более совершенное состояние» (Ю.А. Конаржевский.Педагогический анализ как основа управления школой). Здесь главная цель управления – развитие системы.

Для нас более приемлемым является второй подход.

Воздействие на объект более связано с термином «руководство». Поскольку понятия «управление» и «руководство» нередко смешиваются, определим их соотношение.

«Руководство обозначает способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответствующих полномочий у руководителей при осуществлении властно-принудительных функций» (Филосэнцикл. словарь).Так, руководство со стороны коммунистической партии в советские времена опиралось на идейное воздействие на массы и на силу авторитета. Так, различные группы монополий в современном мире осуществляют руководящую роль в обществе и государствах. Однако они не берут на себя функции непосредственного управления, которые выполняются профессиональными политическими деятелями, аппаратом управления. Монополии оказывают свое влияние на политику государства различными средствами: концентрацией в своих руках ключевых рычагов экономики, финансированием определенных партий и политических компаний, влиянием на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, государственных учреждениях и т.д.

В теории управления существует такое выражение, ставшее аксиомой: руководят людьми, управляют системами.

 В последние десятилетия в нашу жизнь все настойчивей входит такое управленческое понятие как менеджмент. Как оно соотносится с «управлением»? В английском языке это понятие раскрывается далеко не однозначно. Так, Оксфордский словарь английского языка дает такие значения этого термина: способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица.

Немецкие авторы Вернер Зигерт и ЛючияЛанг включают в понятие «менеджмент» методы и тактику управления предприятием, «самоуправление», «саморегуляцию» и работу с целями и задачами производства. По их мнению, «менеджмент» это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономным и рациональным путем».

В нашем «Тезаурусе менеджера социалистического предприятия» менеджментудается такое определение: Это «совокупность стратегий, философий, принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибыли».

В Словаре по социальной педагогике: «Менеджмент (от англ. мanagement – управлять) – совокупность принципов, методов, средств и форм управления подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей».

Однако наиболее близкий взгляд на менеджмент для некоммерческой сферы деятельности, по нашему мнению, высказывает известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, заявляя, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.

ДевидБодди, Роберт Пэйтон и Колин Хэйлс рассматривают менеджмент как общечеловеческую деятельность, которая распространяется как на семейную и общественную, так и на деловую сферу.

Менеджмент рассматривается и как наука об управлении, и как профессиональная деятельность, которой занимаются специальные профессионалы – менеджеры.

«Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм» (приводится в кн. Зайцевой О.А., Радугина А.А. и др.) стр. 11.

«Менеджмент – это новая философия управления, выделяющая роль управления и менеджера в общественной жизни, а также социальную значимость профессии управляющего. Это требование сделать процесс управления вполне обоснованным, целесообразным и составлять планы достижения целей таким образом, чтобы подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение» (Конаржевский, с. 14).

«Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей» (Сл. По соц.пед. с. 149).

Менеджер (Бодди и Пэйтон) – «индивид, выполняющий работу с помощью других людей» (с.771). Менеджер-бюрократ и менеджер-лидер (по-Конаржевскому).

Задание.

– Какое определение менеджмента, на ваш взгляд, наиболее точное?

Типы менеджеров

Функциональные менеджеры несут ответственность за выполнение отдельных элементов технической или профессиональной деятельности (менеджер по закупке, менеджер по продаже).

Генеральные менеджеры несут ответственность за деятельность всей организации или ее подразделения (ректор университета, директор института).

Линейные менеджеры несут ответственность за выполнение деятельности, которая напрямую связана с удовлетворением потребностей потребителей (преподаватели).

Аппаратные менеджерынесут ответственность за исполнение функций обеспечения деятельности линейных менеджеров (зав. кафедрой).

Совсем недавно появилась профессия под названием коуч–менеджер по персоналу.

Отступление от темы.

Сегодня (в динамично развивающемся постиндустриальном обществе) происходят трансформации в мире профессий. Одни профессии умирают – «профессии-пенсионеры», вместе с тем появляются новые виды занятости, в связи с чем возникают новые профессии. Как утверждают эксперты в «Атласе новых профессий» (2017), «профессий-пенсионеров», спрос на которые будет снижаться к 2020 году, будет немало, эксперты называют три десятка [https://www.google.ru/ atlas100.ru] (диагност, стенографист, турагент, швея, лифтер и почтальон, а после 2020 года не останется журналистов, юрисконсультов, нотариусов, провизоров, аналитиков, банковских работников, логистов, лекторов).Разумеется, не существует какой-то конкретной даты «смерти профессии», но очевидно, что спрос на определённых профессионалов начинает сокращаться, некоторые профессии начинает устаревать.

Как утверждают эксперты, в будущем специалисты в области образования будут весьма востребованы. Тест на профессию, предложенный Московской школой управления «Сколково», при выборе объекта деятельности «Человек» и вида деятельности «Образование», выдает результат: «Вам подходят профессии, в которых образование людей является главным видом деятельности. Это профессии, связанные с образованием дошкольников, школьников, студентов и взрослых людей. Также есть ряд профессий, в которых образование, воспитание, развитие являются важной частью профессиональной деятельности. Передача знаний будущим поколениям – это важная часть человеческой деятельности. Без нее невозможно развитие общества, социальная адаптация людей, развитие экономики.Воспитатель, учитель, педагог, преподаватель – одни из самых востребованных и уважаемых профессий» [Тест на профессию [Электронный ресурс]. Режим доступа: Атлас профессий [https://postupi.online/test/vibor-professii/result/].

Менеджер – не просто руководитель, направляющий действия подчиненного, «ведущий за руку». Это современный управляющий, принимающий сложные управленческие решения, владеющий техникой сбора и обработки информации, обеспечивающий эффективность управления. Менеджера от простого руководителя отличает профессиональная подготовка. Именно поэтому слово «менеджер» – не только английское, а международное.

Менеджер образования – профессия новая, рождающаяся у нас на глазах. Она вызвана к жизни реформированием образования, разрушением его единообразия. Гимназия и лицей, колледж и школа, вуз, разноуровневое обучение (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и образовательный стандарт – эти и многие другие новые для нас понятия, качественно изменившие облик ОУ, потребовали и принципиально иного уровня управления.

Сегодня уже недостаточно быть, скажем, хорошим учителем-предметником и обладать набором некоторых обязательных анкетных данных, чтобы стать директором школы. То, что еще недавно рассматривалось исключительно как должность, в наши дни осознается как профессия.

Среди менеджеров образования специалисты выделяют 3 группы (уровня):

1. (Высший) – административный персонал ОУ и органов управления образованием.

2. (Средний) – руководители методических, юридических, финансово-экономических и иных служб системы образования. Управленцы этой группы не наделены властными полномочиями, но для успеха их деятельности особенно важна профессиональная компетентность.

3. (Нижний) – учитель, как организатор управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, классный руководитель как организатор управления формированием и развитием личности.

 

Домашнее задание к практическому занятию 1.

Занятие будет проходить в форме Круглого стола (первая часть).

1. Прочитать лекции № 1,2: «Теоретические основы психологии управления»

Вопросы для обсуждения:

1. Существует ли управление как самостоятельная наука? Докажите свою точку зрения.

2. Какое отношение к управлению имеет кибернетика?

3. Объект и предмет психологии менеджмента (различные точки зрения исследователей).

4. Основные теории менеджмента, их психологическое содержание.

5. Основные направления современных исследований по психологии менеджмента образовательных организаций (доклад).

 

Занятие проходит в форме Дискуссии (вторая часть)

 

Домашнее задание к практическому занятию 2.

1. Подготовить доклады на тему:

§ Государственная система образования

§ Нормативно-правовая основа управления системой образования

§ Государственно-общественная система управления образованием

§ Органы управления образованием










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 134.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...