Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объект и предмет психологии управления




Лекция 1 (1-4 вопросы), лекция 2 (5 вопрос). Теоретические основы психологии управления

План

1. Управление как социальный феномен

2. Объект и предмет психологии управления

3. Отношениямежду субъектом и объектом управления – управленческие отношения

4. Проблематика психологии управления

5. Основные понятия: управление, руководство, менеджмент

 

Лекция 1.

 

Управление как социальный феномен

Управление образует особую специфическую деятельность и выступает как самостоятельная социальная функция. Из-за сложности, противоречивости, динамичности социальной системы возникает множество проблем управленческой деятельности. Решением этих проблем не может заниматься одна какая-нибудь наука.

Прежде всего, кибернетика – это наука, изучающая общие закономерности управления, которые имеют место быть в разных средах (социальных, биологических, технических). Теоретические положения кибернетики имеют методологическое значение для разных управленческих отраслей, имеющих свои специфические особенности. Кибернетика дает общее определение управлению. Под управлением понимается «функция организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение целостности системы и поддерживает определенный режим ее деятельности».

Далее, теория управления (менеджмент), которая разрабатывает и определяет принципы, механизмы и функции управления, а также особенности и методы эффективного управления. И группа общественных наук: социология, психология, экономика, правоведение. Для них управление как социальный феномен выступает объектом изучения, но каждая из этих наук пытается выделить свой собственный предмет анализа управления. Надо заметить, что границы этих дисциплин размыты и, иногда, трудно провести демаркационную линию. Вот и в задачу данного курса входит обозначение границ дисциплины «Психология управления».

В управлении организацией, персоналом основной компонентой выступают люди (либо целые подразделения). Индивиды представлены в сложной системе управленческих взаимодействий, с точки зрения менеджмента они могут быть представлены как субъект или объект управления.

Одна из закономерностей, выявленных кибернетикой в процессе изучения систем, в том числе и управления, заключается в том, что система делится на управляемую (объектуправления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Если нет такого деления, нет и управления. Управляющей подсистемой в живом организме является нервная система, в обществе - административно-управленческая система, аппарат управления, куда входят люди и наконец, в организации – руководитель. Таким образом, под субъектомуправления понимается носитель управленческого действия, воздействия, направленного на определенный объект управления, т.е. индивида, группу. В качестве субъектауправления может выступать как отдельный человек (руководитель), так и группа (директорат). Объект управления – это то, на что направлено управленческое воздействие, в качестве объекта управления являются опять-таки отдельный индивид или социальная группа. Субъект и объект образуютсистему управления, которая состоит из принципов, функций, методов, целей, и которая выступает предметом такой дисциплины как менеджмент.

Между объектом и субъектом управления возникают определенные отношения, взаимодействия, которые принято называть управленческими отношениями. Так как управленческие взаимодействия возникают в основном между людьми (руководителем и подчиненным), то можно говорить о социальном управлении. Под социальным управлением понимается непрерывный процесс воздействия руководителя не просто на группу людей (или одного индивида), а на их деятельность с целью организации и координации их совместных усилий для достижения целей, результатов.

Другой закономерностью является то, что в основе управления лежит цель – как «первый, необходимый и решающий момент управленческой деятельности». Процесс осознания цели, обоснование ее необходимости и возможности ее достижения, получил название – целеполагание. В данном процессе система управления обществом (группой) получает свое практическое выражение, которое заключается в том, что социальное целеполагание придает определенную направленность процессу развития социальной системы. Отсюда управление зачастую определяется как целенаправленое воздействие.

Cодержание управления составляет регулирование системы (организации, общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В процессе регулирования достигается соответствие системы определенным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с определенными целями. Различают внешнее и внутреннее регулирование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне, а внутреннее – это самоуправление системы. Оно присуще только социальным и биологическим системам. Характеризуется оно автономным функционированием данной системы, принятием ею решений по внутренним проблемам.

 

Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется:

- биологическое - управление процессами, протекающими в живых организмах;

- техническое - управление техническими процессами в машинах и устройствах;

- социальное - управление обществом, социальными процессами, деятельностью людей.

Именно последний вид управления является объектом изучения общественных наук.

В свою очередь управление обществом различается на экономическое управление, политическое и управление социальной сферой. В рамках управления экономикой предполагается управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, финансами и т.д. Политическое управление - это воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства. И, наконец, управление социальной сферой предполагает целенаправленное воздействие на область жизнедеятельности человека, в которой реализуются условия труда и быта, здоровья и образования, досуга и т. д.

Существуют и частные виды управления: ведомственное – муниципальное; централизованное – децентрализованное; коллегиальное – единоначальное; стратегическое – тактическое; волюнтаристское – партисипативное и т.д. Эти виды описывают различные учебные дисциплины, начиная от «Менеджмента» и, заканчивая – «Правовыми аспектами государственного регулирования».

Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным системам (обществу, организации, группе), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность и устойчивость, а также способствует ее развитию.

 

Объект и предмет психологии управления

Уже говорилось о том, что общественные наукиизучают управление в качестве социального феномена. «Психология управления», являясь отраслью общей психологии – науки, которая изучает внутренний мир и духовное развитие человека, пытается обозначить границы своего предмета изучения. Односложно указать границы данной дисциплины невозможно. Современная психология характеризуется процессом дифференциации, который порождает разделение данной науки на отдельные отрасли, например:

- психология труда, изучающая психологические особенности и развитие трудовой деятельности человека;

- инженерная психология – посвящена изучению закономерностей процесса воздействия человека и современной техники;

- военная психология - изучает поведение человека в боевых условиях;

- юридическая психология – изучает особенности поведения участников уголовного процесса;

- и, наконец, психология управления.

Эти отрасли отличаются друг от друга, но при этом сохраняют общий предмет исследования – закономерности и механизм психических процессов человека.

Особая роль психологии управления связана с тем, что на рубеже 19-20-го веков глубинные трансформации общества и различных его аспектов, таких как, производство, экономика, управление, перенесли фокус внимания с чисто экономико-производственных вопросов на проблемы социально-психологические: взаимодействия общества и личности, руководителя и подчиненного, индивида и группы. В ходе исследования новых проблем выяснилось, что помимо формальных взаимоотношений между руководителем и подчиненным возникают неформальные, так называемые межличностные отношения, которые окрашены психологическимихарактеристиками, качествами личности управленца и работника и, которые во многом определяют эффективность управления.

Под влияние личностных факторов происходит перераспределение функций руководства, прав, обязанностей и ответственности. Отсюда необходимо в управлении учитыватьиндивидуальные особенности работника. Психологическиеаспекты взаимодействий в управленческой деятельности.

Изучением названных проблем и призвана научная дисциплина – психология управления.

Термин психология управления стал употребляться вРоссии еще в 20-е годы прошлого столетия в связи с распространением так называемой научной организацией труда(НОТ). На тот момент психология управления должна быларешать две основных задачи: а) подбор сотрудников к задачам производства в соответствии с их индивидуальными качествами; б) воздействие на активность работников посредством системы стимулирования.

Уже в трудах отечественныхисследователей 20-30-х годов 20 века (А.К.Гастева,П.М.Керженцева, С.С.Чахотина и др.) появляются темы, связанные с психологическими проблемами управления.Но в самостоятельную научную отрасль психологияуправления выделилась в 60-е годы 20 столетия и связан этотфакт с именами Е.Е. Вендрова и Л.И. Уманского. Основнымизадачами того времени были:

-проблемы производственныхгрупп и коллективов,

- психология личности руководителя,

-подготовка и подбор управленческих кадров.

Таким образом,четко сформировались проблемы психологии управленческойдеятельности.

К концу 20-го века психология управления – это интенсивно развивающееся научное направление, которое можноохарактеризовать следующими особенностями:

- прикладной характер разрабатываемых проблем;

- интеграция психолого-управленческих знаний, осуществляемая путем объединения достижений различныхнаук;

- рассмотрение управления в сфере бизнеса и деловыхотношений.

Психологический подход направлен на выявление социально-психологической сущности управленческой деятельности, на выявление управления как способа организации совместной деятельности людей. Интерес к данному подходуобусловлен двумя моментами: психология, с одной стороны,может пролить свет на закономерности отдельных элементов

управленческой деятельности и, с другой - помочь в решениипрактических задач управления, посредством использованияметодов психологической науки (психологической диагностики).

Границы дисциплины задают ее объект и предмет. Объектом психологии управления является организованная деятельность людей, отношения людей в организации в условиях, когда действия каждого индивида определены общимиправилами.

Предметом психологии управления являются управленческие взаимодействия, которые складываются в системеуправления, а также способы управленческой деятельностикак особого вида взаимодействий и связей между людьми.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...