Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отношения между субъектом и объектом управления – управленческие отношения




 

Возникают управленческие отношения только в рамках организованной деятельности, которая всегда подчинена определенным нормам и правилам. Проблематика данной дисциплины обширна: взаимодействие формальной системы отношений и стихийного поведения людей; роль руководителя впостроении неформальных отношений; стиль руководства;мотивационные и коммуникативные механизмы взаимодействия руководителя и подчиненного; организационная культура как система ценностей и норм коллективного поведенияи т.д.

Определенные отношения и связи в организации в процессе управления окрашены психологическими особенностями, ибо они (эти отношения) возникают между людьми. Поиском и изучением данных особенностей занимается психология управления. Предметомданной дисциплиныявляетсясовокупность психических явлений и отношений в организации, то есть, психологический аспект управленческих отношений и управленческой деятельности.

 

Под управленческими отношениями понимается взаимодействие людей, участвующих в процессе целенаправленноговоздействия, т.е. в процессе управления. Эти отношения возникают между управляющей и управляемой подсистемами(между субъектом и объектом управления). Они являютсяразновидностью общественных отношений, то есть, включены в структуру связей, формирующихся в соответствии с видами деятельности. Управленческие отношения проявляютсяв управленческой деятельности.

Это особый вид отношений, характеризующийся тем, чтов результате управленческих отношений не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности. Но ониявляются необходимым условием их производства. В зависимости от сферы (экономика, политика, культура и т.д.), гдепротекают управленческие отношения, они приобретаютэкономическую, политическую, идеологическую направленность. Управленческие отношения присутствуют в этих сферах, но сохраняют специфический характер.

Они отличаются от других отношений (экономических,политических и т.д.), прежде всего, по цели. Например, цельэкономических отношений – создание продукта труда, цельуправленческих – организация деятельности людей по созданию данного продукта. Отличаются также по содержанию,например, содержание производственного процесса – производственно-технологический цикл (он может быть разнообразным); содержание управленческого процесса – управленческий цикл, который всегда включает в себя определенныестадии: выбор целей, постановку задач и их реализацию.

Следующая особенность управленческих отношений – они всегда осознаются людьми, проходят через их сознание.Они создаются в результате сознательной деятельности людей. Экономические, политические отношения зачастую вообще не осознаются людьми.Далее, управленческие отношения подвижны. Экономические, политические, духовные – сохраняют свою сущностьдлительное время, (пока существует тип общества), управленческие – постоянно меняются.

Управленческие отношения могут рассматриваться вдвух аспектах: а) как отношения между людьми по поводуупорядочения, организации совместной деятельности (междусубъектом и объектом управления); б) как результат управленческой деятельности (между субъектом и субъектомуправления).

Виды управленческих отношений многообразны: субординация, координация, самостоятельность, дисциплина иинициатива. Отношения субординации выражают непосредственное подчинение одних людей другим. Эти отношениявыстраиваются по вертикали между высшими и низшимизвеньями управления. Субординация указывает приоритетобщих целей управления над частными. Складываются отношения субординации между руководителями разногоуровня, а также между руководителем и подчиненными. Выражены они в административных актах, приказах или устных распоряжениях.

Отношения координации являются согласованием деятельности субъектов в ходе реализации неких целей, а такжепроявлением самостоятельности субъектов. Характеризуютсяданные отношения горизонтальными связями и устанавливаются между отделами, службами, руководителями одногоуправленческого уровня. Психологи считают, что отношениякоординации зависят в большей степени от социально-психологических факторов, в основе которых лежит восприятие человека человеком.

Отношения дисциплины проявляются через соблюдениевсеми работниками (и руководителем) норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов. Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указанийчеловек должен действовать не автоматически, а обдуманно.

Таким образом, управленческие отношения – это отношения определенной зависимости между субъектом и объектом управления, и выражаются они в терминах «подчинения»и «руководства». Возникают они вследствие объективнойнеобходимости выполнения определенных управленческихфункций (целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля). Управленческие отношения проявляютсяи как психологические, поскольку в их рамках происходитволевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываютсяими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все видыуправленческих отношений проявляются в организации.

 

Проблематика психологии управления

Основная проблематика психологии управления:

§ психологические факторы эффективности управленческой деятельности;

§ межличностное общение;

§ межгрупповые и межличностные конфликты в организации,

§ психологические особенности процесса принятия решений;

§ проблемы лидерства;

§ психологический климат организации;

§ оценка личности руководителя и подчиненного и т.д.

Таким образом, данная отрасль научного знания призвана обеспечить подготовку менеджера, сформировать и развить социально-психологическую культуру, создать предпосылки понимания важнейших проблем управления: понимание природы управленческих процессов, представления обответственности руководителя, знание способов повышенияэффективности управления, умение строить отношения слюдьми в организации.

 

Лекция 2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 398.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...