Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и содержание обучения школьников с задержкой психического развития




Принята

На педагогическом совете

_______________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №3 им.К.М.Трухинова

________________/ Климова М.В



АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Северодвинск

2014 г.


 

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 4

1.1 Пояснительная записка. 4

1.2 Организация и содержание обучения школьников с задержкой психического развития. 4

1.3.Направления коррекционно-развивающей деятельности: 7

1.4 Механизм реализации программы.. 10

1.5.Требования к условиям реализации программы.. 11

1.6.Участники образовательного процесса реализуемого в форме индивидуального обучения на дому. 13

1.7. Содержательные и методические основы образовательного процесса реализуемого в форме индивидуального обучения на дому. 13

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.. 15

2.1.Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования. 15

2.1.1. Русский язык. 15

2.1.2.Литература. 17

2.1.3.Иностранный язык. 18

2.1.4.История России. Всеобщая история. 20

2.1.5.Обществознание. 21

2.1.6.География. 23

2.1.7.Математика. Алгебра. Геометрия. 24

2.1.8.Информатика и ИКТ. 27

2.1.9.Физика. 29

2.1.10.Природоведение V класс. 30

2.1.11.Биология. 31

2.1.12.Химия. 33

2.1.13.Изобразительное искусство. 34

2.1.14.Музыка. 35

2.1.15.ТЕХНОЛОГИЯ.. 36

2.1.16.Физическая культура. 37

2.1.17.Основы безопасности жизнедеятельности. 38

2.2 Рабочие программы по учебным предметам (Приложение) 39

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 39

3.1 Порядок управления образовательным процессом в форме индивидуального обучения (на дому или в школе) 39

3.2 Учебный план. 39

3.3 Перечень программ и учебников. 44

4.Направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемые в МБОУ «СОШ № 3 им. К.М.Трухинова»: 60

1. Оздоровительное направление. 60

2. Развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы. 60

3. Развитие и коррекция познавательной деятельности. 60

4. Развитие и коррекция эмоциональной сферы. 60

5. Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития. 60

6. Формирование видов деятельности. 60

5. МОНИТОРИНГ ПОЛНОТЫ И КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 61

 

 




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования).

Адаптированная образовательная программа ООО МБОУ «СОШ № 3» (далее Школы) разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Основные термины и понятия, используемые в программе.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Особенности детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.

Организация и содержание обучения школьников с задержкой психического развития

1. Основными направлениями деятельности Школы являются:

· организация образовательной деятельности по общеобразовательным, специальным (коррекционным) программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, состоянием их соматического и психического здоровья;

· комплексная диагностика поведенческих особенностей, уровня психического, физического развития детей;

· оказание помощи обучающимся со стандартными особенностями, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой степени в профориентации;

· консультирование детей и родителей, учителей, оказание поддержки всем субъектам образовательного процесса, кто в ней нуждается;

· проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов с привлечением всех субъектов образовательного процесса.

Решение об индивидуальном обучении на дому обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, принимается его родителями (законными представителями), на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии для определения необходимых мер комплексной поддержки ребенка и на основании заключения врачебной комиссии.

 Для учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебной программы на уроках, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность.

 

Цели программы:

- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями

здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

- создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

 

Формы обучения:

- в общеобразовательном классе

- по индивидуальной программе, с использованием надомной и индивидуальной формы обучения.

Степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы варьируются в зависимости от образовательных потребностей учащихся.

 

Задачи программы:

- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 

Реализация программы осуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма- веры в возможности ребенка.

Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Принцип системности.

Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.

Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Принцип непрерывности.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип реальности.

Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

5. Принцип деятельностного подходапредполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подходапредполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

Даже при использовании групповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.

7. Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...