Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Клинико-логопедический блок




Задачи: определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка;

Для определения соматического и неврологического статуса ребенка необходимо собрать анамнестические данные и провести неврологическое обследование детей.

Подготовка моторных предпосылок артикуляции базируется на использовании набора приемов и способов:

· имитация акта жевания, подготавливающая координацию движений нижнечелюстных, губных мышц, мышц языка и глотки;

· контроль пищевого поведения;

· элементы логопедического массажа.

· Развитие слухового неречевого гнозиса опирается на узнавание бытовых и природных шумов, различение мелодий и музыкальных звуков, дифференциацию звучания игрушек и голосов животных.

На данном этапе используются игровые упражнения, предложенные Н.Х. Швачкиным, М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, по развитию слухового внимания к различным неречевым звукам и месту их локализации через соотнесение неречевых звуков с различными предметами и действиями. Подготовка слухового восприятия начинается с упражнений на различение неречевых звуков и направления их звучания с обязательным привлечением внимания вербальной инструкцией: «Где звучит? Что звучит?» С этой целью на фронтальных и индивидуальных занятиях используются звуки колокольчика, сигнала машины, металлофона, маракасов, музыкальной коробочки, дудочки, бубна и т.п.

Коррекция двигательных основ артикуляционного праксиса осуществляется на индивидуальных занятиях и в семьях дома. На индивидуальных занятиях учитель-логопед использует элементы логопедического массажа. Родители дома должны искусственно моделировать акт приема пищи, контролировать пищевое поведение ребенка и тренировать органы периферической части артикуляционного аппарата (массаж зубной щеткой, губной захват соломинок, с уменьшением диаметра, стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т.п.)

Так же проводятся различные упражнения:

· Упражнение для улучшения подвижности и укрепления мышц языка

· Упражнения для укрепления губных мышц

· Упражнения для укрепления нижнечелюстных мышц

· Упражнения для активизации мягкого неба

· Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой речевого дыхания.

Социально-педагогический блок

Задача: формирование через все виды деятельности ребенка значимости вербального раздражителя (инструкция взрослого) как наиболее важного среди всех сенсорных.

Основные методы и приемы:

· ограничение ближайшим взрослым окружением ребенка вербальной инструкции до двух—трех слов (7–8 слогов) из его ближайшего ситуативного окружения;

· выдерживание паузы до 5 секунд после ее предъявления; повтор паузы в первоначальном варианте (если ребенок не выполнял инструкцию);

· включение в обращенную речь опорного для понимания ребенка элемента (хорошо знакомого слова, указательного жеста).

Применение обозначенных методов и приемов позволяет организовать адекватные возможностям ребенка коммуникативные отношения в диаде «заинтересованный взрослый — ребенок с отклонениями в речевом развитии», установить близкий эмоциональный контакт. Это способствует привлечению внимания ребенка к звучащему слову, его ритму и интонационному оформлению, появлению подражания слову взрослого, подготовке слухового восприятия и оральных двигательных основ к активной вербальной коммуникации, появлению фонационной и речевой активности в игровых действиях, что в целом свидетельствует о готовности к усвоению вербальных средств коммуникации.

 

Основной этап

Цель: формирование вербальных средств коммуникации во всех трех блоках.

Музыкально-логопедический блок

Задачи: ритмическая организация речевой продукции (восприятие и воспроизведение ритма слова); развитие интонации через формирование голоса, голосовых модуляций и речевого дыхания.

Основные методы и приемы:

· пропрыгивание (при помощи близкого взрослого);

· прохлопывание (сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно) ритма слова/фразы;

·  утрированное интонирование обращенной к ребенку речи взрослого;

· пение вокализов с произвольным повышением или понижением тона;

· пение гласных звуков, открытых слогов плавно и отрывисто.

Также был использован прием интериоризации внешней ритмической схемы как один из приемов подготовки ребенка третьего года жизни самостоятельному отстукиванию ритма: Логопед демонстрирует и ограничивает количество ударов внешней инструкцией: «Прохлопаем/простучим слово «ли-са», вот так (прохлопывает/простукивает сам).

 

Социально-педагогический блок

Задача: насыщение речи, обращенной к ребенку, эмоционально утрированными интонацией и ритмом.

Основные методы и приемы: сопровождение передвижения детей хорошо ритмизованными стихотворными строками; включение в совместную деятельность пропевания потешек, прибауток, подобранных или созданных специально для эксперимента по каждой лексической теме в соответствии с возрастными особенностями; включение родителями процессуальных игровых действий детей с игрушками в сюжет, при этом родители должны показывать образец разыгрывания разных ролей.

Клинико-логопедический блок

Задачи: медикаментозное (по показаниям) лечение; дифференциация гласных звуков, свистящих и шипящих, твердых и мягких; уточнение артикуляции гласных звуков, согласных, доступных артикуляционным возможностям ребенка; создание базовых двигательных умений для постановки артикуляторно более сложных звуков.

Коррекция фонематического восприятия осуществляется при помощи заданий на различение и соотнесение характера звучания с сюжетным героем или реальным предметом, начиная с вопроса «Кто это идет?» Дети определяли звучание музыкальных тем: высокий регистр — мышка, птичка, средний регистр — лиса, заяц, низкий регистр — медведь.

С возрастанием слухоречевых возможностей детей вводятся упражнения на различение и соотнесение речевых звуковых комплексов с сюжетными героями. Каждое такое упражнение начинается вопросом «Кто так говорит?» или «Кто так поет?»: пых-пых, уф-уф (ежик), тяф-тяф (лиса), пи-пи (цыпленок, мышка), жжж (жук), сссс (муха), зззз (комарик) и т.д.

В конце обучения применяются задания на слуховую дифференциацию существительных, названия которых сходны по фонетическому оформлению и отличаются одним гласным звуком: шапка — шубка, мышка — мишка, мышка — мушка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...