Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Музыкально-логопедический блок




Стержнем разработанной методики обучения является музыкально-логопедический блок. Основная организационная форма этого блока — еженедельные интегрированные музыкально-логопедические занятия со всеми детьми группы, проводимые в музыкальном зале.

Занятия разработаны по концентрическому принципу и наполнены определенным лексическим содержанием в соответствии с сезонностью явлений в природе и событиями общественной жизни. Интегрированные музыкально-логопедические занятия проводятся в три периода (соответственно сезонам) по календарно-тематическому планированию. Каждое из 28 занятий проводится по единообразной структуре, определенному сюжету с обязательным музыкальным сопровождением.

Обязательные структурные компоненты занятия: 1) организация детей в групповой комнате; 2) движение в музыкальный зал с внешней ритмической организацией стихотворным текстом в логике заданного сюжета; 3) движение по музыкальному залу под ритм песни, подобранной по сюжету; 4) остановка возле рояля; 5) приветствие; 6) появление сказочного героя или проблема, которую необходимо разрешить (зачин); 7) основная часть занятия предполагает разрешение проблемы с помощью детей и включает: — артикуляционную гимнастику; — упражнения на интонирование; — задания для формирования ритмической основы речи; — упражнения на развитие фонематического слуха; — упражнения на развитие мелкой моторики; — задания для развития общей моторики; — задания, направленные на подготовку к отгадыванию загадок, на дифференциацию по цвету, форме, обобщающему понятию; — итог занятия; — прощание; — движение в групповую комнату в порядке, обрат- ном движению в музыкальный зал.

Социально-педагогический блок

Тесная взаимосвязь музыкально-логопедического блока с социально-педагогическим осуществляется посредством видеозаписи каждого занятия с последующей обязательной еженедельной демонстрацией родителям (по условиям заключенного в начале обучения договора ДОУ с семьями детей). Договор с семьями заключается перед началом обучения.

Он позволяет вести видеосъемку обследования и интегрированных музыкально-логопедических занятий и обязывает родителей посещать общие еженедельные консультации. В течение учебного года проводится 28 теоретических консультаций в соответствии с календарно-тематическим планированием. Теоретическое консультирование способствует установлению корреляции коммуникативного поведения близких взрослых с когнитивными и речевыми возможностями ребенка, осознанному принятию родителями специальных коррекционных и методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком дома. Демонстрация видеозаписей фрагментов обследования и фронтальных музыкально-логопедических занятий (28 занятий) позволяет вызвать у родителей рефлексию, помогает им проанализировать актуальное состояние, сохранные стороны, динамику речевого развития ребенка, обучает их методам и приемам коррекционного воздействия после каждого занятия для осуществления преемственности детского сада и семьи.

По окончании общей консультации видеозапись музыкально-логопедического занятия выдается каждой семье с целью продолжения работы в домашних условиях. Например, родители отмечают, что на занятии в группе ровесников поведение, в том числе и речевое, их ребенка значительно отличается от поведения дома.

 

Клинико-логопедический блок

Важным связующим звеном социально-педагогического блока и клинико-логопедического являются еженедельные посещения родителями детей с резко выраженными, выраженными отклонениями в овладении речью и обусловленными недоразвитием психо-физиологических компонентов индивидуальных логопедических занятий и получение дополнительной консультации логопеда. Основная организационная форма реализации содержания клинико-логопедического блока: индивидуальное обследование у невролога (2 раза в год); индивидуальные логопедические занятия с детьми.

Количество индивидуальных занятий зависит от типа отклонений в овладении речью:

· с резко выраженными отклонениями речевого развития — 3 раза в неделю;

· с выраженными отклонениями и обусловленными недоразвитием психофизиологических компонентов — 2 раза в неделю.

Методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия

Подготовительный этап

Цель: развитие импрессивной речи в коммуникации.

 

Музыкально-логопедический блок

Задача: уточнение существующих, вызывание и закрепление новых вербальных средств общения.

Предупредительное воздействие в данном блоке начинается с развития слухового, зрительного внимания.

Основные методы и приемы:

· подкрепление коммуникативного жеста соответствующим словом и музыкальным сопровождением;

· вызывание подражания слову взрослого;

· маркирование начала и окончания процесса движения словом;

· сопровождение движения ритмизованным текстом.

Также был разработан и апробирован прием введения лексемы через соответствующий жест при помощи музыкально-ритмического сопровождения.

Формирование ритмической основы слоговой структуры слова первоначально предполагает использование приемов ритмизации слов, фраз с помощью введения внешней схемы ритма. В качестве внешней схемы выступают известные в логопедии методы прохлопывания, пропрыгивания, простукивания. Однако, учитывая особенности развития уровня произвольности двигательной сферы детей третьего года жизни, внутренняя ритмическая структура лексем задается через чувство ритма близкого взрослого.

Важной основой для коррекции просодических компонентов речевого развития детей с отклонениями в овладении речью является удлинение физиологического ротового выдоха с целью создания аэродинамической основы речевой деятельности. Оно осуществляется на первоначальных этапах традиционными логопедическими приемами: подуй, подыши, сдуй, как дует ветерок и т.п. В обучении восприятию интонации используется так называемый «материнский» метод интонирования, упоминаемый Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин для более ранних этапов предречевого развития ребенка. Этот прием для детей раннего возраста заключается в: замедлении темпа обращенной к детям речи взрослого; утрированности повествовательной, восклицательной или побудительной интонаций в речи, об- ращенной к ребенку; мелодичности и певучести каждого слова в обращенной речи. С целью развития просодических компонентов речи на данном этапе также применяется прием пропевания вслед за взрослым.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...