Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация диагностики на третьем году жизни.




Следующая лекция состоит из двух тем. Будьте внимательны.

Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте.

Кол-во часов: 1.

План:

1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте.

2. Организация диагностики на третьем году жизни.

3. Изучаемые параметры.

4. Диагностические средства

Список литературы:[2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].

Информационное обеспечение:

Мультимедийная презентация «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»

Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте.

В последние годы определилось особое направление в логопедии - превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

В течение двух десятилетий Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трех лет жизни. Суть этой концепции заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

Предлагается создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений развития детей, задачей которой была бы разработка и апробация различных моделей скринингового и более глубокого исследования детей первого года жизни для выявления детей с отклонениями в развитии и детей, составляющих «группу риска». Это позволит своевременно с учетом сензитивных периодов оказать адекватную медико-психолого-педагогическую помощь детям.

Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 1991 по 1998 г. снизилась с 48,3 до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Волосовец Т.В.).

Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость дорогостоящего специального образования. Это подтверждают и зарубежные исследования (Волосовец Т.В.).

Авторский коллектив Института коррекционной педагогами РАО предлагает модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, включающую 4 блока:

1-й блок - скрининговое обследование детей первого года жизни, которое проводится уже в роддоме, и в выписке отмечается фактор риска. Основная цель - выявление всех детей группы риска.

2-й блок - дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель - определение структуры дефекта, видов специальной коррекционной помощи.

3-й блок - медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.

4-й блок - подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе осуществить программу ранней помощи детям.

В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт изучения нарушенных вариантов речевого развития детей раннего возраста: Н.Д. Шматко – при нарушениях слуха и разных формах психического дизонтогенеза; Е.Ф. Архипова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – при двигательных нарушениях; О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг – при нарушениях эмоциональной сферы; Е.А. Стребелева – при органических поражениях центральной нервной системы; Ю.А. Разенкова – при последствиях социальной депривации.

В современной логопедии часть дизонтогений речевого становления в раннем возрасте обозначаются как «задержка речевого развития». Из категории детей с задержкой речевого развития выделены дети, речевое развитие которых характеризуется как «группа риска по общему недоразвитию речи». Основными диагностическими показателями группы риска по общему недоразвитию речи являются отсутствие достаточного количества слов в собственном словаре ребенка и позднее появление фразы, которые и определяют в настоящее время основные направления дифференциальной диагностики.

Отклонения в овладении речью – это нарушения в формировании невербальных и вербальных средств коммуникации, обусловленные незрелостью психофизиологических, когнитивных компонентов речестановления и/или неадекватностью естественной речевой среды.

    Исходя из такого понимания отклоняющегося типа речевого развития в раннем возрасте, данная методика предполагает тщательное изучение четырёх взаимосвязанных блоков, оказывающих непосредственное влияние на становление невербальных и вербальных средств коммуникации:

· психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте;

· когнитивных компонентов;

· естественной речевой среды;

· собственной языковой продукции ребенка.

    Диагностика носит комплексный характер как по изучаемым блокам и компонентам, так по участию специалистов. Обязательными участниками диагностического обследования психоречевого развития детей раннего возраста являются невролог, педиатр, логопед, родители, при необходимости к обследованию привлекаются врачи узкой специализации, психолог, педагог группы (в случае, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение).

Организация диагностики на третьем году жизни.

Комплексное обследование речестановления ребенка раннего возраста организуется в три этапа:

· I этап – ориентировочный. Включает в себя: сбор анамнестических данных и определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка (невролог, педиатр, логопед, родители); изучение микросоциальных условий развития ребенка (логопед, родители, педагог).

· II этап – диагностический включает в себя: обследование психофизиологических компонентов овладения речью (логопед, психолог); изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка (психолог, педагог); обследование доступных ребенку средств общения (логопед).

· III этап – дифференциальный включает в себя: разграничение отклонений речевого развития и задержки речевого развития темпового характера (логопед); определение типа отклонений речевого развития с помощью графического изображения коммуникативного профиля ребёнка (логопед). На данном этапе рекомендуется использовать компьютерную программу, которая поможет вам быстро провести дифференциальную диагностику (Е.В. Шереметьева).

· IV этап – коррекционно-предупредительный включает в себя: составление индивидуального коммуникативно-языкового профиля ребёнка (логопед, психолог, педагог); составление плана коррекционно-предупредительного воздействия (логопед, психолог, педагог); определение специалистов, необходимых для работы с ребёнком (логопед).

Изучаемые параметры.

На первом, клинико-логопедическом этапе обследования тщательно собираются анамнестические данные (как клинический, так и речевой анамнез), проверяется состояние слуха, изучается медицинская документация, проводится неврологическое обследование ребенка (О.Е. Громова, Г.В. Чиркина и др.).

Сбор анамнестических данных предполагает: исследование предречевого развития ребенка (наличие в речевом анамнезе гуления, лепета, вокализаций, вокабул, слогового лепета, его разнообразия); наиболее полное выявление наличия пренатальной, натальной и постнатальной патологии; детальное изучение данных о соматическом состоянии ребенка.

Второй социально-педагогический этап предполагает тщательное изучение когнитивных компонентов развития речеязыковой системы ребенка раннего возраста. Основные методы изучения: анкетирование воспитателей и родителей, видеонаблюдение за самостоятельными и организованными игровыми действиями детей, речевой активностью в игре, за их эмоциональным реагированием в различных ситуациях. Основные параметры изучения когнитивных компонентов: игровые действия, речевая активность в игре, стимуляция потребности общения с близким взрослым, эмоциональное реагирование ребенка.

На третьем, собственно логопедическом, этапе обследования логопед тщательно изучает состояние языковых и психофизиологических компонентов речестановления ребенка. Основные методы, используемые логопедом на этом этапе: опрашивание родителей, анкетирование воспитателей, предъявление специальных заданий по вы- явлению состояния голосовых модуляций и фонемати-ческого восприятия ребенка, видеонаблюднение за способом выполнения предъявленных проб и за процессом приема пищи. Основные параметры изучения языковых и психо-физиологических процессов: ритмическая организация речевой продукции, основной тон голоса, мелодика голоса, моторные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие.

Четвертый этап обследования. На четвертом этапе исследования проводится типизация отклонений речевого развития по проявлению признаков в обозначенных составляющих речевых систем детей.

Диагностические средства

Авторская методика по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии Е.В. Шереметьевой:

Данная методика предполагает тщательное изучение четырёх взаимосвязанных блоков, оказывающих непосредственное влияние на становление невербальных и вербальных средств коммуникации:

· психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте;

· когнитивных компонентов;

· естественной речевой среды;

· собственной языковой продукции ребенка.

Для графического построения индивидуального коммуникативно-языкового профиля ребенка раннего возраста в пособии и компьютерной программе Е.В. Шереметьевой использованы символы, представляющие собой сокращение до начальной литеры названия изучаемого показателя на английском языке:

· Блок сбора анамнестических данных: N – показатель неврологической патологии от англ. neuralgic;S –показатель соматической патологии от англ. somatic pathology ; H – показатель наследственной предрасположенности от англ. heredity.

· Блок изучения микросоциальных условий развития ребёнка: M – показатель стимуляции речевого развития близкими взрослыми от англ. мotive; M1 -. общение родителей с ребенком; M2 – общение ребёнка с родителями; LE –показательестественной языковой средыотангл. language environment;E –показатель состояния эмоционального развития от англ. emotion; V– показатель способности ребёнка к волевым усилиям от англ. volitional efforts.

· Блок изучения психофизиологических компонентов речевого развития:

Зрительное восприятие:VG –показатель состояния зрительного восприятия ребёнка от англ. visual gnosis.

Слуховое восприятие: NvAG –показательнеречевого слухового восприятия от англ. nonverbal auditory gnosis; PhG – показатель фонематического восприятия от англ. phonemic gnosis; UI– показатель понимания инструкций взрослого от англ. understanding instructions.

Двигательные предпосылки артикуляции:EB – показатель пищевого поведения ребёнка от англ. eating behavior; LA – показатель двигательных возможностей губных мышц от англ. labial, articulate;TA –показатель двигательных возможностей мышц языка от англ. tongue, articulate;JA – показатель двигательных возможностей мышц, удерживающих нижнюю челюсть от англ. jaw, articulate.

· Блок изучение когнитивных компонентов речевого развития:

OA – показатель сформированности предметной деятельности ребёнка от англ. objective activity; GA – показатель состояния игровых действий ребёнка от англ. gaming activities; SGA –показатель состояния оречевления игровых действий от англ. speech in game.

· Блок изучения доступных ребёнку средств общения

N-VMC –показательсостояниянеречевых средств коммуникации от англ. non-verbal means of communication;PLMC –начальные языковые средства общения от англ. primary linguistic means of communication.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...