Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ № 4 Воля и Деятельность




Воля - это сознательная активная регуляция человеком своего поведения и своих поступков, а также деятельности, которая обеспечивает преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

 Этапы волевого действия:

·Мотивация - мотив, который побуждает к совершению каких-либо действий.

·Конфликт - борьба мотивов (мотивационный конфликт).

·Намерение. Происходит принятие решения, выбор цели и формирование личностного смысла.

·Поступок - совершение или исполнение принятого намерения, подчинение всех своих действий поставленной цели, контроль за результатом.

Факторы, способствующие развитию воли:

·Игры с правилами.

·Ролевые игры.

·Четкая и продуманная инструкция взрослого и контроль за исполнением со стороны ребенка.

·Определенная последовательность, график выполнения, режим дня.

·Занятия спортом, спортивные игры, эстафеты, состязания в командах.

·Преодоление препятствий, а не избегание их.

Воля, также как и характер, тренируется и формируется с детства.

Деятельность

Деятельность - специфический вид человеческой активности, который направлен на создание условий своего проживания и изменение условий окружающей среды.

Отличия деятельности человека от животного:

·Животные только потребляют. Человек и потребляет, и создает продукты или услуги.

·Человек создает предметы материальной и духовной культуры и эти предметы имеют для него значение. Для животных эти предметы - не имеют значения.

·Активность человека обусловлена культурно-историческим развитием. Активность животного обусловлена эволюцией.

·Для человека деятельность является средством личностного развития. Для животных - лишь способ адаптации и выживания.

Структура деятельности:

·Мотив - то, что побуждает к действию.

·Цель - результат, на который настраивается человек.

·Средство - помогает осуществлению деятельности.

·Действие - определенный этап, который имеет свою цель, и действие всегда является самостоятельной единицей.

У деятельности всегда есть предмет(как материальный так и не материальный – «знание») - это то, с чем непосредственно имеет дело человек. Операция - это способ выполнения действия в реальных условиях.

Виды деятельности:

·Игровая деятельность - отдохнуть, снять напряжение; для детей носит развивающий характер.

·Учебная - получение знаний, умений и навыков, как в специально организованных условиях, так и спонтанно.

·Трудовая - преобразовывать условия своего проживания, и за это человек может получать вознаграждение-спасибо, деньги и т.п..

·Общение - самый первый вид деятельности в жизни любого человека, ставит целью обмен информацией, способ воздействия и влияние на других людей, установление взаимоотношений и взаимопонимания.

В зависимости от возраста, одна из 4-х деятельностей является ведущей или основной в определенный возрастной период.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

6.1. Эмоции и чувства

 

Понятие об эмоциях и чувствах

Вступая во взаимодействие с окружающим миром, человек отражает в своем мозгу не только многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости (это отражается в познавательных процессах), но и объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения: одни явления радуют, другие – печалят, одни – восхищают; другие – возмущают. Эта своеобразная сторона отражения мира составляет область чувств и эмоций.

Эмоциями и чувствами называют переживания человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Говоря о переживаниях человека, употребляют два термина (понятия): «чувства» и «эмоции».

В широком смысле это синонимы, в узком же каждое из них имеет свое собственное значение.

Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с потребностью человека. Эмоции представляют собой реакцию человека на предметы и явления окружающей действительности. Они сопровождают процесс ощущений как их эмоциональный фон.

Чувства же отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру, к удовлетворению сложных потребностей, возникающих в процессе развития личности.

Функции эмоций и чувств

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде (при помощи чувств и эмоций мы сигнализируем другим людям о том, в каком состоянии и настроении мы находимся и как сейчас надо с нами общаться). Это помогает в общении не только с людьми, но и с животными. Эмоциональное отражение часто опережает интеллектуальное (особенно если человек слабо регулирует свое поведение).

Регулирующая функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся трудности (чувство долга, ответственности, любви) или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию.

Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в «безобидные» процессы: секреция слезной железы, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, что в целом воспринимается как облегчение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...