Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ № 3. Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности.




Вопросы по теме:

1. Понятие«темперамент», физиологическая основа темперамента, типы темперамента.

2. Понятие «характер», предпосылки формирования характера, классификация характеров, акцентуации характера.

3. Понятие «способности», предпосылки их формирования, виды способностей, уровни способностей.

1.Мы по-разному реагируем на одни и те же ситуации, со своей скоростью включаемся в работу, с определенной степенью активности строим отношения с людьми, все это означает, что мы обладаем различными темпераментами. Что это такое - темперамент?

Темперамент - природные особенности поведения человека, типичные для одного, которые обуславливают динамику психической деятельности и проявляются в интенсивности и скорости реагирования, в степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, в скорости включения в различные виды деятельности, в особенностях приспособления к окружающей среде, а также они проявляются в различных видах деятельности и относительно постоянны в течение всей жизни человека.

Физиологическая основа темперамента. На протяжении веков исследования темперамент соотносили с качественными особенностями организма человека: Гиппократ соотносил темперамент с жидкостями в организме, И. Кант соотносил с особенностями крови человека, Э. Кречмер соотносил со строением тела человека.

Рассмотрим существующие подходы объясняющие физиологию темперамента:

·Гуморальный подход. Основателями являются Кант, Гиппократ. Первая древнейшая попытка объяснить темперамент была у «отца» медицины Гиппократа - с точки зрения жидкостей в организме человека. «Тemperamentum» с латинского - смесь, соотношение частей, жидкостей. Такое понимание связано с тем, что тип темперамента определяется соотношением в организме человека жидкостей, а точнее преобладанием. Гиппократ первым дал название 4 типов темперамента. «Сангвис» – кровь, то темперамент сангвиник: энергичный, жизнерадостный, быстрый, общительный, легко переносит трудности и неудачи. «Мелано-холе» - черная желчь, темперамент меланхолик: застенчивый, впечатлительный, склонен к грусти, робкий, быстро утомляется, чувствителен к невзгодам. «Холе» - обычная желчь, темперамент холерик: желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения.«Флегма» - слизь, темперамент флегматик: спокойный, медлительны, уравновешенный, медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.

Кант разделял темпераменты на 2 типа: темперамент чувства и темперамент степени активности деятельности. К темпераментам чувства относятся - сангвиник и меланхолик.

·С точки зрения свойств Нервной Системы. И. П. Павлов, Русалов, Теплов, Небылицин представители данного подхода. Павлов говорит о том, что основные нервные процессывозбуждение и торможениепроявляются и соотносятся у разных людей по-разному от рождения. Были установлены 3свойства нервных процессов: 1).Сила/Слабость (способность клетки выдерживать возбуждение, т.е. это работоспособность, выносливость нервной клетки), 2).Уравновешенность/Неуравновешенность (определенный баланс между процессами возбуждения и торможения), 3).Подвижность/Инертность, т.е. покой (быстрота смены одного процесса на другой, быстрота возникновения и прекращения нервного процесса на раздражение, быстрота возникновения условной связи, динамического стереотипа).

В дальнейшем Теплов, Небылицын и др. обнаружили в центральной нервной системе больше различных свойств и были внесены некоторые изменения, однако типология сохранилась в том виде, как предложил ее физиолог И. П. Павлов.

 

 

Типы темпераментов:

Тип Нервной системы

Сильная

Слабая

Свойства

нервных

процессов

Сила сильный сильный сильный слабый
Уравновешенность неуравновешенный уравновешенный уравновешенный неуравновешенный
Подвижность подвижный подвижный Инертный малоподвижный или инертный

 

Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

На 100% «чистого» темперамента нет, например холерик на все 100%.

Так же нет хорошего или плохого темперамента. Каждый тип темперамента обладает особыми «плюсами» и «минусами».

 

Определение типа темперамента по свойствам:

Свойства темперамента Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Эмоциональная возбудимость Повышенная, но Только на на положительные воздействия Повышенная Пониженная Повышенная, но только на на отрицательные воздействия
Темп реакции Ускоренный Ускоренный Замедленный Замедленный
Активность Высокая Высокая Высокая Низкая
Реактивность Высокая, примерно равна активности Высокая, преобладает над активностью Низкая Невысокая
Экстраверсия/ интроверсия Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт
Тревожность Низкая Низкая Низкая Тревожный
Общительность Высокая Высокая Низкая Низкая
Резистентность Высокая Высокая Высокая Низкая
Пластичность /ригидность Пластичность Ригидность Ригидность Пластичность

 

Интроверсия «обращенность внутрь себя» Экстраверсия «обращенность вовне»

Резистентность (степень – сопротивляемости утомлению и перегрузками)

Пластичность (способность адаптироваться к быстро и резко меняющимся условиям). Ригидность-Жесткость поведения, неспособность к гибкому поведению.

2.Характер (перевод - чеканка, слепок, отпечаток) - описывается чертами. Характер - определенное сочетание черт, которые обуславливают процессы общения и выполнения различных видов деятельности, стиль деятельности.

В основном структура характера формируется до 6-7 лет (закладывается основа характера), но в школьные годы появляется новый социальный статус - ученик. И эти годы может происходить изменение черт характера (черты становятся или ярче или в минимальном проявлении).

Предпосылки формирования характера:

·Природная - тип высшей нервной деятельности и тип темперамента, пол, телосложение (конституция).

·Социальная - стиль воспитания и стиль общения с ребенком (авторитарный, демократический, либерально-попустительский) в семье. Выполняемые социальные роли детей в семье: «кумир», «золушка», «болезненный ребенок», «козел отпущения»... Влияние оказывают социальные факторы: СМИ, национально-культурный аспект, социально-экономические условия, педагоги в Д/с, школах, кружках, секциях (с педагогич. методами и формами воспитания).

Структура характера определяется группами черт:

·Черты по отношению к самому себе: т. к. критичность, самолюбование, самоограничение..

·Черты по отношению к другим людям: доброта, коллективизм, чуткость, безразличие….

·Черты характера по отношению к делу или работе: лень, трудолюбие, усидчивость, инициативность, безответственность,….

·Черты по отношению к вещам и предметам: аккуратность, неряшливость, опрятность...

·Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, решительность, трусость, дисциплинированность...

Классификация характеров:

1. Характер может быть по преобладанию: эмоций, воли или разума:

·Эмоциональный

·Волевой

·Рассудительный

2. Характер может быть по преобладанию: экстраверсии или интроверсии:

·Экстравертивный

·Интровертивный

3. Характер по сформированности может быть:

·Цельный, определенный, сформированный

·Непредсказуемый, противоречивый

4. Характер может быть:

·Самостоятельный

·Конформный

 

Способности

3. Способности - психологическая особенность человека, от которой зависит легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления какой-либо деятельности.

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности?

Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. То есть человека считают способным, если он: во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки; во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Почему при равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью, и добиваются в ней успехов, чем другие? Т.к. каждая деятельность (конструктивная, математическая, музыкальная, педагогическая) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, скорости реакций, свойствам личности. Те люди, которые обладают ими способны к этой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что эти качества личности представляют собой целый комплекс, систему качеств (особенностей) - это и особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, это и эмоционально волевая сфера; это и элементы отношения к деятельности и др.

Предпосылки формирования способностей: Способности являются врожденным образованием или формируются в процессе жизни? Исследованиями установлено, что способности – прижизненное образование, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание активно формируют их.

Первая предпосылка – природная. Б. М. Теплов отметил анатомно-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками (особенности строения мозга, рост, темп реакций, нервной системы, особенности анализаторов др.).

Наряду с задатками существует вторая предпосылка к формированию способностей - социальная предпосылка, специально созданные условия обучения и воспитания.

Способности обязательно обнаруживаются, формируются и развиваются в специальной деятельности, поэтому важно знать к чему есть способности.

Классификация видов способностей по деятельности или по их направленности:

·Общие - отвечают требованиям широкого спектра (характерные для всех: умственные способности к обучению, общие двигательные способности, способности к общению, эстетические способности)

·Специальные - отвечают требованиям специальных видов деятельности, т.е. художественные, музыкальные, вокальные, лингвистические, математические, спортивные, танцевальные. Если человек выбирает профессию, требующую определенных способностей, то эти способности называются профессионально - важными качествами.

·Практические

·Теоретические

-Творческие (способность к созданию чего-либо нового, нестандартного, оригинального)

-Репродуктивные(обеспечивает высокое умение усваивать Знания, овладевать деятельностью, т.е. научившись чему-то, просто воспроизводит эти действия)

Уровни развития способностей:

Первый уровень - сами Способности.

Второй уровень - Одаренность: у детей или взрослых, обуславливает особенно успешную деятельность, в определенной деятельности выделяя их своей успешностью среди других людей.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминомталант.

Третий - Талант - это высокая степень способности, в какой либо одной области, доведенная до совершенства (композитор, художник).

Четвертый -Гениальность - когда человек максимально успешен в нескольких областях одновременно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...