Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛЕКЦИЯ № 3. Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности.
Вопросы по теме: 1. Понятие«темперамент», физиологическая основа темперамента, типы темперамента. 2. Понятие «характер», предпосылки формирования характера, классификация характеров, акцентуации характера. 3. Понятие «способности», предпосылки их формирования, виды способностей, уровни способностей. 1.Мы по-разному реагируем на одни и те же ситуации, со своей скоростью включаемся в работу, с определенной степенью активности строим отношения с людьми, все это означает, что мы обладаем различными темпераментами. Что это такое - темперамент? Темперамент - природные особенности поведения человека, типичные для одного, которые обуславливают динамику психической деятельности и проявляются в интенсивности и скорости реагирования, в степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, в скорости включения в различные виды деятельности, в особенностях приспособления к окружающей среде, а также они проявляются в различных видах деятельности и относительно постоянны в течение всей жизни человека. Физиологическая основа темперамента. На протяжении веков исследования темперамент соотносили с качественными особенностями организма человека: Гиппократ соотносил темперамент с жидкостями в организме, И. Кант соотносил с особенностями крови человека, Э. Кречмер соотносил со строением тела человека. Рассмотрим существующие подходы объясняющие физиологию темперамента: ·Гуморальный подход. Основателями являются Кант, Гиппократ. Первая древнейшая попытка объяснить темперамент была у «отца» медицины Гиппократа - с точки зрения жидкостей в организме человека. «Тemperamentum» с латинского - смесь, соотношение частей, жидкостей. Такое понимание связано с тем, что тип темперамента определяется соотношением в организме человека жидкостей, а точнее преобладанием. Гиппократ первым дал название 4 типов темперамента. «Сангвис» – кровь, то темперамент сангвиник: энергичный, жизнерадостный, быстрый, общительный, легко переносит трудности и неудачи. «Мелано-холе» - черная желчь, темперамент меланхолик: застенчивый, впечатлительный, склонен к грусти, робкий, быстро утомляется, чувствителен к невзгодам. «Холе» - обычная желчь, темперамент холерик: желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения.«Флегма» - слизь, темперамент флегматик: спокойный, медлительны, уравновешенный, медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям. Кант разделял темпераменты на 2 типа: темперамент чувства и темперамент степени активности деятельности. К темпераментам чувства относятся - сангвиник и меланхолик. ·С точки зрения свойств Нервной Системы. И. П. Павлов, Русалов, Теплов, Небылицин представители данного подхода. Павлов говорит о том, что основные нервные процессывозбуждение и торможениепроявляются и соотносятся у разных людей по-разному от рождения. Были установлены 3свойства нервных процессов: 1).Сила/Слабость (способность клетки выдерживать возбуждение, т.е. это работоспособность, выносливость нервной клетки), 2).Уравновешенность/Неуравновешенность (определенный баланс между процессами возбуждения и торможения), 3).Подвижность/Инертность, т.е. покой (быстрота смены одного процесса на другой, быстрота возникновения и прекращения нервного процесса на раздражение, быстрота возникновения условной связи, динамического стереотипа). В дальнейшем Теплов, Небылицын и др. обнаружили в центральной нервной системе больше различных свойств и были внесены некоторые изменения, однако типология сохранилась в том виде, как предложил ее физиолог И. П. Павлов.
Типы темпераментов:
На 100% «чистого» темперамента нет, например холерик на все 100%. Так же нет хорошего или плохого темперамента. Каждый тип темперамента обладает особыми «плюсами» и «минусами».
Определение типа темперамента по свойствам:
Интроверсия «обращенность внутрь себя» Экстраверсия «обращенность вовне» Резистентность (степень – сопротивляемости утомлению и перегрузками) Пластичность (способность адаптироваться к быстро и резко меняющимся условиям). Ригидность-Жесткость поведения, неспособность к гибкому поведению. 2.Характер (перевод - чеканка, слепок, отпечаток) - описывается чертами. Характер - определенное сочетание черт, которые обуславливают процессы общения и выполнения различных видов деятельности, стиль деятельности. В основном структура характера формируется до 6-7 лет (закладывается основа характера), но в школьные годы появляется новый социальный статус - ученик. И эти годы может происходить изменение черт характера (черты становятся или ярче или в минимальном проявлении). Предпосылки формирования характера: ·Природная - тип высшей нервной деятельности и тип темперамента, пол, телосложение (конституция). ·Социальная - стиль воспитания и стиль общения с ребенком (авторитарный, демократический, либерально-попустительский) в семье. Выполняемые социальные роли детей в семье: «кумир», «золушка», «болезненный ребенок», «козел отпущения»... Влияние оказывают социальные факторы: СМИ, национально-культурный аспект, социально-экономические условия, педагоги в Д/с, школах, кружках, секциях (с педагогич. методами и формами воспитания). Структура характера определяется группами черт: ·Черты по отношению к самому себе: т. к. критичность, самолюбование, самоограничение.. ·Черты по отношению к другим людям: доброта, коллективизм, чуткость, безразличие…. ·Черты характера по отношению к делу или работе: лень, трудолюбие, усидчивость, инициативность, безответственность,…. ·Черты по отношению к вещам и предметам: аккуратность, неряшливость, опрятность... ·Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, решительность, трусость, дисциплинированность... Классификация характеров: 1. Характер может быть по преобладанию: эмоций, воли или разума: ·Эмоциональный ·Волевой ·Рассудительный 2. Характер может быть по преобладанию: экстраверсии или интроверсии: ·Экстравертивный ·Интровертивный 3. Характер по сформированности может быть: ·Цельный, определенный, сформированный ·Непредсказуемый, противоречивый 4. Характер может быть: ·Самостоятельный ·Конформный
Способности 3. Способности - психологическая особенность человека, от которой зависит легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления какой-либо деятельности. Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. То есть человека считают способным, если он: во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки; во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень. Почему при равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью, и добиваются в ней успехов, чем другие? Т.к. каждая деятельность (конструктивная, математическая, музыкальная, педагогическая) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, скорости реакций, свойствам личности. Те люди, которые обладают ими способны к этой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что эти качества личности представляют собой целый комплекс, систему качеств (особенностей) - это и особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, это и эмоционально волевая сфера; это и элементы отношения к деятельности и др. Предпосылки формирования способностей: Способности являются врожденным образованием или формируются в процессе жизни? Исследованиями установлено, что способности – прижизненное образование, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание активно формируют их. Первая предпосылка – природная. Б. М. Теплов отметил анатомно-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками (особенности строения мозга, рост, темп реакций, нервной системы, особенности анализаторов др.). Наряду с задатками существует вторая предпосылка к формированию способностей - социальная предпосылка, специально созданные условия обучения и воспитания. Способности обязательно обнаруживаются, формируются и развиваются в специальной деятельности, поэтому важно знать к чему есть способности. Классификация видов способностей по деятельности или по их направленности: ·Общие - отвечают требованиям широкого спектра (характерные для всех: умственные способности к обучению, общие двигательные способности, способности к общению, эстетические способности) ·Специальные - отвечают требованиям специальных видов деятельности, т.е. художественные, музыкальные, вокальные, лингвистические, математические, спортивные, танцевальные. Если человек выбирает профессию, требующую определенных способностей, то эти способности называются профессионально - важными качествами. ·Практические ·Теоретические -Творческие (способность к созданию чего-либо нового, нестандартного, оригинального) -Репродуктивные(обеспечивает высокое умение усваивать Знания, овладевать деятельностью, т.е. научившись чему-то, просто воспроизводит эти действия) Уровни развития способностей: Первый уровень - сами Способности. Второй уровень - Одаренность: у детей или взрослых, обуславливает особенно успешную деятельность, в определенной деятельности выделяя их своей успешностью среди других людей. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминомталант. Третий - Талант - это высокая степень способности, в какой либо одной области, доведенная до совершенства (композитор, художник). Четвертый -Гениальность - когда человек максимально успешен в нескольких областях одновременно.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 357. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |