Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ № 1. История развития психологии.




Результат теста Направленность личности

Установлено, что лица с направленностью на себя (НС) имеют такие черты характера:

- больше заняты собой, своими чувствами и проблемами;

- делают необоснованные и поспешные выводы и предложения о других людях, так же ведут себя в дискуссиях;

- пытаются навязать свою волю группе;

- окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;

- нельзя понять, любят ли они других людей;

- не чувствуют, когда нужно говорить, а когда молчать и слушать.

Лица снаправленностью на взаимные действия (ВД):

- избегают прямого решения проблем;

- уступают давлению группы;

- не высказывают оригинальных идей и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;

- не работают интенсивно сами и не помогают группе подойти к сути вопроса;

- не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;

- не помогают отдельным членам группы выражать свои мысли и мало содействуют достижению общей цели.

Лица сделовой направленностью (НЗ):

- помогают отдельным членам группы выражать свои мыли;

- поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

- помогают группе дойти до сути вещей и имеют хорошие идеи относительно того, как продолжать работу;

- легко и доступно излагают свои мысли и соображения;

- могут составлять хорошие отчеты;

- берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;

- работают интенсивно;

- правильно оценивают, когда нужно говорить, а когда промолчать;

- в их присутствии все чувствуют себя свободно и непринужденно;

- не уклоняются от непосредственного решения проблем.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Процесс мышления.

Это высший познавательные процесс, в результате которого происходит порождение нового знания, новых идей, мыслей, выводов, через проебразрвание имеющихся представлений или преобразование действительности.

Процесс мышления – это процесс опосредованного познания действительности ( т.к. прямое познание осуществляется через органы чувств), который свзан с решением поставленных задач или проблем. Процесс мышления всегда целенаправлен и логически построен. Они составляют целостность процесса мышления. Итогом данного процесса является некоторая мысль, идея выраженная в словах. Специфическим результатом мышления может выступать понятие. Процесс мышления тесно связан с речью. Речь для мышления является носителем мысли. Мышление для речи – как средство общения.

Существуют мыслительные операции с помощь которых осуществляется процесс мышления:

·Сравнение – позволяет установить сходство и отличие в предметах. Результатом сравнения может стать классификация.

·Анализ – операция расчленения или разъединения целого на составные части.

·Синтез – построение целого из отдельных частей.

·Конкретизация – фиксация какого-либо признак без учета других качеств.

·Абстрагирование – выделение какого либо свойства или апекта и отвлечение от несущественных. Оно осуществляеться на основе предварительно проведенного анализа и синтеза.

·Обобщение – объединение предметов или явлений по их общему и существенному признаку и связывание его с классом предметов.

Формы логического мышления:

·Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль или идею.

·Умозаключение – это серия логически связанных высказываний из которых выводиться новое знание. Осуществляется тремя способами: дедукция, индукция, аналогия.

·Определение понятий - система суждений о некотором классе предметов или явлений (молоко, хлеб, конфеты объединяем в продукты питания).

Виды мышления в зависимости от возрастных периодов:

·Наглядно-действенное (до 4-5 лет).

·Наглядно-образное (совершение действий в уме включая воображение, до начальных классов преобладает у детей до 7 лет).

·Словесно-логическое и абстрактное (окончательно сформируется к 4- 5 клас.).

Мышление бывает:

·Теоретическое.

·Практическое.

Мышление каждого человека обладает индивидуальными качествами, особенностями:

  1. Быстрота ума – одни мыслят быстрее другие медленнее в сравнении с др. людьми.
  2. Самостоятельность ума - человек умеет видеть говые проблемы, ставит новые задачи и решать их по-свойму. Несамостоятельность- готовность опираться на мнение др. людей.
  3. Критичность – не принимает на веру, свои и чужие мысли. – анализирует их - взвешивает «за» и « против»
  4. Гибкость ума – выражается в свободе выбора новых приемов и средств решения поставленных задач.
  5. Широта ума – подразумевает умение привлечь большие знания к решению проблемы (говорят о нем Широкий кругозор) и творческое отношение к делу. Широту не путать с Поверзностностью и Разбрасоностью.
  6. Глубина ума – способность проникнуть в суть проблемы, явления, выявить существенные и основные закономерности и связи, предвидеть дальнейшее развитие событий.

 

Понятие «Интеллект» и «ум» шире чем понятие «Мышление», т.к. включает знания ранее наеопленные, включает работу всех других познавательных процессов. Т.к. Мышление представляет собой процесс решения поставленных задач с целью получения новых знаний.

 

Речь и язык.

Речь-вид деятельн. человека связанный с использованием естественного языка (родного на котором говорим) для решения различных ситуаций, для решения различных целей и задач.

Речь – полифункциональная, т.к. выполняет след.функции:

1) Является средством общения

2) Является средством мышления

3) Является носителем сознания

4) Является носителем памяти, информации (письмен.тексты)

5) Является средством управления поведением людей и собственным

6) Выражает психологическое состояние говорящего, его отношение к собеседнику

В основе речи лежит язык, который представляет собой одну из знаковых систем (естествен.язык)

К специальным знаковым системам относятся знаковые системы используемые в определ. видах деятельности- язык программирования, язык химии, физики, математики и т.д.

Отличие речи и языка:

Язык                                                                                              Речь

 

Я. – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков имеющих для людей определенный смысл и значение.   Р. - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что соответствующая им система письменных знаков.  
Я. – един для всех кто пользуется им Р. – является индивидуально своеобразной
Я. - отражает в себе психологию народа, для которого он является родным В Р. – выражается психология отдельно взятого человека или общности людей для которых данные особенности речи характерны
Я. – может существовать и развиваться относительно самостоятельно независимо от человека, по законам не связанным с психологией и поведением Р. – без усвоения языка не возможна

Связующим звеном между зыком и Речью является – Значение слова. Язык состоит из «понятий», в которых в обобщенном виде представлены самые разнообразные сведения.

Физиологическая основа речи:

Основу речи составляет деятельность 2-й сигнальной системы мозга, где раздражителем является – слово, которое существует в 3-х формах: слышимое, видимое, произносимое.

Первая сигнальная система отвечает за восприятие предметов.

Речь имеет паралингвистические признаки:

*Интонация                       

*Громкость                   Все они передают эмоциональное состояние говорящего

*Темп                                  

*Телесные движения:

- жесты

- мимика

- пантомимика

Виды речи:

Внутренняя – речь мысль, внутренний диалог, та форма которая составляет основу речевого мышления интеллектуального общения. Она явл-ся средством мышления и в жизни выполняет следующие функции:

 - Организует мышление

- Регулирует психику и поведение

Внешняя – т.е. устная форма речи.

Виды речи по кол-ву участвующих:

Диалог - участвуют несколько говорящих, двухсторонний обмен информацией, где реплики одного - это ответы на высказывания другого человека.

Монолог – участвует только один человек.

Виды речи по форме:

 - письменная (выступает как способ запоминания информации)

 - устная ( т.е. это внешняя)

 

 

ЛЕКЦИЯ № 1. История развития психологии.

1. Цели, задачи, предмет и принципы науки. 2. Сравнение развития психики человека и животного.

3. Этапы развития психологии как науки. 4. Структуру науки. 5. Классификация методов исследования.

Психология - это наука о душе (psyche-душа + logos-знание). Существует несколько вариантов определения слова «психология». Несколько из них. Психология - это наука, которая изучает психические явления и механизмы их взаимодействия. Психология наука, описывающая душевные явления. Психология наука, изучающая и объясняющая поведение человека. Психические явления, которые изучает наука, являются основным предметом изучения науки, но не единственным. К «психическим явлениям» относятся: психические процессы, психич. свойства и психич. состояния. Что же это за психические явления? К психическим процессам относятся к примеру - Я решил, Я вспомнил, Я увидел, Я сказал… К психическим состояниям – Я растерян, Я возбужден, Я встревожен, Я уверен, Я сосредоточен…К психическим свойствам – темперамент, характер, способности, направленность личности( они явл-ся устойчивыми и закрепленными особенностями в структуре Личности). Психология изучает человека в различных планах, а именно: - изучение личности, - психических явлений, - видов деятельности человека, - личность в культурно-историческом плане, личность во взаимодействии с другими людьми и группой. Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики в общественном сознании человека как конкретно исторической личности. Психика - это субъективное отражение объективного мира (вся информация, которая есть в окружающем мире, отражается в нашем сознании). Психическое отражение – правильное отражение действительности, имеющее многократный характер (т.е. внешнее воздействие преломляется через внутренние особенности того кто отражает.Сознание - это высший уровень развития психики, характерный только для человека. Сознание и деятельность человека рассматриваются в единстве, разорвать их практически невозможно. Сознание выступает в качестве регулятора действий и поступков человека. У сознания есть высшая ступень - это самосознание, включающее в себя представление о самом себе (знание о себе) и отношение к себе (самооценка). Под самопознанием следует понимать изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание происходит через: - самопознание себя путем анализа результатов собственной деятельности, - самонаблюдение, - самоконтроль и самовоспитание.

Цели науки: быстро и эффективно помогать людям в решении возникающих у них проблем.

Задачи науки:

·Понять сущность психики, психических явлений и их закономерности.

·Научиться управлять психическими явлениями.

·Предоставить теоретические данные для эффективного решения проблем на практике.

Принципы науки:

·Системности (все психические явления рассматриваются как элементы целостной психической организации).

·Единства теории и практики.

·Единства личности, деятельности и сознания.

·Развития психики (признание изменения псих.процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому).

·Личностного подхода( к конкретной личности адресное отношение, а не в общем виде).

·Детерминизма (любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром).

·Рефлекторной и социально-исторической обусловленности психики человека.

Сравнение развития психики человека и животного.

Психика человека отличается от психики высших животных.

·1-й уровень - Элементарная чувствительность.

·2-й уровень - Предметное восприятие.

·3-й уровень - Отражение межпредметных связей.

Уровни развития психики животного:

·1-й уровень - Инстинкты (врожденные формы реагирования на окружающую среду).

·2-й уровень - Навык (приобретаемая форма поведения, которая не передается по наследству).

·3-й уровень - Элементарное интеллектуальное поведение (элементарное мышление) высших животных.

Этапы развития психологии как науки:

·с 3-й век до н.э. – до 12-15 век н.э. Психология - наука о душе. Философы трактовали душу как «сверхъестественное» и с ее помощью пытались трактовать все непонятное человеку (Сократ, Платон...). Гиппократ в этот период осуществил первую попытку объяснить темперамент человека. Он говорил, что сангвис - кровь, сангвиник. Мелано-холе - черная желчь, меланхолик. Холе - обычная желчь, холерик. Флегма - слизь, флегматик.

·С 15-18 века – до 19 века. Наука о сознании. Во втором этапе единственный метод познания человека назывался интроспекцией (самонаблюдение).

На стыке второго и третьего этапа (т.е. с половины 19 в.) наука становится самостоятельной, так как в Лейпциге в 1879 Вильгельм Вундт провел первые эксперименты с человеком. И с этого момента у науки есть методы познания человека. В дальнейшем его лаборатория переросла в целый Экспериментальный институт. Изучались: скорости реагирования человека, болевой порог и пороги чувствительности т.п. Вслед за экспериментом появляются и другие методы, такие как тесты, опросники и т. д.

·Начиная с 19 века меняется предмет, и наука становится наукой о поведении. Первый об этом заговорил Джон Уотсон. Он представитель бихевиоризма (поведения), который говорил о том, что надо изучать то, что можно увидеть – поступок, реакцию, поведение. Гештальт-подход, его основатель Курт Левин, говорит о том, что должна быть целостность психический явлений, нельзя разрывать окружающую среду и поведенческие реакции человека на эту среду. Психоанализ Фрейда - бессознательное движет поведением человека. Его ученики - Юнг и Адлер были с ним не согласны и говорили, что есть коллективное бессознательное. Независимо от эпох, национальности, мест, возраста у человека есть архитипы.

·20-й век – по настоящее время. Появляются отрасли психологии ориентированные на практику, психологические службы, чтобы в максимально в короткие сроки помочь людям адаптироваться к резко меняющимся условиям. Наука сосредотачивается в научно-исследовательских лабораториях. Обязательной становиться психологическая подготовка людей разных специальностей.

Рассмотрим структуру науки:

·Существует базовая или общая психология, цель которой выработать теоретические знания. В ней два блока: психология личности (характер, темперамент, способности, эмоции, воля и направленность личности), психология познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, внимание, воображение, речь, память).

·Существует прикладная психология, цель которой внедрить теоретические знания в практику.

·Специальные отрасли (медицинская, педагогическая, возрастная, спорта, рекламы, труда, патопсихология...)

Классификация методов исследования.

Методы - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, которые используют далее для построения научных теорий и практических рекомендаций.

Этапы психологического исследования(не зависимо от выбора методов эти этапы сохраняются):

·Изучение проблемы по литературе. Определение объекта исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Отбор и обоснование метода исследования (если есть необходимость, то разработка теста или опросника).

·Сбор эмпирических данных в ходе взаимосвязанных серий с целью проверки справедливости выдвинутой гипотезы.

·Количественная обработка данных.

·Анализ и интерпретация полученных данных.

·Теоретические выводы и практические рекомендации.

Классификация методов.

Есть методы строгоформализованные и малоформализованные.

К строго формализованным относят: эксперимент, тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

К малоформализованным: беседа, интервью, наблюдение, анализ результатов деятельности.

Еще существуют методы: биографический метод, близнецовый метод, архивный метод, метод социометрии, метод моделирования.

Эксперимент - искусственное создание ситуации для изучения какого-либо явления. Бывает: лабораторный и естественный. Для него необходимо добровольное согласие испытуемого.

Тест слово перев.санглиск. как проба, испытание. Этот метод с помощью которого можно достаточно точно оценить степень развития определенных качеств у человека и сравнить их результатами у др. людей. Тесты по форме проведения тесты бывают индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.

По содержанию тесты: тесты личности, достижений, интеллекта, способностей.

В тесте всегда есть правильный и неправильный вариант, а в опросниках нет. В опросниках есть вопросы открытого и закрытого характера.

По содержанию опросники бывают: личностные опросники и опросники-анкеты.

Проективные методики.

Методики проективной техники. В основе лежит механизм бессознательного проецирования (невольного приписывания) собственных качеств, особенностей, недостатков, мыслей другим людям. Пример: тест Люшера, Рисуночные – Несуществующее животное, Дом, дерево, человек, Кактус...

Психофизиологические методики позволяют выявить индивидуальные особенности человека, которые обусловлены свойствами нервной системы. Пример: Теппинг-тест, Проба Лачинса...

Анализ результатов деятельности - анализу подвергаются рисунки, сочинения, техническое творчество.

Наблюдение может быть внутреннее и внешнее. Самонаблюдение (внутреннее) может проводится через ведение дневников, автобиографий, автопортретов. Наблюдение может быть свободное и стандартизированное, включенное и стороннее, скрытое.

Социометрия – позволяет изучить взаимотношения в коллективе, положение человека в группе.

ЛЕКЦИЯ № 2.

Личность.

1. Сравнение понятий человек, личность, индивид, индивидуальность.

2. Социализация личности. Кризисы личностного развития по Эрику Эриксону.

3. Структура личности. Сравнительный анализ структур личности.

В понятии индивид зафиксирован факт принадлежности к человеческому роду. Человек - биосоциальнье существо, которое наделено сознанием, речью - высшие психические функции. Человек имеет определенный стиль деятельности, может создавать и улучшать условия своего проживания. Личность – это качество социальное, это конкретно взятый человек в системе таких психологических характеристик, которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, которые определяют нравственные поступки человека, которые имеют значение для него самого и для окружающих. Индивидуальность - отличие одной личности от другой. Определяется следующими параметрами: характер, темперамент, способности, направленность, индивидуальные качества познавательных процессов, индивидуальный стиль деятельности. Процесс становления личности имеет следующую цепочку: социально-экономическая формация, социальная среда, образ жизни (путь, который позволяет сформировать те или иные личностные особенности). Социализация личности - это процесс становления личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек перенимает определенные правила и нормы, которые устанавливает общество.

Этапы социализации:

·Этап адаптации (от рождения до подросткового периода).

·Этап индивидуализации (процесс заявления о себе обществу) К окончанию подросткового периода формируется образ я и я-концепция.

·Этап интеграции (желание вписаться в общество и отвоевать свое место в нем). В этот период может быть 3-и позиции:- позиция конформизма (внешнее соглашение с массой или группой); - агрессивные тактики поведения, защита своего я, своей непохожести на других; - стать таким как все.

·Трудовая стадия (человек воспроизводит тот опыт, который он накопил, до 55/60.

·Послетрудовой период (передача опыта и знаний следующим поколениям).

Крайние варианты (благополучного и неблагополучного) развития личности по Эрику Эриксону (8 возрастных кризисов):

·В 1 год. Доверие к миру / Страх и недоверие к миру.

·В 3 года. Автономности и самостоятельности / Чувство вины.

·В 5-6 лет. Проявление инициативности / Стыд.

·В 7-12 лет. Трудолюбие / Комплекс неполноценности.

·В 12-18 лет. Личностное самоопределение / Индивидуальная серость и позиция конформизма.

·В 16-30. Интимность. Общение с близкими / Психологическая изолированность.

·В 30-60. Забота и воспитание подрастающего поколения / Полное погружение в себя.

·>60. Полное удовлетворение прожитым / Полное отчаяние.

Структура личностипо Платонову имеет следующие подструктруры:

·Биологическая обусловленность - пол, внешность, конституция, свойства нервной системы, высшая нервная деятельность, тип темперамента.

·Структура индивидуальных познавательных процессов – мышление, память, внимание, речь, способности.

·Подструктура социального опыта - знания, умения и навыки.

·Направленность личности (активный двигатель жизненных процессов человека). Существуют формы направленности: желания, влечения, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, склонности.

Структура по Ковалеву:

·Система упражнений.

·Характер.

·Возможности.

·Направленность.

Структура по Рубинштейну:

·Индивидуально-типологические особенности.

·Знания, умения, навыки.

·Направленность.

Структура по Фрейду:

·Я - сознание. Работает по принципу реальности. Самосознание человека. Самооценка и отношение к себе.

·Оно - бессознательное.Работает по принципу удовольствия. Унаследовано человеком от природы.

·Сверх-Я - частично на сознательном, частично на бессознательном уровне. Руководствуется идеальным представлением и тем, как надо вести себя в обществе. Происходит воздействие общества и старших поколений на человека.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 142.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...