Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛЕКЦИЯ № 1. История развития психологии.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Результат теста Направленность личности Установлено, что лица с направленностью на себя (НС) имеют такие черты характера: - больше заняты собой, своими чувствами и проблемами; - делают необоснованные и поспешные выводы и предложения о других людях, так же ведут себя в дискуссиях; - пытаются навязать свою волю группе; - окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно; - нельзя понять, любят ли они других людей; - не чувствуют, когда нужно говорить, а когда молчать и слушать. Лица снаправленностью на взаимные действия (ВД): - избегают прямого решения проблем; - уступают давлению группы; - не высказывают оригинальных идей и нелегко понять, что такой человек хочет выразить; - не работают интенсивно сами и не помогают группе подойти к сути вопроса; - не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач; - не помогают отдельным членам группы выражать свои мысли и мало содействуют достижению общей цели. Лица сделовой направленностью (НЗ): - помогают отдельным членам группы выражать свои мыли; - поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели; - помогают группе дойти до сути вещей и имеют хорошие идеи относительно того, как продолжать работу; - легко и доступно излагают свои мысли и соображения; - могут составлять хорошие отчеты; - берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи; - работают интенсивно; - правильно оценивают, когда нужно говорить, а когда промолчать; - в их присутствии все чувствуют себя свободно и непринужденно; - не уклоняются от непосредственного решения проблем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Процесс мышления. Это высший познавательные процесс, в результате которого происходит порождение нового знания, новых идей, мыслей, выводов, через проебразрвание имеющихся представлений или преобразование действительности. Процесс мышления – это процесс опосредованного познания действительности ( т.к. прямое познание осуществляется через органы чувств), который свзан с решением поставленных задач или проблем. Процесс мышления всегда целенаправлен и логически построен. Они составляют целостность процесса мышления. Итогом данного процесса является некоторая мысль, идея выраженная в словах. Специфическим результатом мышления может выступать понятие. Процесс мышления тесно связан с речью. Речь для мышления является носителем мысли. Мышление для речи – как средство общения. Существуют мыслительные операции с помощь которых осуществляется процесс мышления: ·Сравнение – позволяет установить сходство и отличие в предметах. Результатом сравнения может стать классификация. ·Анализ – операция расчленения или разъединения целого на составные части. ·Синтез – построение целого из отдельных частей. ·Конкретизация – фиксация какого-либо признак без учета других качеств. ·Абстрагирование – выделение какого либо свойства или апекта и отвлечение от несущественных. Оно осуществляеться на основе предварительно проведенного анализа и синтеза. ·Обобщение – объединение предметов или явлений по их общему и существенному признаку и связывание его с классом предметов. Формы логического мышления: ·Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль или идею. ·Умозаключение – это серия логически связанных высказываний из которых выводиться новое знание. Осуществляется тремя способами: дедукция, индукция, аналогия. ·Определение понятий - система суждений о некотором классе предметов или явлений (молоко, хлеб, конфеты объединяем в продукты питания). Виды мышления в зависимости от возрастных периодов: ·Наглядно-действенное (до 4-5 лет). ·Наглядно-образное (совершение действий в уме включая воображение, до начальных классов преобладает у детей до 7 лет). ·Словесно-логическое и абстрактное (окончательно сформируется к 4- 5 клас.). Мышление бывает: ·Теоретическое. ·Практическое. Мышление каждого человека обладает индивидуальными качествами, особенностями:
Понятие «Интеллект» и «ум» шире чем понятие «Мышление», т.к. включает знания ранее наеопленные, включает работу всех других познавательных процессов. Т.к. Мышление представляет собой процесс решения поставленных задач с целью получения новых знаний.
Речь и язык. Речь-вид деятельн. человека связанный с использованием естественного языка (родного на котором говорим) для решения различных ситуаций, для решения различных целей и задач. Речь – полифункциональная, т.к. выполняет след.функции: 1) Является средством общения 2) Является средством мышления 3) Является носителем сознания 4) Является носителем памяти, информации (письмен.тексты) 5) Является средством управления поведением людей и собственным 6) Выражает психологическое состояние говорящего, его отношение к собеседнику В основе речи лежит язык, который представляет собой одну из знаковых систем (естествен.язык) К специальным знаковым системам относятся знаковые системы используемые в определ. видах деятельности- язык программирования, язык химии, физики, математики и т.д. Отличие речи и языка: Язык Речь
Связующим звеном между зыком и Речью является – Значение слова. Язык состоит из «понятий», в которых в обобщенном виде представлены самые разнообразные сведения. Физиологическая основа речи: Основу речи составляет деятельность 2-й сигнальной системы мозга, где раздражителем является – слово, которое существует в 3-х формах: слышимое, видимое, произносимое. Первая сигнальная система отвечает за восприятие предметов. Речь имеет паралингвистические признаки: *Интонация *Громкость Все они передают эмоциональное состояние говорящего *Темп *Телесные движения: - жесты - мимика - пантомимика Виды речи: Внутренняя – речь мысль, внутренний диалог, та форма которая составляет основу речевого мышления интеллектуального общения. Она явл-ся средством мышления и в жизни выполняет следующие функции: - Организует мышление - Регулирует психику и поведение Внешняя – т.е. устная форма речи. Виды речи по кол-ву участвующих: Диалог - участвуют несколько говорящих, двухсторонний обмен информацией, где реплики одного - это ответы на высказывания другого человека. Монолог – участвует только один человек. Виды речи по форме: - письменная (выступает как способ запоминания информации) - устная ( т.е. это внешняя)
ЛЕКЦИЯ № 1. История развития психологии. 1. Цели, задачи, предмет и принципы науки. 2. Сравнение развития психики человека и животного. 3. Этапы развития психологии как науки. 4. Структуру науки. 5. Классификация методов исследования. Психология - это наука о душе (psyche-душа + logos-знание). Существует несколько вариантов определения слова «психология». Несколько из них. Психология - это наука, которая изучает психические явления и механизмы их взаимодействия. Психология наука, описывающая душевные явления. Психология наука, изучающая и объясняющая поведение человека. Психические явления, которые изучает наука, являются основным предметом изучения науки, но не единственным. К «психическим явлениям» относятся: психические процессы, психич. свойства и психич. состояния. Что же это за психические явления? К психическим процессам относятся к примеру - Я решил, Я вспомнил, Я увидел, Я сказал… К психическим состояниям – Я растерян, Я возбужден, Я встревожен, Я уверен, Я сосредоточен…К психическим свойствам – темперамент, характер, способности, направленность личности( они явл-ся устойчивыми и закрепленными особенностями в структуре Личности). Психология изучает человека в различных планах, а именно: - изучение личности, - психических явлений, - видов деятельности человека, - личность в культурно-историческом плане, личность во взаимодействии с другими людьми и группой. Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики в общественном сознании человека как конкретно исторической личности. Психика - это субъективное отражение объективного мира (вся информация, которая есть в окружающем мире, отражается в нашем сознании). Психическое отражение – правильное отражение действительности, имеющее многократный характер (т.е. внешнее воздействие преломляется через внутренние особенности того кто отражает.Сознание - это высший уровень развития психики, характерный только для человека. Сознание и деятельность человека рассматриваются в единстве, разорвать их практически невозможно. Сознание выступает в качестве регулятора действий и поступков человека. У сознания есть высшая ступень - это самосознание, включающее в себя представление о самом себе (знание о себе) и отношение к себе (самооценка). Под самопознанием следует понимать изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание происходит через: - самопознание себя путем анализа результатов собственной деятельности, - самонаблюдение, - самоконтроль и самовоспитание. Цели науки: быстро и эффективно помогать людям в решении возникающих у них проблем. Задачи науки: ·Понять сущность психики, психических явлений и их закономерности. ·Научиться управлять психическими явлениями. ·Предоставить теоретические данные для эффективного решения проблем на практике. Принципы науки: ·Системности (все психические явления рассматриваются как элементы целостной психической организации). ·Единства теории и практики. ·Единства личности, деятельности и сознания. ·Развития психики (признание изменения псих.процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому). ·Личностного подхода( к конкретной личности адресное отношение, а не в общем виде). ·Детерминизма (любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром). ·Рефлекторной и социально-исторической обусловленности психики человека. Сравнение развития психики человека и животного. Психика человека отличается от психики высших животных. ·1-й уровень - Элементарная чувствительность. ·2-й уровень - Предметное восприятие. ·3-й уровень - Отражение межпредметных связей. Уровни развития психики животного: ·1-й уровень - Инстинкты (врожденные формы реагирования на окружающую среду). ·2-й уровень - Навык (приобретаемая форма поведения, которая не передается по наследству). ·3-й уровень - Элементарное интеллектуальное поведение (элементарное мышление) высших животных. Этапы развития психологии как науки: ·с 3-й век до н.э. – до 12-15 век н.э. Психология - наука о душе. Философы трактовали душу как «сверхъестественное» и с ее помощью пытались трактовать все непонятное человеку (Сократ, Платон...). Гиппократ в этот период осуществил первую попытку объяснить темперамент человека. Он говорил, что сангвис - кровь, сангвиник. Мелано-холе - черная желчь, меланхолик. Холе - обычная желчь, холерик. Флегма - слизь, флегматик. ·С 15-18 века – до 19 века. Наука о сознании. Во втором этапе единственный метод познания человека назывался интроспекцией (самонаблюдение). На стыке второго и третьего этапа (т.е. с половины 19 в.) наука становится самостоятельной, так как в Лейпциге в 1879 Вильгельм Вундт провел первые эксперименты с человеком. И с этого момента у науки есть методы познания человека. В дальнейшем его лаборатория переросла в целый Экспериментальный институт. Изучались: скорости реагирования человека, болевой порог и пороги чувствительности т.п. Вслед за экспериментом появляются и другие методы, такие как тесты, опросники и т. д. ·Начиная с 19 века меняется предмет, и наука становится наукой о поведении. Первый об этом заговорил Джон Уотсон. Он представитель бихевиоризма (поведения), который говорил о том, что надо изучать то, что можно увидеть – поступок, реакцию, поведение. Гештальт-подход, его основатель Курт Левин, говорит о том, что должна быть целостность психический явлений, нельзя разрывать окружающую среду и поведенческие реакции человека на эту среду. Психоанализ Фрейда - бессознательное движет поведением человека. Его ученики - Юнг и Адлер были с ним не согласны и говорили, что есть коллективное бессознательное. Независимо от эпох, национальности, мест, возраста у человека есть архитипы. ·20-й век – по настоящее время. Появляются отрасли психологии ориентированные на практику, психологические службы, чтобы в максимально в короткие сроки помочь людям адаптироваться к резко меняющимся условиям. Наука сосредотачивается в научно-исследовательских лабораториях. Обязательной становиться психологическая подготовка людей разных специальностей. Рассмотрим структуру науки: ·Существует базовая или общая психология, цель которой выработать теоретические знания. В ней два блока: психология личности (характер, темперамент, способности, эмоции, воля и направленность личности), психология познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, внимание, воображение, речь, память). ·Существует прикладная психология, цель которой внедрить теоретические знания в практику. ·Специальные отрасли (медицинская, педагогическая, возрастная, спорта, рекламы, труда, патопсихология...) Классификация методов исследования. Методы - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, которые используют далее для построения научных теорий и практических рекомендаций. Этапы психологического исследования(не зависимо от выбора методов эти этапы сохраняются): ·Изучение проблемы по литературе. Определение объекта исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Отбор и обоснование метода исследования (если есть необходимость, то разработка теста или опросника). ·Сбор эмпирических данных в ходе взаимосвязанных серий с целью проверки справедливости выдвинутой гипотезы. ·Количественная обработка данных. ·Анализ и интерпретация полученных данных. ·Теоретические выводы и практические рекомендации. Классификация методов. Есть методы строгоформализованные и малоформализованные. К строго формализованным относят: эксперимент, тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики. К малоформализованным: беседа, интервью, наблюдение, анализ результатов деятельности. Еще существуют методы: биографический метод, близнецовый метод, архивный метод, метод социометрии, метод моделирования. Эксперимент - искусственное создание ситуации для изучения какого-либо явления. Бывает: лабораторный и естественный. Для него необходимо добровольное согласие испытуемого. Тест слово перев.санглиск. как проба, испытание. Этот метод с помощью которого можно достаточно точно оценить степень развития определенных качеств у человека и сравнить их результатами у др. людей. Тесты по форме проведения тесты бывают индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные. По содержанию тесты: тесты личности, достижений, интеллекта, способностей. В тесте всегда есть правильный и неправильный вариант, а в опросниках нет. В опросниках есть вопросы открытого и закрытого характера. По содержанию опросники бывают: личностные опросники и опросники-анкеты. Проективные методики. Методики проективной техники. В основе лежит механизм бессознательного проецирования (невольного приписывания) собственных качеств, особенностей, недостатков, мыслей другим людям. Пример: тест Люшера, Рисуночные – Несуществующее животное, Дом, дерево, человек, Кактус... Психофизиологические методики позволяют выявить индивидуальные особенности человека, которые обусловлены свойствами нервной системы. Пример: Теппинг-тест, Проба Лачинса... Анализ результатов деятельности - анализу подвергаются рисунки, сочинения, техническое творчество. Наблюдение может быть внутреннее и внешнее. Самонаблюдение (внутреннее) может проводится через ведение дневников, автобиографий, автопортретов. Наблюдение может быть свободное и стандартизированное, включенное и стороннее, скрытое. Социометрия – позволяет изучить взаимотношения в коллективе, положение человека в группе. ЛЕКЦИЯ № 2. Личность. 1. Сравнение понятий человек, личность, индивид, индивидуальность. 2. Социализация личности. Кризисы личностного развития по Эрику Эриксону. 3. Структура личности. Сравнительный анализ структур личности. В понятии индивид зафиксирован факт принадлежности к человеческому роду. Человек - биосоциальнье существо, которое наделено сознанием, речью - высшие психические функции. Человек имеет определенный стиль деятельности, может создавать и улучшать условия своего проживания. Личность – это качество социальное, это конкретно взятый человек в системе таких психологических характеристик, которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, которые определяют нравственные поступки человека, которые имеют значение для него самого и для окружающих. Индивидуальность - отличие одной личности от другой. Определяется следующими параметрами: характер, темперамент, способности, направленность, индивидуальные качества познавательных процессов, индивидуальный стиль деятельности. Процесс становления личности имеет следующую цепочку: социально-экономическая формация, социальная среда, образ жизни (путь, который позволяет сформировать те или иные личностные особенности). Социализация личности - это процесс становления личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек перенимает определенные правила и нормы, которые устанавливает общество. Этапы социализации: ·Этап адаптации (от рождения до подросткового периода). ·Этап индивидуализации (процесс заявления о себе обществу) К окончанию подросткового периода формируется образ я и я-концепция. ·Этап интеграции (желание вписаться в общество и отвоевать свое место в нем). В этот период может быть 3-и позиции:- позиция конформизма (внешнее соглашение с массой или группой); - агрессивные тактики поведения, защита своего я, своей непохожести на других; - стать таким как все. ·Трудовая стадия (человек воспроизводит тот опыт, который он накопил, до 55/60. ·Послетрудовой период (передача опыта и знаний следующим поколениям). Крайние варианты (благополучного и неблагополучного) развития личности по Эрику Эриксону (8 возрастных кризисов): ·В 1 год. Доверие к миру / Страх и недоверие к миру. ·В 3 года. Автономности и самостоятельности / Чувство вины. ·В 5-6 лет. Проявление инициативности / Стыд. ·В 7-12 лет. Трудолюбие / Комплекс неполноценности. ·В 12-18 лет. Личностное самоопределение / Индивидуальная серость и позиция конформизма. ·В 16-30. Интимность. Общение с близкими / Психологическая изолированность. ·В 30-60. Забота и воспитание подрастающего поколения / Полное погружение в себя. ·>60. Полное удовлетворение прожитым / Полное отчаяние. Структура личностипо Платонову имеет следующие подструктруры: ·Биологическая обусловленность - пол, внешность, конституция, свойства нервной системы, высшая нервная деятельность, тип темперамента. ·Структура индивидуальных познавательных процессов – мышление, память, внимание, речь, способности. ·Подструктура социального опыта - знания, умения и навыки. ·Направленность личности (активный двигатель жизненных процессов человека). Существуют формы направленности: желания, влечения, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, склонности. Структура по Ковалеву: ·Система упражнений. ·Характер. ·Возможности. ·Направленность. Структура по Рубинштейну: ·Индивидуально-типологические особенности. ·Знания, умения, навыки. ·Направленность. Структура по Фрейду: ·Я - сознание. Работает по принципу реальности. Самосознание человека. Самооценка и отношение к себе. ·Оно - бессознательное.Работает по принципу удовольствия. Унаследовано человеком от природы. ·Сверх-Я - частично на сознательном, частично на бессознательном уровне. Руководствуется идеальным представлением и тем, как надо вести себя в обществе. Происходит воздействие общества и старших поколений на человека.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |