Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Преступления против порядка управления (Глава 33 УК)




 

Понятие и виды преступлений против порядка управления[1]

 

Всего Глава 33 УК содержит 29 статей, в которых формулируются 46 основных составов, а именно: 29 основных, 15 квалифицированных и 2 особо квалифицированных.

По характеру и степени общественной опасности законодатель относит эти преступления к следующим категориям:

Ø 20 составов относятся к преступлениям, не представляющих большой общественной опасности;

Ø 20 составов относятся к менее тяжким преступлениям;

Ø 5 составов относятся к тяжким преступлениям;

Ø 1 состав относится к особо тяжким преступлениям (ст.362).

 

Родовой объект: общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления органами государственной власти и управления, их должностными лицами своей правомерной управленческой (исполнительной и распорядительной), отвечающей интересам человека и общества, деятельности, в том числе относящиеся к удостоверению и реализации юридических прав и обязанностей физических и юридических лиц. Указанные посягательства могут нанести вред нормальной управленческой деятельности в пределах любого ее уровня: и республиканского и местного.

По объекту данные преступления близки к преступлениям против интересов службы: и те и другие посягают на правильную работу государственного аппарата.

 

В сфере управления возникают два типа отношений:

1. Должностных лиц с государственными органами, в которых они работают. Этот тип отношений характерен для должностных преступлений. На первом плане здесь интересы государственной службы как в республиканских, так и местных органов власти и управления. Это преступления изнутри;

2. Отношения государственных органов и должностных лиц с частными лицами. Общественные отношения этого типа нарушаются, как правило, при совершении преступлений против порядка управления. Предметно порядок управления в данном случае характеризуют отношения, которые возникают между членами общества с одной стороны и органами государственной власти и управления и их представителями с другой стороны в процессе осуществления последними правомерной исполнительной и распорядительной деятельности.

 

Отличаются и по субъекту: должностные преступления могут совершаться только должностными лицами (исключение – ст.427), преступления против порядка управления совершаются частными лицами. Специальный субъект – должностное лицо – в системе названных случаев рассматривается как квалифицирующее обстоятельство. В некоторых составах в качестве обязательного признака рассматривается и указывается потерпевший (сотрудник ОВД, представитель власти, должностное лицо), либо предмет (государственный флаг, герб, гимн, печати, штампы, бланки). С объективной стороны преступления против порядка управления в большинстве случаев характеризуется только активным поведением – действием. По конструкции объективной стороны указанные преступления в основном являются формальными. Последствия обязательны при описании отдельных составов (ст.362, 372, 383).

Субъективная сторона: в основном умышленная вина. При этом многие посягательства могут быть совершены только с прямым умыслом и лишь 2 преступления предполагают неосторожную вину (ст.372, 374).

Некоторые составы специально указывают на цель (ст.364, 365, 366, 380, 381, 387).

Важен мотив в 362, 364 366 369 377.

Субъект: общий, достигший 16 лет. В отдельных составах предусмотрен специальный субъект (ст.3712, 373, 374, 375).

 

Можно выделить 7 групп преступления против порядка управления:

1. Насильственные посягательства на представителей государственной управленческой деятельности:

a.Убийство сотрудника органов внутренних дел (ст.362);

b.Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок (ст.363);

c.Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел (ст.364);

d.Вмешательство в деятельность сотрудника органов внутренних дел (ст.365);

e.Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг (ст.366).

2. Преступления против авторитета государственной власти:

a.Клевета в отношении Президента Республики Беларусь (ст.367);

b.Оскорбление Президента Республики Беларусь (ст.368);

c.Оскорбление представителя власти (ст.369);

d.Дискредитация Республики Беларусь (ст.3691);

e.Надругательство над государственными символами (ст.370);

f.Самовольное присвоение звания или власти должностного лица (ст.382);

g.Подделка либо сбыт поддельных государственных наград Республики Беларусь или СССР (ст.387).

3. Посягательства на установленный порядок пересечения Государственной границы Республики Беларусь и правовой режим пребывания и миграции иностранных граждан на территории государства:

a.Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст.371);

b.Организация незаконной миграции (ст.3711);

c.Нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь (ст.3712).

4. Посягательства на установленный порядок, правовой режим государственной и служебной тайны, официальный порядок получения иной информации и охраны средств связи:

a.Умышленное разглашение государственной тайны (ст.373);

b.Разглашение государственной тайны по неосторожности (ст.374);

c.Умышленное разглашение служебной тайны (ст.375);

d.Незаконные изготовление, приобретение либо сбыт средств для негласного получения информации (ст.376);

e.Нарушение правил охраны линий связи (ст.372).

5. Преступления против порядка обращения официальной документации и иных предметов управленческой деятельности:

a.Хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие документов, штампов, печатей, хищение бланков (ст.377);

b.Хищение личных документов (ст.378);

c.Незаконные приобретение либо сбыт официальных документов (ст.379);

d.Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст.380);

e.Подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст.381).

6. Преступления против порядка осуществления гражданами своих прав:

a.Самоуправство (ст.383);

b.Принуждение к выполнению обязательств (ст.384);

c.Самовольное занятие земельного участка (ст.386).

7. Незаконное пользование эмблемой Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла (ст.385).

 

 

Убийство сотрудника органов внутренних дел [2](ст.362 УК)

 

         2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Ст.362 9 3 6 1 1 4 0 0 1 0

 

 

Убийство сотрудника органов внутренних дел – это умышленное, противоправное лишение жизни сотрудника органов внутренних дел в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка.

 

Непосредственный объект:

1.Жизнь человека;

2.Общественные отношения, в которых реализуется порядок и механизм управления, обеспечивающий охрану общественного порядка.

 

Объективная сторона характеризуется материальной моделью и выражается в противоправном лишении жизни сотрудника ОВД. Данное деяние выражается в активном действии любым способом (чаще всего путем применения оружия и применения опасных предметов: удушение, нанесение ударов и др.). Преступление признается оконченным с момента биологической смерти человека (см. Преступления против жизни). Если указанное последствие не наступило, то содеянное, при наличии у виновного умысла на убийство, квалифицироваться по ч.1 ст.14 + ст.362. Между действиями виновного и наступлением смерти должна быть обязательно установлена причинная связь, и промежуток времени при этом значения не имеет.

 

Охрана общественного порядка – это одна их основных обязанностей ОВД, возложенная на милицию (ст.2, 16 Закона от 17.07.2007 № 363-З «Об органах внутренних дел»).

К выполнению обязанностей по охране общественного порядка относится:

· Несение постовой или патрульной службы на улице и в общественных местах (передовая);

· Поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий;

· При ликвидации последствий аварий, общественных или стихийных бедствий;

· Предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

 

Ст.362 охраняется правомерная деятельность работника милиции. При явно незаконных действиях работника милиции граждане вправе прибегать к необходимой обороне.

Потерпевшим от преступления может являться лично только сотрудник ОВД.

 

В соответствии с ч.1 ст.31 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» сотрудником органов внутренних дел является гражданин Республики Беларусь, принятый на службу в органы внутренних дел, которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

 

Сотрудники подразделений охраны, курсанты, слушатели МВД и другие категории, которые напрямую не относятся к милиции общественного порядка, не являющиеся по своей структурно функциональной принадлежности к милиции, признаются потерпевшими по ст.362 лишь в том случае, если они были привлечены к выполнению обязанностей по охране общественного порядка либо в силу закона должны были обеспечивать общественный порядок (22, 23, 25).

 

Субъективная сторона:умышленная вина (прямой и косвенный умысел) и обязательное осознание, что субъект – сотрудник ОВД и он во время исполнения своих обязанностей.

 

Обязательный повод – в связи:

1.В целях воспрепятствования выполнения обязанностей по охране общественного порядка в будущем;

2.Во время выполнения им указанных обязанностей;

3.За выполнение таких обязанностей в прошлом (из мести, зависти и др).

 

Если по обстоятельствам дела виновный не за что лишает жизни именно сотрудника ОВД, то содеянное надлежит квалифицировать по п.10 ч.2 ст.139 УК при отсутствии признаков.

Неосторожное причинение смерти сотруднику ОВД при выполнении им своих обязанностей квалифицирует по ч.1 ст.144.

 

Субъект: общий, достигший 16 лет. От 14 до 16 – п.10.ч.2. ст.139

 

Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок [3](ст.363 УК)

 

         2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Ст.363 180 264 315 321 369 299 275 206 174 115

 

Данная статья устанавливает ответственность за посягательство на правомерную деятельность сотрудников ОВД и иных лиц по охране общественного порядка. В Законе закреплено «при выполнении обязанностей по охране общественного порядка». Объем охраны меньше, чем в ст.362.

 

Непосредственный объект: общественные отношения, в которых реализуется порядок управления, обеспечивается охрана общественного порядка. Деятельность должна соответствовать Кодексу должностных лиц по поддержанию общественного порядка от 17.12.1979 года.

 

Потерпевшими могут быть:

1.Сотрудники ОВД;

2.Иные лица, выполняющие обязанности по охране общественного порядка:

Ø Лица, на которых по службе или в связи с общественной деятельностью официально возложены такие обязанности (добровольные дружинники, военнослужащие МВД). Главное, чтобы был издан приказ по соответствующему ведомству.

Если сопротивление оказано частному лицу, которое по частной инициативе выполняет долг по охране общественного порядка, содеянное должно квалифицироваться по ч.1 ст.366.

 

Объективная сторона сопротивления: активные действия сопротивления (23.4 КоАП предусматривает признаки неповиновения, ч.1 ст.363 – ненасильственное сопротивление, ч.2 ст.363 – насильственное сопротивление: с применением физического насилия, психологического насилия; принуждение сотрудника к отказу от деятельности).

Ненасильственное сопротивление (ч.1 ст.363) – это активное противодействие осуществлению сотрудником ОВД, добровольным дружинником, другим лицом, активное противодействие осуществлению указанными лицами обязанностей по охране общественного порядка (упирается, пытается вырваться, запирается).

 

От сопротивления следует отличать неповиновение (административное право), то есть пассивное поведение, которое выражается в отказе от исполнения законных требований лица, охраняющего общественный порядок, а равно активное уклонение от исполнения предъявленных требований (убегает, пытается скрыться с места происшествия).

 

 Физическое насилиепроявляется до МТТП. Если в процессе сопротивления потерпевшему причинены ТТП, то ответственность наступает по п.5 ч.2 ст.147 УК.

    Ст.366
  Ст.364
Ст.363
Ст.362

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...