Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятия «школьная зрелость» и «психологическая готовность к школе»
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. «Школьная зрелость» (schoolmaturity), «готовность к школе» (school readiness) и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого последнего можно учить в школе. Являются ли они синонимами? При самом общем рассмотрении на этот вопрос может быть дан утвердительный ответ, так как все эти понятия обозначают наличие у ребенка предпосылок к обучению в школе. Различия проявляются при анализе указанных предпосылок. Термин «школьная зрелость»используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения, т.е. в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка. Таким образом, функциональное созревание психики является здесь предпосылкой к обучению в школе. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелостисудят по следующим признакам: ♦ дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; ♦ концентрация внимания; ♦ аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; ♦ логическое запоминание; ♦ сенсомоторная координация; ♦ умение воспроизводить образец; ♦ развитие тонких движений руки. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальна зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелостьпредполагает: ♦ уменьшение импульсивных реакций; ♦ возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. О социальной зрелости свидетельствуют: ♦ потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп; ♦ способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Понятие «готовность к школе» неоднозначно. Существует множество работ (представленных большей частью американскими психологами), в которых под готовностью к школепонимается наличие у ребенка предпосылок к обучению в виде «вводных навыков» (см. Анастази А., 1982). Последние представляют собой необходимые для хорошего освоения школьной программы умения, знания, способности, мотивацию. Другое понимание «готовности к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие. Это позволяет утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылкик обучению в школе. В связи с этим целесообразны последнее понимание «готовности к школе» обозначить как «психологическая готовность к школе»,дабы отделить его от предыдущего. Л. И. Божович (1968) рассматривает два аспекта психологической готовности к школе: личностную и интеллектуальную готовность. При характеристике интеллектуальной готовностик школе акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов. С точки зрения Л. С. Выготского и Л. И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе тоон умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Характеризуя личностную готовностьк школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка (Божович Л. И., 1968; Эльконин Д. Б., 1981, 1989; Кравцова Е. Е., 1991; Гуткина Н. И., 2000). Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника».Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведенииученика. Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (Эльконин Д. Б., 1978, с. 287). Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий: ♦ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; ♦ умение ориентироваться на заданную систему требований; ♦ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; ♦ умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе. Произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности выделяет и Н. Г. Салмина (1988, 1999). Ц.В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков (1999, 2001) представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. Структура учебно-важных качеств, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовностик обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка. Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 294. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |