Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.344 УК)




 Непосредственным объектом данного деяния являются общественные отношения по обеспечению безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств. Непосредственной дополнительный объект - жизнь и здоровье потерпевших либо сохранность имущества.

Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: а) деянием (действием либо бездействием), заключающимся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или морского транспорта; б) преступными последствиями, указанными в законе; в) причинной связью между указанным деянием (действием либо бездействием) и наступившими последствиями. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность установления в действиях лица состава преступления.

Диспозиция статьи 344 УК РК является бланкетной и для уяснения признаков деяния следует обратиться к установленным на железнодорожном, воздушном или морском транспорте правилам безопасности их движения и эксплуатации. Такой подход законодателя продиктован тем, что постоянное совершенствование железнодорожного, водного, воздушного и автомототранспорта неизбежно вызывает изменения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта, своевременно не охватываемых регулятивным действием уголовного закона. Поэтому обеспечение эффективной уголовно-правовой охраны данной группы общественных отношений в условиях развития научно-технического прогресса обусловливает существование норм с бланкетными диспозициями.

Для квалификации деяния по статье 344 УК РК не влияют, кому принадлежит и в чьем ведении находится транспортное средство. При квалификации действий виновного необходимо выяснить, какие именно пункты правил безопасности движения или эксплуатации транспорта были им нарушены.

Нарушение правил безопасности движения может выразиться, например, в проезде на запрещающий сигнал семафора, превышении дозволенной скорости движения судна на подходах к портам, неподаче соответствующих звуковых сигналов, нарушении порядка расхождения судов, несоблюдении эшелонов высоты и коридоров полета и так далее.

Нарушением правил эксплуатации могут признаваться выпуск в рейс технически неисправного транспорта, перевозка запрещенных предметов, неправильное крепление груза и тому подобное. Нарушение правил эксплуатации, не связанных с движением транспорта (например, при погрузочно-разгрузочных или ремонтных работах), в случае наступления вредных последствий, указанных в анализируемой норме, влечет ответственность по соответствующим статьям о преступлениях против личности, а в ряде случаев по статье 152 УК РК («Нарушение правил охраны труда»).

 Поскольку состав сконструирован как материальный, преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе общественно опасных последствий. Необходимо установление причинной связи между этими нарушениями и наступившими общественно опасными последствиями. При этом причинная связь должна устанавливаться не просто с действием или бездействием лица, а именно с нарушением соответствующих правил безопасности, ставшим непосредственной причиной наступления вредных последствий.

Для определения степени тяжести телесных повреждений необходимо назначение судебно-медицинской экспертизы. Признаки тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека определяются на основании «Правил судебно-медицинской оценки тяжести вреда здоровью» от 4 мая 1998 года.

Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется неосторожной формой вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.

Субъектомможет быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...