Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные уровни формирования профессиональной культуры экономистов




 

Череда кризисов, переживаемых европейской и мировой экономикой, не могла не коснуться России, перед которой также стоит немало экономических проблем. Несмотря на успехи российской экономики в построении рыночных отношений, общая экономическая культура населения, включая профессиональных экономистов, оставляет желать лучшего.

Важную роль в изменении этой ситуации должны сыграть повышение качества образования, подготовка выпускников экономических специальностей к работе в новых условиях. Именно они должны выступить как своего рода новаторами экономического мышления и поведения в нашей стране. На смену традиционному представлению об экономике, как науке о нормативах производства и движения товаров должно прийти современное понимание экономической действительности как продукта деятельности и отношений людей, их поведения в условиях возрастающих потребностей и ограниченности ресурсов, специфики экономических задач, которые предстоит решать выпускникам экономических факультетов на профессиональном уровне.

Наиболее значимыми для процесса формирования профессиональной культуры экономиста в период его профессионального становления выступают ценностные ориентации, профессионально-этические нормы, взаимодействие и общение, мотивация, этика и этикет, традиции.

Целостность профессиональной культуры экономиста, как и всякой системы, относительна. Она выражается в ее интегративных качествах и во взаимном влиянии составляющих ее компонентов на самоорганизацию и осуществление профессиональной деятельности экономиста. Источником личностной профессиональной культуры являются элементы объективно существующих форм экономической реальности, которые тесно переплетаются, и человек, вступающий на путь экономической деятельности, застает их как сложившуюся систему, соответствующую определенному образу жизни, мировоззрению и поведению людей данного исторического периода.

Признаки, определяющие черты освоенной профессиональной культуры экономиста непосредственно связаны друг с другом, не существуют изолированно и взаимно обусловливают друг друга. Современная профессиональная культура экономиста предполагает ответственность. Ее деловая прагматика обусловливает рационализаторство, креативность, которые неотделимы от новаторства и инициативности.

В процессе своей деятельности экономисту необходимо решать задачи расчетно-экономической, организационно-управленческой, информационно-аналитической, проектной, предпринимательской, социально-психологической, адекватные системе профессиональных функций экономиста. Профессиональная культура экономиста как феномен существует и формируется на различных качественных уровнях внутреннего мира личности. От возможностей, которые предоставляет хозяйственная система и образовательная среда для творческой деятельности зависит уровень экономической культуры экономиста.

На мегауровне профессиональная культура экономиста представляется как особая ментальность, выражающаяся в определенном мироощущении, понимании макро- и микроэкономических процессов, ценностных моделях поведения, присущих экономическому сообществу.

На микроуровне она существует уже как культура отдельного экономиста и выражается как субъективная экономическая культура, проявляющаяся в процессе обработки массивов экономических данных, анализе, оценке макро- и микроэкономических процессов, интерпретации полученных результатов и обосновании выводов.

 Деление профессиональной культуры экономиста на уровни целесообразно, поскольку уровень культуры – это показатель ее реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни.

Культура экономической деятельности складывается как совокупный образ осуществляющих ее субъектов и может быть определена в виде модели системы компетентностей, проявляющихся на разных ее уровнях.

 В процессе профессионального становления экономиста уровни формирования профессиональной культуры представлены следующим образом:

 1. Первый уровеньтеоретический. Культура данного уровня – это теоретические представления экономиста о сложившейся экономической культуре социума, знания современных достижений экономической науки и опыта, наилучших образцов экономического мышления и практики, ценностное осмысление теории и практики, принципов и результатов экономической деятельности в мировом масштабе.

2. Второй уровень – эмпирический. Профессиональная культура экономиста выступает как модель, желаемое видение, когда он может самостоятельно действовать, выбирать ценности в соответствии с идеальными представлениями, задаваемыми сферой его профессиональных и духовных интересов, соотносить их с системой общекультурных и профессиональных компетентностей, позволяющих решать профессиональные задачи на уровне современных достижений экономической науки и опыта. На данном уровне у экономиста возникает потребность в самореализации профессиональных способностей в виде поэтапного опыта восхождения от замысла к решению экономической задачи, опыта создания экономического продукта и экспертизы его гуманитарной ценности.

3. Третий уровень – развитая профессиональная культура. Она является субъективным выражением объективно сложившейся экономической культуры. На данном уровне происходит переживание профессиональной деятельности в сфере экономики как процесса творческой самореализации, овладение ориентировочной основой различных видов и направлений экономической деятельности, аппаратом экономического мышления. Формируется умение воспринимать и анализировать процессы окружающего мира как экономическую ситуацию, самостоятельно формулировать проблему в виде экономической задачи, критически относить бытийные проблемы к определенному классу экономических задач, овладевать опытом разработки стратегий решения различных экономических задач (прежде всего, задачи на принятие экономической модели в условиях ограниченных ресурсов), а также опытом самоанализа своей профессиональной эффективности на основе лично выработанных критериев.

 

 


[1] См.: Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М., 2001. — С. 246—271.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...