Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общенаучная компетенция как важнейшая составляющая подготовки экономиста




 

Ключевой фигурой рыночной экономики является экономист, успех деятельности которого зависит от его желания и способности идти на риск; готовности к использованию возможностей, предоставляемых рынком; нацеленности на поиск новых путей расширения масштабов деятельности, поэтому для практики их подготовки необходимо определить сущность, содержание, особенности профессиональной деятельности экономиста.

Экономисты оперируют наиболее абстрактной информацией. Отсюда вытекают два наиболее общих требования к специалистам данного типа:

- интерес к работе со знаковыми системами;

- способность воспринимать, оперировать и анализировать информацию, представленную в знаковой, абстрактной форме. Кроме того, чем сложнее профессиональные задачи (чем большее количество разнородной информации необходимо учесть при аналитической работе), тем важнее способность «видеть» за динамикой чисел взаимосвязи реальных процессов, которые они отражают.

Анализ профессиональной деятельности экономистов показал, что в содержание профессиональной компетентности экономиста следует включить общенаучную компетенцию как ее важнейшую составляющую, обеспечивающую фундаментальность подготовки экономистов и позволяющую решать профессиональные задачи научными методами. Общенаучная компетенция (компетенция познавательной деятельности) – это профессионально-ориентированная на основные группы направлений подготовки и связанная с постановкой и решением познавательных задач, поиском нестандартных решений и определяющая фундаментальность образования компетенция; обеспечивается дисциплинами естественнонаучных и математических дисциплин.

Общенаучная компетенция экономиста – способность и готовность использовать знания о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, владение системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной экономической деятельности. Общенаучная компетенция создает интегративную целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

К элементам общенаучная компетенция экономистов относятся:

- способность и готовность научно анализировать проблемы и процессы экономической сферы;

- умение использовать на практике базовые знания и методы математики и естественных наук;

- умение ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных дисциплин;

- умение применять глубокие математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания в междисциплинарном контексте в инновационной экономической деятельности;

- умение составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный смысл полученного математического результата;

- умение применять аналитические и числовые методы решения поставленных задач (с использованием готовых программных средств);

- умение проводить комплексные экономические исследования, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных с применением базовых и социальных знаний и современных методов для достижения требуемых результатов;

- понимание роли науки в развитии цивилизации и техники и связанные с ними современные социально-экономические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов;

- умение работать с профессиональными программными средствами, применять основные математические и статистические методы, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;

- умение выполнять комплексные экономические проекты с применением базовых и специальных знаний, современных методов проектирования для достижения оптимальных результатов, соответствующих техническому заданию с учетом социальных и других ограничений;

- умение создавать и использовать простейшие модели динамических систем для анализа социоэкономического комплекса;

- умение проводить библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений.

Общенаучная компетенция формируется преимущественно на основе знаний-инструментов, которые включают в себя человека познающего, и стратегии познавательной деятельности. Знания-инструменты имеют междисциплинарный характер и служат главным средством для создания целостной картины мира.

 

ТЕМА 6

 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭКОНОМИСТА

 

Сущность и содержание профессиональной информационной компетентности экономиста

 

Процессы глобализации и информатизации общества не могут не отражаться на его профессиональной структуре, которая характеризуется интеграцией информационных технологий в профессиональную деятельность и дифференциацией видов профессиональной деятельности, связанных с использованием информационных технологий. Важным фактором информатизации профессиональной деятельности является и виртуализация, проявлением которой выступает использование сетей и осуществление профессиональной деятельности не с материальными объектами, а с их аналогами-моделями. Указанные процессы приводят к слиянию профессиональных и информационных функций специалистов, к соединению предметных и информационных знаний, умений и навыков, и приводят к потребности уточнения содержания и сущностных характеристик понятия «профессиональной информационной компетентности экономиста».

Под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний и умений, а так же способов профессионально деятельности.

Основные компетенции профессиональной деятельности экономиста представлены в таблице 4.1

 

Таблица 4.1

Основные компетенции профессиональной деятельности экономиста

Компетенция Цель
1. Обработка информации Отобрать и представить в заданном виде необходимую информацию.
2. Нахождение или оценка показателей, характеризующих экономическую деятельность Вычислить или оценить значения показателей, характеризующих экономическую деятельность.
3. Становление зависимости, её вида и свойств между параметрами экономической деятельности Установить, существует ли зависимость, каков её вид и свойства между параметрами экономической деятельности.
4. Прогнозирование а) Разработать систему действий по созданию объекта с заданными характеристиками. в) Определить характеристики объекта, полученного в результате заданной системы действий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...