Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объект, предмет, цель и задачи логопедии раннего возраста.




Объект изучения логопедии раннего возраста — ребенок раннего возраста;

Предметом логопедии раннего возраста как науки являются нарушения речи у детей раннего возраста и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Основной целью логопедии раннего возраста является разработка научно обоснованной системы предупреждения речевых расстройств.

Авторами государственной концепции раннего вмешательства разрабатывается и апробируется система специального образования нового типа. Соответственно определены и задачи реализации этой системы (Малофеев Н.Н.).

1. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.

2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.

3. Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.

4. Расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни.

5. Наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.

6. Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которого в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.

7. Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды и др.

Для реализации поставленных задач необходима реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента - службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии (Малофеев Н.Н.). Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка.

(Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов)

 

Принципы превентивной логопедии.

Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу.

Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный Л.С. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Из этого следует, что воспитание и речевое развитие в раннем возрасте не могут выступать как обособленные, не зависимые друг от друга процессы, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Таким образом, нормализация развития речи выступает как важнейший результат успешности предупреждения и коррекции.

Деятельностный принцип заключается в формировании речевых навыков и языковой способности в коммуникативной деятельности. Наиболее естественной формой коммуникации у детей раннего возраста является эмоционально окрашенный непринужденный диалог в совместной деятельности, в бытовых ситуациях.

Принцип развития, который применительно к предлагаемой нами методике предполагает учет всего многообразия условий и закономерностей нормального развития, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее онтогенеза. При создании конкретных методических приемов учитывается последовательность появления видов, системных единиц и функций речи, а также ведущей деятельности в онтогенезе (принцип учета онтогенеза).

Принцип системного подхода, обозначенный Р.Е. Левиной как принцип «системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходим для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного эффекта педагогического воздействия». Данный принцип предполагает осознание сложного строения речевой деятельности, которая подготавливается в довербальный период психофизиологическими, когнитивными компонентами и состоит из фонематических и сверхгенерализованных вербальных средств, интонационно-ритмических процессов.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития предполагает педагогическое воздействие на психические функции, развивающиеся на основе сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, подготавливающие и влияющие на развитие речи. Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие стимулирует процессы компенсации нарушенных речеязыковых компонентов.

Принцип природосообразности, то есть гармоничного учета психофизиологических предпосылок и социальных условий формирования речевой деятельности и следование естественным закономерностям овладения языком. Наиболее естественной формой коммуникации у детей раннего возраста является эмоционально окрашенный непринужденный диалог в совместной деятельности, в бытовых ситуациях. Речь не имеет «специальных органов», а надстраивается над органами, выполняющими определенные физиологические функции, обеспечивающие витальные потребности (дыхания, жевания и т.п.). Следовательно, наблюдение за характером движений периферического артикуляционного аппарата в процессе пищевого поведения является диагностическим показателем развития базальных основ артикуляции. Вместе с тем правильная организация процесса питания при дисфагических явлениях в раннем возрасте, учет характера и состояния употребляемой пищи в свою очередь окажут стимулирующее воздействие на развитие артикуляции.

Принцип комплексного воздействия подразумевает организацию логопедической помощи одновременно в нескольких взаимодействующих блоках. С одной стороны, интеграцию индивидуальных логопедических и фронтальных музыкально-логопедических занятий, их тесную взаимосвязь с общепедагогическим воздействием на фоне лечебно-профилактической медикаментозной помощи, а с другой — использование потенциала семьи, что в результате предполагает активное и всестороннее стимулирующее гармоничное воздействие на все компоненты речи и речевой деятельности.

Принцип опоры на кинестетическую афферентацию предполагает использование элементов логопедического массажа, отраженно-сопряженной и активной артикуляционной и пальцевой гимнастики. В процессе коррекции тонких целенаправленных движений пальцев рук и координации артикуляторных движений учитывается, что «отсутствие обратной связи (афферентного потока импульсов) прекратило бы всякую возможность накопления опыта для управления движениями речевых органов (эфферентный поток импульсов), а усиление обратной связи ускоряет и облегчает навыки формирования речи».

Учет указанных принципов позволяет целенаправленно и эффективно организовать процесс, разработать содержание и выбрать методы превентивного воздействия.

Источник:«Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста» (Е.В. Шереметьева)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...