Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История становления превентивной логопедии.




Философские основы логопедического воздействия в раннем возрасте.

3. Объект, предмет, цель и задачи логопедии раннего возраста.

4. Принципы превентивной логопедии.

5. Методы логопедии раннего возраста.

Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].

Информационное обеспечение:Мультимедийная презентация «Принципы превентивной логопедии»

История становления превентивной логопедии.

В последние десятилетия проблемы раннего возраста все более привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.). Коррекционно-развивающая помощь детям от рождения до 3 лет признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии (В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.). Это подтверждают не только многочисленные научные исследования (Л.А. Новикова, Т.В. Пелымская, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина, Н.Д. Шматко и др.), но и опыт организации коррекционно- педагогической помощи нуждающимся детям раннего возраста (Л.А. Зигле, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.). Эффективность названных мер тем выше, чем раньше начата их реализация. Для значительной части детей в возрасте от рождения до 3 лет, имеющих те или иные нарушения психофизического развития, ранняя помощь открывает возможность включения их в общий образовательный поток уже на этапе дошкольного и начального школьного обучения, что исключает необходимость дорогостоящего специального образования (Ю.А. Разенкова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.).

В настоящее время на пути в создании отечественной системы профилактики, ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии детей уже сделаны первые шаги, имеются многочисленные позитивные результаты более чем в 60 регионах России (Великий Новгород, Псковская область, Самара, С.-Петербург и др.). Но при всем глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней коррекционной помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы. Отсутствие законодательной основы и политики государства в этой области тормозит активное движение регионов в направлении организации сети служб по оказанию ранней коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии. Для сравнения: за рубежом уже накоплен сорокалетний опыт практики создания различных систем и программ ранней помощи малышам и их семьям, а также существует определенная государственная и законодательная база.

История: 

Из периодизации Малофеева мы знаем, что к началу ХХ в. в нашей стране уже возникло значительное число специальных образовательных учреждений для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых и умственно отсталых, начинает свое развитие система специального дошкольного воспитания. По инициативе Н. А. Рау в 1900 г. в Москве был открыт первый платный детский сад-пансион для глухонемых детей. Затем подобные учреждения были открыты в Петербурге (1902) и в Киеве (1904).

Проблемы охраны материнства и младенчества были четко сформулированы в 1903 г. на II съезде РСДРП, но создаваемые в ряде городов ясли по-прежнему существовали на благотворительные цели, влачили жалкое существование и являлись учреждениями исключительно дневного призрения детей. К 1917 г. для детей раннего возраста было открыто всего 550 мест в постоянных яслях и 37 домов младенца для подкидышей.

После революции молодое правительство в числе одних из первых издало декрет по организации Отдела материнства и младенчества и по всей стране широкой волной началась организация сети яслей.

Уже на первом совещании по охране материнства и младенчества в 1920 г. был поставлен вопрос о недостаточности одного медико-гигиенического ухода и питания и о необходимости воспитания, для чего наряду с педиатрами в работу включились и педагоги (Е.К. Кричевская, С.М. Лившина, Е.Г. Бибанова, Е.И. Тихеева, А.Д. Митина, Н.Р. Эйгес и др.). В то же время в стране не существовало научных данных о ходе развития детей в первые годы жизни и тем более о методах их воспитания в коллективе, на основании которых можно было бы строить работу во вновь организованных детских учреждениях. Для этого в клинике профессора Н.М. Щелованова были начаты научные исследования вопросов развития и методов воспитания детей первых трех лет жизни в коллективе, разрабатывались показатели их нервно-психического развития (включая и отклонения от нормы). В дальнейшем эти результаты многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной.

О необходимости обучать дошкольников с отклонениями в развитии и создавать для них специальные учреждения заговорили в середине 1920 г.

    В последующие 20-е годы начинается развитие отечественной дефектологической науки как части педагогики. Организуются специальные научные учреждения для детей с нарушениями в развитии, где ведется большая работа по изучению особенностей того или иного дефекта и нахождению адекватных методов его компенсации.

В 1928 г. профессор Ф.А. Рау поставил вопрос о необходимости организации дошкольной помощи детям с дефектами речив целях исправления речевых нарушений к моменту поступления ребенка в школу. Ф.А. Рау выделил легкие формы речевых недостатков, которые могут быть устранены воспитателями детских садов, прошедшими логопедическую переподготовку, и тяжелые формы речевой недостаточности, которые могут корригироваться специалистами-логопедами в специальных группах.

1933 год можно считать годом рождения логопедии, когда Л.С. Выготский совместно с директором ЭДИ (Экспериментальный Дефектологический институт) И.И. Данюшевским создал еще одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи. При ЭДИ открылась Школа-клиника речи. В последующие годы стали создаваться различные учреждения для дошкольников с проблемами в речевом развитии.

Первыми отечественными специальными дошкольными учреждениями стали ясли для неслышащих детей, открытые Е.Ф. Рау в 1930 г. Ученым была подготовлена методическая литера- тура по воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушенным слухом. Через два года открылись ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась тоже под методическим руководством Е. Ф. Рау, и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского. В нѐм применялся комплексный метод преодоления заикания у детей, разработанный профессором Н.А. Власовой.

Таким образом, в 30-е годы ХХ века в нашей стране было положено начало педагогической коррекции нарушений речи и слуха у детей дошкольного и раннего возраста.

Длительное время (до 60-х гг.) логопедическая помощь оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.

В результате проведенных в 50–60-е гг. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста был сделан вывод о том, что недостатки речи, возникающие в процессе развития, нельзя отождествлять с нарушениями в уже сформировавшейся системе.

Разработанные учеными принципы анализа речевой недостаточности у детей были положены Р. Е. Левиной в основу нового раздела логопедии – детской логопедии и в создание новой классификации речевых нарушений – психолого-педагогической. Необходимость в такой классификации была связана с решением задач организации логопедической помощи, объединения детей-логопатов в группы в соответствии с уровнем речевого развития с целью проведения фронтальной и подгрупповой коррекционно- педагогической работы.

В 70-е годы началось интенсивное развитие специализированной сети дошкольных учреждений в системе Министерства просвещения. В 1975 г. выходит постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития», которое в законодательном порядке обеспечивало открытие как логопедических групп при детских садах общего типа, так и специализированных детских садов и яслей-садов.

В связи с этим органами народного образования и здравоохранения была широко развернута организационно-педагогическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного и дошкольного возраста, нуждающихся в коррекционно- педагогической помощи. Так, в клинике профессора Н.М. Щелованова впервые в нашей стране исследователями была разработана процедура диагностики и тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. В 1975 г. эта методология была рекомендована к внедрению в детские поликлиники и дошкольные учреждения. Таким образом, в 80-е гг. в педагогической науке утвердилось мнение, что наряду с медицинским направлением помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии необходимо развивать и психолого-педагогическое.

В начале 90-х гг. наша страна взяла курс на переход к системе специального образования нового типа, соответствующей Конвенциям ООН. В связи с этим основными принципами новой образовательной системы стали:

– максимально раннее выявление и диагностика особых нужд и образовательных потребностей ребенка;

– расширение временных границ специального образования, которые начинаются от нескольких месяцев жизни ребенка и могут продолжаться всю его жизнь, и некоторые другие.

Важнейшей задачей реформирования сложившейся системы специального образования являлось достраивание ее новым звеном, являющимся базисом по отношению к уже сложившимся структурным элементам. Данным базисом должна была стать система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка. В этот период в России уже была разработана единая система раннего (с периода новорожденности) выявления детей с нарушенным слухом, которая специальным приказом МЗ РФ (№ 108 от 29.03.96) внедрена в стране как обязательная.

Эта система предусматривает:

– выявление детей с факторами риска по тугоухости в роддомах;

– диспансерное наблюдение этих детей в поликлиниках по месту жительства и скрининг- обследование слуха в возрасте 1, 2, 4, 6, 12 месяцев;

– углубленное аудиологическое и сурдопедагогическое обследование ребенка с подозрением на снижение слуха в сурдологических кабинетах. По мнению ученых, данная система может являться моделью раннего вмешательства в развитие детей с нарушениями речи, а также с другими отклонениями в развитии (Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева и др.).

Первой и наиболее разработанной региональной моделью ранней психолого-педагоги- ческой помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить С.-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев», которая создавалась при активном содействии шведских специалистов (Е.В. Кожевникова и др.).

В ИКП РАО с 1992 г. ведется системная научная разработка моделей раннего выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии, дифференциальной диагностики и ранней комплексной помощи детям с различными нарушениями в развитии. С 1994 г. в ИКП существует консультативно-диагностический центр (КДЦ), являющийся научно-практическим подразделением ИКП РАО (З.М. Дунаева, Л.И. Ростягайлова). Основная задача Центра – оказание реабилитационной помощи детям с различными отклонениями в развитии, начиная с младенческого возраста.

Уже второе десятилетие в Москве действует государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии», созданное приказом Министра образования РФ от 18.10.99. Цель данного учреждения – совершенствование научно-методической базы системы ранней диагностики и раннего сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии, а также координация и объединение деятельности соответствующих региональных структур.

Как отмечают российские ученые, проведенный мониторинг деятельности 450 региональных центров ранней помощи показал их высокую социально-экономическую эффективность, а также подтвердил выводы проводимых ранее научных исследований, связанных с актуализацией коррекционно-педагогической помощи детям от рождения до 3 лет (Ю.А. Разенкова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.).

Одной из наиболее распространенных моделей служб ранней коррекционно-педагогической помощи является модель, созданная на базе дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, несмотря на существующие трудности, государственная политика создания системы ранней коррекционной помощи детям с различными нарушениями постепенно формируется и имеет поддержку в регионах. Наиболее важным результатом работы отечественных служб ранней помощи является снижение численности детей, которые по достижению школьного возраста нуждаются в коррекции речевого развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 467.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...