Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность личностно-ориентированного профессионального образования




Личностно ориентированное профессиональное образование -это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.

Личностно ориентированная парадигма профессионального образования утверждается в нашей стране с середины 1990-х it.

В зарубежной педагогике личностно ориентированное профессиональное образование получило научное обоснование уже в 1980-е гг., а в 1990-е гг. началась его реализация на практике.

Системообразующим фактором личностно-ориентированного образования становится профессиональное развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала в конкретной учебно-пространственной среде.

Личностно ориентированное профессиональное образование основывается на следующих принципах:

1. Признается приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого.который изначально является субъектом профессионального процесса.

2. Технологии профессионального образования на всех его ступенях обусловлены закономерностями профессионального становления личности.

3. Содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности.

4. Профессиональное образование имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной, производственной и кооперативной деятельности, закономерностями профессионального становления личности.

5. Действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды.

6. Личностно-ориентированное образование максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Из сущности личностно-ориентированного образования следует необходимость обеспечения саморазвития, самообучения, самовоспитания учащегося в ходе овладения знаниями и умениями. Поэтому требуется принципиальное изменение практики проектирования содержания образования, представляемого в структурных единицах «учебный предмет» и «учебная дисциплина».

Учебные предметы представляют собой дидактически «препарированное» отражение соответствующих наук: математики, физики, химии и др. В них подчеркивается теоретико-познавательный, гносеологический аспект рассмотрения конкретных отраслей знания.

Учебные дисциплины являются комплексными по отношению к базовым наукам и делятся на общеобразовательные и профессиональные, которые, в свою очередь, подразделяются на общенаучные, базисные и дисциплины специализации. В них подчеркивается нормативно-деятельностный аспект рассмотрения наук.

На построение учебных предметов и дисциплин в рамках личностно-ориентированного образования, доминантой которого является развитие личности, влияет совокупность следующих личностно- ориентированных факторов:

• направленность в процессе усвоения учебного материала на развитие познавательных способностей личности, в первую очередь обучаемости, социально и профессионально значимых качеств, на формирование устойчивой учебно-профессиональной мотивации;

• включение в содержание образования практико-ориентированного учебного материала, а главное, предшествующего субъектного опыта обучаемых.

Субъектный опыт обучаемых - это совокупность эмоционально окрашенных социальных, учебно-профессиональных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательную функцию.

Организация личностно-ориентированного обучения требует новых технологий, целью которых, по словам И.Я. Якиманской, является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опыта творчества; формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждою ученика.

Личностно-ориентированные технологии - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.

Так как личностно-ориентированное образование представляет собой интеграцию обучения, воспитания и развития, то технологии должны быть направлены на достижение этих трех составляющих, обеспечивающих становление личности.

К личностно-ориентированным технологиям относятся:

• тренинговые технологии: тренинг рефлексивности, профессионально-поведенческий тренинг и др. Они широко используются в практике повышения квалификации, в меньшей степени - в профессионально-образовательном процессе учебных заведений,

• диалогические методы обучения: групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции;

• игровые технологии: диагностирующие семинары-тренинги, проектирование сценариев профессионального роста, виртуальная реструктуризация социально-профессиональной жизни;

• организация учебно-пространственной среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс. Его целями являются:

- профессиональное развитие личности;

- формирование профессиональных знаний, умений, навыков и повышение профессиональной компетентности;

- приобретение опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

|- актуализация профессионально-психологического потенциала;

- развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций;

- развитие профессиональных компетенций;

• мониторинг профессионального развития обучаемых, представляющий собой систему постоянного отслеживания развития личности.

Эффективному использованию данных технологий способствует личностно-ориентированное общение педагога и обучаемых, которое позволяет максимально учесть их личностные особенности. Такое общение можно назвать педагогической интеракцией субъектов образования.

Личностно-ориентированные технологии образования, направленные на обучение, воспитание и развитие личности, частично совпадают и с педагогическими, и с психологическими технологиями.

Личностно-ориентированная технология образования - упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.

Педагогическая технология - систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Психологическая технология - совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности.

Психологическая профилактика - содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, малых трупп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем, неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых трупп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений.

Психологическое консультирование - оказание помощи личности в самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному, профессиональному росту и саморазвитию.

Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных социально-экономических условиях.

Личностно-ориентированная терапия - содействие пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности.

Психологическая реабилитация - процесс, мобилизирующий личностные адаптационные механизмы при обеспечении необходимых условий во внешней среде (социальной, психологической, природной). Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может бить утрачено в связи с изменением условий.

Реализуются эти виды психологической помощи в процессе разного рода психологических тренингов (личностно-ориентированных):

• трансактный анализ;

• психодрама;

• интеллектуальный тренинг;

• тренинг рефлексии;

• ролевая игра и др.

Все многообразие методов, приемов, техник, используемых в психологических тренингах, можно объединить в следующие группы:

• дискуссионные (групповые дискуссии, тренинги ведения переговоров, партнерского общения и т.д.);

• игровые (ролевые и деловые игры, психодрама, трансактный анализ и т.д.);

• релаксационные (техники релаксации и медитации);

• интеллектуальные (тренинги рефлексии, креативности);

• сенситивные (тренировка межличностной чувствительности, уверенности в себе и др.);

• психогимнастические.

Личностно-ориентированный тренинг - это система воздействий, упражнений, направленных на формирование, развитие и коррекцию профессионально важных характеристик специалиста.

Качественное отличие психотехнологий от традиционных методов обучения (лекции, семинары, чтение литературы и т.п.) заключается в следующих принципах работы участников:

• активности (члены группы постоянно вовлекаются в различные действия);

• творческой позиции участников (постоянно создаются ситуации, в которых участникам приходится самим решать проблемы);

• объективизации поведения (используется обратная связь, т.е. сведения, которые человек получает от других участников группы относительно своего поведения);

• оптимизации познавательных процессов в условиях общения;

• партнерского общения, характеризующеюся равенством психологических позиций участников.

 

Последнее изменение: Четверг, 15 Март 2018, 20:19

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 551.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...