Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления современного обучения




Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований.

К контактному обучению относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения.

Дистанционным называется развиваемое в настоящее время обучение «на расстоянии» при помощи специальных взаимодействующих на «входе» и «выходе» технических средств.

При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, очень важен ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения.

Если обучающимися осознаются только правила, средства, то это форма так называемого традиционного, «сообщающею, догматического», по Н.Ф. Талызиной, обучения. Если происходит осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Если осознаются программы, то это программированное обучение (Л.Н. Ланда). Если учащиеся осознают проблемы, задачи, для решения которых необходимо освоение средств, способов, приемов, то это проблемное обучение (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер).

По основанию наличия управления образовательным процессом может быть выделено обучение:

• не основывающееся на нем, например традиционное;

• рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программированное, алгоритмизированное, проблемное обучение).

В контекстном обучении информация предъявляется в виде учебных текстов («знаково»), а сконструированные на основе содержащейся в них информации задачи определяют контекст будущей профессиональной деятельности. По А.Л. Вербицкому, предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется в учебном процессе всеми дидактическими средствами, формами, методами, среди которых одно из основных мест занимает деловая игра.

Деловая игра - это имитационная модель, отражающая дидактически обработанный (обобщение, упрощение, проблематизация) фрагмент профессиональной реальности и являющаяся предметной основой квазипрофессиональной деятельности обучаемых.

Активные методы обучения и воспитания, по Г. П. Щедровиц-кому, позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счег сознательного воспитания способностей учащихся и сознательного формирования у них необходимых видов деятельности.

В 30-е гт. XX в. исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Элько-нина, В.В. Давыдова были заложены психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей четыре ипостаси активного приобщения ребенка к миру: вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых других, а также развитие самосознания ребенка. В настоящее время системно разработаны два основных варианта развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.

Система В.В. Давыдова противопоставлена традиционной системе обучения, которая в познании преимущественно направлена от частного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление названо В.В. Давыдовым эмпирическим. В процессе развивающего обучения, направленного от общего к частному, от системного к единичному, развивается теоретическое мышление.

Отличительными чертами системы Л.В. Занкова являются направленность на достижение высокого уровня общего развития учащихся (это стержневая характеристика системы); высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; быстрый теми прохождения учебного материала; резкое повышение удельного веса теоретических знаний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...