Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные психологические концепции и теории обучения




Начиная со второй половины XVIII в. образовательный процесс становится объектом теоретического педагогического и психологического осмысления. Можно выделить несколько психологических направлений, в рамках которых сформулированы основные положения теорий обучения. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выделяется в качестве предмета изучения, в каких единицах ведется анализ этого процесса.

Ассоциативная психология господствовала до конца XIX в. Хотя понятие ассоциации, ее видов было введено еще Аристотелем в древности, положение об ассоциации как основе обучаемости было постулировано представителями ассоциативной психологии (Д. Гартли, Т. Браун, В. Бунд, Дж. Ст. Милль).

Анализ основных законов образования ассоциаций (ассоциации по сходству, по смежности, причинно-следственные и др.) и вторичных законов их образования (длительность первоначальных впечатлений, их оживленность, частота, отсроченное», по времени) привели к выводу, что эти законы являются не чем иным, как перечнем условий лучшего запоминания. Соответственно запоминание определялось действием механизмов образования ассоциаций.

Бихевиористские теории (Э. Торндайк, Д. Уотсон, А. Вейс, У. Хантер, К. Лешли и др.) характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только внешние воздействия (стимулы) наобучаемого и его ответные реакции на них.

Закон эффекта гласит, что связь между стимулом и реакцией закрепляется, если после правильной реакции организм получает положительное подкрепление.

Согласно закону упражняемости, чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.

Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи от соответствия ее состоянию субъекта.

В рамках необихевиоризма (Э. Толмен, К. Халл, Д. Гаэри, Б. Скиннер) были уточнены законы упражнения и эффекта: введены понятия промежуточных переменных, познавательной (когнитивной) карты, матрицы ценностей, цели, мотивации, антиципации, управления поведением. Введение :*тих понятий привело к развитию теории ^бучения, главной целью которой провозглашалось освоение определенной суммы знаний. В концепции научения необихевиористов прослеживается продуктивная мысль о том, что ребенок развивается обучаясь и обучаясь - развивается.

Антиципация (от лат. anticipation - предвосхищение) - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий.

В контексте гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка) были разработаны понятия «инсайт», «мотивация», «стадии интеллектуального развития», «интериоризация». К. Коффка считал, что такие навыки, как речь и письмо, могут быть усвоены только с помощью подражания, и ситуация обучения улучшается при наличии четкого образца для подражания.

Инсайт (от англ, insight - постижение, озарение) - внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Гуманистическая психология (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.) признает своим главным предметом личность как уникальную целостную систему. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства пробуждения, приведения в действие способности самостоятельно развиваться.

Самовоспитание - процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений направленной на собственное развитие.

Самообучение - процесс усвоения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

Самосовершенствование - процесс развития человеком своих лучших качеств, достоинств посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

Генетическая эпистемология (Ж.Пиаже). В контексте этой концепции разрабатываются понятия социализации, центрациидс-центрации, специфичности адаптации, обратимости действий, стадий интеллектуальною развития.

Социаяиэация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

В качестве механизма проявления эффекта центрации на различных уровнях психической организации (элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными) Ж.Пиажс рассматривал эгоцентрихи личности, в силу которого смешиваются объективное и субъективное, внутренние побуждения переносятся на реальные связи вещей. Общим механизмом преодоления смысловых искажений, вносимых эффектом центрации, выступает процесс децентрации.

Стадии интеллектуального развития: сенсомоторная и дооперациональная, операциональная, стадия формально-логических операций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...