Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 3. Проблема детского творчества. Развитие творческих способностей в различных видах художественной деятельности




Семестр Дошкольная педагогика. 2018 г.

ТЕМА 1. Трудовое воспитание дошкольников. Виды и формы организации труда детей .

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика различных видов труда детей и содержания каждого из них.

2. Поручения и дежурства как формы организации труда детей. Их характеристика и место в режиме дня.

3. Руководство поручениями и трудом дежурных.

4. Характеристика общего, совместного и коллективного труда как формы организации деятельности дошкольников.

5. Методика руководства коллективным трудом детей.

6. Раздел «Трудовое воспитание» (образовательная область «Труд») в различных образовательных программах.

Учебно-исследовательские задания

1. На основе изученной литературы сравните содержание различных видов труда в разных возрастных группах, заполните таблицу.

Содержание труда детей в дошкольном учреждении

Возрастная группа

Виды и содержание труда

Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд
Младшая Средняя Старшая Подготовительная        

 

2. Предложите содержание индивидуальных (общих) поручений для детей разных возрастных групп.

3. Подберите примеры организации коллективной деятельности детей (можно из рекомендованной литературы или из личного опыта работы в ДОУ). Предложите способы организации и руководства коллективной трудовой деятельностью.

 

Литература

1. Буре Р.С. Растить трудолюбивых // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985. – С. 83-98.

2. Буре Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Науч. ред. Р.С.Буре. – М., 1994.

3. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.

4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1980.

5. Воспитывать коллективистов // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985. – С. 99-114.

6. Давидович В.Н. Формирование у старших дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности // Дружные ребята / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1997. – С.42-48.

7. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб ., 1996.

8. Дзинтере Д.О. Педагогические условия трудового воспитания дошкольников в семье. -М.,1984.

9. Истоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др.; Науч. ред. Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова и др. – М., 1997.

10. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. - №9.

11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995.

12. Крайнова Л.В. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1984, №10.

13. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье. – М., 1991.

14. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1987.

15. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. – М., 1980; Воспитание детей в дошкольном возрасте в процессе трудовой деятельности. – М., 1987.

 

ТЕМА 2. Эстетическое воспитание в ДОУ

Вопросы для обсуждения

1. Эстетическое воспитание как целенаправленный педагогический процесс. Роль эстетического воспитания в формировании культуры личности.

2. Задачи и содержание эстетического воспитания в ДОУ.

3. Закономерности эстетического развития и принципы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

4. Методика эстетического воспитания дошкольников.

5. Инновационные программы, направленные на развитие художественных способностей дошкольников.

6. Виды и особенности художественной деятельности дошкольников. Руководство ею.

 

Учебно-исследовательские задания

1. Выпишите, из какой либо программы дошкольного образования задачи художественно-эстетического развития детей в разных возрастных группах. Проанализируйте, как усложняются задачи по мере взросления ребенка.

2. Проанализируйте одну из парциальных программ художественного (музыкального и т.п.) развития дошкольников, составьте аннотацию.

3. Составьте таблицу (схему), отражающую три основных группы средств эстетического воспитания.

4. Подготовьте рефераты на темы:

- «Пути приобщения дошкольников к театральному искусству»

- «Литературное воспитание дошкольников». (На выбор).

 

Литература

1. Агарова Е. Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания чувства прекрасного // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4.

2. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей/Под ред. Т.С.Комаровой, М.Б.Зацепиной. М.,2001

3. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1993. - №6.

4. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1982.

5. Барташева Н., Кузьменкова Е. Воспитание будущего читателя // Дошкольное воспитание. – 1995. - №3.

6. Брыкина Е. Содержание и методика проведения занятий по эстетическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. - №5.,№6.

7. Венгер Л.А. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. – 1983. - №11.

8. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова; / Под ред. В.И.Логиновой. – Изд. 2-е. – СПб.: Акцидент, 1996.

9. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой. – Ч.1, Гл.9. – М., 1988.

10. Дронова О., Левищева И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. – 1996. - №6.

11. Истоки. Базисная программа развития ребенка- дошкольника. – М., 1997.

12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1995.

13. Комарова Т.С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. - №5.

14. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4.

15. Макаренко А. Здравствуй театр! К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4, - 1995. - №1.

16. Обанина Г. Игры для души // Дошкольное воспитание. – 1994. - №2.

17. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца. – Гл.8. – М., 1980.

18. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Кушаева. - М., 1986.

19. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5, 8, 9.

20. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1981

21. Сорокина Н., Миланович М. Программа «Театр – творчества - дети» // Дошкольное воспитание. – 1996. - №8., №9.

22. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985.

23. Торшилова Е. Эстетическая одаренность: что это? // Дошкольное воспитание. – 1992. - №2.

24. Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание. – 1987. - №9.

25. Эстетическая культура и эстетическое образование / Сост. Г.С.Лабковская. – М., 1983.

26. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.

 

ТЕМА 3. Проблема детского творчества. Развитие творческих способностей в различных видах художественной деятельности

Вопросы для обсуждения

Своеобразие и виды детского художественного творчества. 

1. Формы и методы развития художественно-творческих способностей детей.

2. Организация условий для самостоятельной художественной деятельности детей дома и в ДОУ.

3. Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной средыдля детского художественного творчества в группе детского сада, основные требования к ней.

Учебно-исследовательские задания

1. Выпишите универсальные характеристики детского творчества из статьи В. Кудрявцева, В. Синельникова «Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей» (см. «Дошкольное воспитание» 1995. №9,10).

2.  Приведите примеры использования метода творческих заданий (Н.А. Ветлугина) в разных видах художественной деятельности детей.

3. Подберите тематику совместных творческих работ для детей разных возрастных групп.

Литература

1. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4.

2. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. А. Петровского. -М.,1994.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991. Гл. 1,2.

4. Казаков Т. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. 1993. №4.

5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. - М., 1995.

6. Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя // Дошкольное воспитание. - М., 1995. №6.

7. Маханева М. Влияние среды на формирование личности ребенка // Дошкольное воспитание. 1992. №2.

8. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989. №1.

9. Никитин Б.П. Развивающие игры или ступеньки творчества. - М., 1988.

10. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.

11. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. №5, 8, 9.

12. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1980. Гл. 1.

13. Синельников В. США: Проблемы детского творчества // Дошкольное воспитание. 1993. №2.

14. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками // Дошкольное воспитание. 1997. №5.

15. Трифонова Е. Как оценивать детский рисунок // Педагогический вестник. 1995. №2.

16. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М., 1974.

17. Чумичева Р. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 1995. №4.

18. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1985.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...