![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С принципом справедливости тесно связан принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ).Стр 1 из 37Следующая ⇒
ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРАВА. НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА Понятие уголовного права, его предмет, метод и система Уголовное право является самостоятельной отраслью права, так как имеет свой предмет, метод и систему. Предметом правового регулирования является круг специфических общественных отношений, которые возникают между лицом совершившим преступление и правоприменительными органами, по поводу совершенного преступного деяния. Уголовное право - это совокупность юридических норм, установленных высшими органами власти и определяющими преступность деяния, основания привлечения к уголовной ответственности, основания освобождения от уголовной ответственности и от наказания. Нормы уголовного права определяют, какие деяния признаются общественно опасными (преступлениями), устанавливают меры наказания за их совершение и условия их назначения, а также порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. Метод правового регулирования - это совокупность определенных правовых средств и способов, при помощи которых отрасль права воздействует на общественные отношения, являющиеся ее предметом. Метод уголовного права специфичен, поскольку определяется в первую очередь предметом уголовного права. Он заключается в установлении преступности деяния, уголовных запретов (санкций) за их совершение и порядка назначения наказания. Таким образом, методом уголовного права является запрет, поскольку нормы данной отрасли права запрещают под угрозой уголовного наказания совершать общественно опасные деяния. Данный метод можно еще назвать властным (авторитарным), так как правоотношения в уголовном праве возникают и регулируются по воле лишь одного субъекта - государства. Многие положения, которые закреплены в Конституции РФ, нашли свое более полное развитие и конкретизацию именно в статьях УК РФ. Особенно тесно уголовное право связано с уголовно-процессуальнымиуголовно-исполнительнымправом, поскольку у этих отраслей единая задача - борьба с преступностью,хотя разные предметы и методы: -уголовно-процессуальное право регулирует деятельность правоохранительных органов по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел, то есть данная отрасль права позволяет на практике реализовать те положения, которые устанавливает уголовное право; -уголовно-исполнительноеправо имеет предметом своего регулирование отношения, возникающие в связи с исполнением назначенного судом наказания.
Задачи уголовного права Задачи уголовного праваоснованы прежде всего на положениях ст. 2 Конституции РФ, которая объявила человека, его права и свободы высшей ценностью и указала, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Именно поэтому главной задачей УК РФ является охрана прав и свобод человека и гражданина. Недаром Особенная часть УК РФ начинается с раздела о преступлениях против личности (раздел VII, главы 16 - 20). Уголовный закон учел те коренные качественные изменения, которые произошли за последнее время в нашей стране, и отразил иерархию ценностей, принятую в развитых демократических государствах: сначала - интересы личности и лишь потом - общество и государство. Помимо охраны личности к задачам УК РФ относится также охрана всех форм собственности. В отличие от предыдущего уголовного законодательства действующий уголовный кодекс обеспечивает равную охрану всех форм собственности. В число важнейших объектов, защищаемых уголовно-правовыми средствами, включены также общественный порядок и общественная безопасность, конституционный строй РФ. Под защитой уголовного закона находятся также окружающая среда и безопасность человечества. Итак, мы можем сказать, что основной задачей уголовного права является охранительная. Не менее важной задачей уголовного права является также предупреждение совершения преступлений. Для этого УК РФ определяет, какие опасные для личности и общества деяния признаются преступлениями, а также устанавливает меры уголовно-правового характера за их совершение. Задача предупреждения совершения преступлений тесно связана и с воспитательной задачей (функцией) уголовного права, поскольку уже сам факт существования уголовного законодательства, информирование о нем, а тем более применение его к виновным формирует у граждан установку на необходимость соблюдения сложившихся в государстве общественных отношений, удерживает потенциально склонных к преступлению лиц от совершения общественно опасного деяния, воспитывает у членов общества уверенность в защищенности своих прав и свобод. Достаточно специфической является поощрительная задача уголовного права. Она играет двоякую роль, поскольку, с одной стороны, позволяет гражданам пресекать совершение преступных действии(институты необходимой обороны, задержания преступника), а с другой - не нести уголовной ответственности даже при причинении вреда охраняемым уголовным законом интересам (обоснованный риск, освобождение заложника и др.). Из приведенного выше анализа задач уголовного права следует, что они весьма специфичны. В отличие от других отраслей права уголовное право не столько регулирует, сколько охраняет общественные отношения, способствуя их укреплению и развитию. Этим задачам,закрепленным в УК РФ, соответствуют одноименные функции – охранительная и предупредительная. Кроме них, уголовное право выполняет регулятивную и воспитательную функции, которые вычленены и сформулированы теорией уголовного права на основе анализа уголовного законодательства. Охранительная функция состоит в том, что уголовное право служит охране общественных отношений от преступных посягательств. Предупредительная функция заключается в том, что уголовное законодательство направлено на предупреждение преступлений, имеет целью общее и частное(специальное) предупреждение преступных деяний, которые могут быть совершены соответственно всеми гражданами и гражданами, осужденными за совершение преступлений. Эта функция закреплена в упомянутых ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 43 УК РФ, а также в ряде статей Особенной части этого УК, например, ст. 150, 151, 122-225. Регулятивная функция означает, что уголовное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с совершением преступления, между лицом, его совершившим, и государством, то есть между субъектами уголовного правоотношения. Каждый из этих субъектов имеет права и обязанности, корреспондирующие соответствующим обязанностям и правам другого субъекта правоотношения. Суть воспитательной функции выражается в том, что само содержание уголовно-правовых запретов воспитывает граждан в духе исключения таких деяний из своего поведения, ориентируя их на правопослушное поведение, то есть на неуклонное и точное соблюдение законов, уважение к благам личности, чужому имуществу и иным социальным ценностям.
Наука уголовного права Наука уголовного права - это совокупность, система существующих в данное время знаний и представлений об уголовном праве и его основных понятиях. Вотличие от отрасли уголовного права, предметом которого являютсяуголовно-правовыеотношения, предмет науки уголовного права составляет изучение самого уголовного права в неразрывной связи с практикой его применения. Поэтому предметом науки уголовного праваявляются прежде всего уголовно-правовые нормы, то есть действующее уголовное законодательство. Однако предмет науки уголовного права шире, чем предмет уголовного права как отрасли, так как в него входят также изучение истории развития уголовного права и законодательства, а также исследование перспектив развития и совершенствования уголовного права. Так, последним достижением науки уголовного права являются разработка и принятие нового УК РФ. Впредмет науки уголовного права входит также анализ зарубежного уголовного законодательства, его места в системе международного права и взаимодействие с российским уголовным правом. Наука уголовного права использует ряд методов. Сравнительно-правовой метод заключается в сопоставлении, сравнении однотипных правовых институтов уголовного права различных государств мира. Данный метод позволяет использовать достоинства зарубежного уголовного законодательства, найти оптимальные пути решения проблем, сближает уголовное законодательство различных стран, расширяет кругозор исследователя. Диалектический метод заключается в том, что при проведении уголовно-правовогоисследования используются основные законы и понятия философии. Такой метод применяется при установлении и исследовании таких основополагающих понятий уголовного права, как причинная связь, необходимость и случайность, сознание и воля, причина и следствие и др. Исторический метод предполагает изучение уголовного права и его институтов в их историческом, временном развитии. Он позволяет учесть те достижения и опыт, которые имелись на предыдущих этапах развития уголовного права и, в частности, в дореволюционном периоде. Например, УК РФ рассматривает убийство лишь как умышленное деяние, что соответствует традициям российского дореволюционного уголовного права. Таким образом, исторический метод обеспечивает преемственность в развитии уголовного законодательства. С другой стороны, он позволяет избежать имевшихся в прошлом просчетов и недостатков. Социологический метод дает возможность проанализировать уголовное законодательство, его институты с позиций их социальной обусловленности. Этот метод позволяет учесть конкретную социально-политическуюобстановку при разработке и совершенствовании уголовного законодательства. Статистический метод необходим для своевременного учета криминализации тех или иных явлений, а также закрепления соответствующего запрета и санкций за его нарушение в уголовном законе. Вследствие этого в новом УК РФ появилось множество неизвестных до последнего времени составов преступлений. Наука уголовного права имеет более разнообразные источники, чем отрасль уголовного права. Источником науки уголовного права являются в первую очередь правовые акты, содержащие нормы уголовного права, то есть Конституция РФ и УК РФ. Важным источником науки уголовного права являются также труды ученых, специалистов, в которых исследуются проблемы уголовного законодательства, его история и перспективы. Источником науки является также практика реализации и применения уголовного права. Любая научная теория, любой уголовный закон познается в первую очередь в реальных условиях его применения. Невозможны разработка и исследование проблем уголовного права без анализа практической деятельности по реализации положений уголовного законодательства. Именно практика показывает как достоинства, так и недостатки существующих уголовно-правовыхнорм. Уголовная политика— это составная часть, подсистема политики государства, являющейся частью надстройки над экономическим базисом. Политика подразделяется на внешнюю и внутреннюю, внутренняя политика -- на экономическую и социальную. Социальная политика включает, в частности, в качестве своей подсистемы уголовную политику. Уголовная политика — часть государственной, внутренней, социальной политики. Поэтому понятие уголовной политики основывается на понятии политики вообще. Политика— многообразное, многогранное и многоаспектное явление, определяемое с разных сторон. Во-первых, политика — это самое концентрированное выражение экономики и ее обобщение и завершение. Данное определение характеризует политику как часть надстройки над базисом. Во-вторых, политика понимается как область отношений всех классов и слоев к государству и правительству и взаимоотношений между всеми классами и слоями. Этим определением политика характеризуется как совокупность взаимоотношений в данном государстве между классами и слоями населения между собой и к государству и правительству, как выражение специфики и универсальности совокупности общественных отношений. В-третьих, политика определяется как участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. В данном определении отражено то, что политика, с одной стороны, — это направление деятельности государства, а не сама деятельность, и с другой — участие в делах государства, то есть привлечение к участию в делах государства, в том числе к управлению, и в частности к борьбе с преступностью, большего или меньшего числа членов общества. В-четвертых, в указании на то, что закон есть мера политическая, есть политика, что государственная воля должна быть выражена как закон, установленный властью, обращается внимание на связь политики с правом, на политическое значение закона, а также подчеркивается необходимость выражения политики через закон, то есть в форме закона. Следовательно, политика и право находятся в неразрывном единстве. Таким образом, политика — это закрепленное в законе самое концентрированное выражение экономики, отражающее взаимоотношения всех классов и слоев к государству и правительству и классов и слоев населения между собой и состоящее в определении направлений, форм, задач и содержания деятельности государства, а также степени участия членов общества в делах государства. Основываясь на приведенном определении, можно заключить, что уголовная политика — это закрепленные в законе, соответствующие сущности социально-экономической формации и отношениям классов и слоев населения между собой и с государством и правительством направления охраны общественных отношений от преступных посягательств. В предельно кратком определении уголовная политика представляет собой стратегию борьбы с преступностью. Уголовная политика, с одной стороны, концентрированно и определенным образом отражает социально-экономические явления общества, а с другой - сама, являясь сложным многоплановым социальным явлением, оказывает воздействие на все стороны многогранного процесса охраны правопорядка и борьбы с преступностью. По структуре уголовная политика, являясь частью социальной политики и многокомпонентной системой, состоит из ряда относительно самостоятельных подсистем, которые в совокупности комплексно воздействуют на преступность как антисоциальное явление в направлении ее нейтрализации, сокращения и вытеснения из жизни общества. К подсистемам относятся уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политика. Этим подсистемам соответствуют самостоятельные отрасли законодательства — уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, каждая из которых, имея свой предмет и метод, специфическим образом выполняет поставленные перед ней задачи в области борьбы с преступностью. Различаются содержаниеуголовной политики, ее формирование и реализация.Формирование и реализация уголовной политики - это процессы, а содержание уголовной политики - результат формирования и исходный момент реализации уголовной политики. Сформированная уголовная политика формулируется в конституции страны, иных законодательных актах, указах главы государства, содержащих нормы, направленные на борьбу с преступностью и регулирующие эту борьбу. Реализация уголовной политики — это политика в действии, функционирование политики как системы, регулирующей социальные явления и процессы. Предмет уголовной политики включает ряд компонентов. К ним относятся: 1) принципы; 2) объекты; 3) направления; 4) субъекты; 5) формирование и реализация уголовной политики. Принципы уголовной политикисовпадают в целом по содержанию с принципами уголовного права, рассмотренными ранее. Ими, как отмечалось, являются законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость, гуманизм, патриотизм, интернационализм и неотвратимость ответственности. К объектам уголовной политики относят, в частности, характер и содержание специальных мер социального предупреждения преступности, структуру и форму организации органов уголовной юстиции, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, подзаконные акты, касающиеся борьбы с преступностью, содержание деятельности органов уголовной юстиции по борьбе с преступностью и т.д. В юридической литературенаправлениями уголовной политикив нашей стране признаются: -демократизация всей системы борьбы с преступностью, в том числе уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, практики его применения, деятельности органов юстиции и т.д.; -гуманизация законодательства и деятельности органов уголовной юстиции по борьбе с преступностью; -обеспечение социальной справедливости для всех граждан при применении уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм; -обеспечение гласности в деятельности органов уголовной юстиции; -предупреждение преступлений; -ориентация органов уголовной юстиции на обеспечение неотвратимости ответственности виновных; -признание уголовного наказания важным средством борьбы с преступностью при условии его определения в строгом соответствии с законом; -расширение привлечения к борьбе с преступностью достижений различных отраслей науки, в том числе научно-технического прогресса; -реорганизация органов уголовной юстиции на основе четкого организационного разграничения оперативно-розыскной, следственной, надзорной, судебной и других функций, обеспечивающего их независимость и исключающего их ведомственное совмещение; -координация деятельности органов уголовной юстиции на базе строгого соблюдения компетенции каждого из них; - повышение профессионального мастерства кадров органов уголовной юстиции и другие. Совокупность перечисленных и иных направлений уголовной политики отражается и закрепляется в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и некоторых других отраслях законодательства и составляет содержание уголовной политики. Важным является вопрос о субъектах уголовной политики. К таковым относятся только высшие органы государственной власти и государственного управления. Лишь эти органы определяют, формулируют, выражают и закрепляют уголовную политику. Другие органы могут быть субъектами лишь реализации, то есть проведения, претворения в жизнь уголовной политики. Формирование уголовной политики — это процесс, основанный на ряде предпосылок. Такими предпосылками являются: 1) принципы уголовной политики, обусловленные сущностью данных социально-экономической формации и государства; 2) познание объективных закономерностей развития общества; 3) допустимые в данных социально-экономической формации и государстве методы борьбы с преступностью; 4) наличные силы, применяемые в борьбе с преступностью; 5) имеющиеся средства, используемые в борьбе с преступностью. Средства борьбы с преступностью— это финансовые и иные материальные ресурсы такой борьбы. Финансовые ресурсы (денежные средства и иные финансовые инструменты) составляют часть средств, направляемых на социальные нужды. Иные материальные ресурсы слагаются из имеющихся и вновь создаваемых различного рода материальных объектов (техники, зданий, сооружений, коммуникаций), применяемых в борьбе с преступностью. Их рациональное использование существенно повышает эффективность такой борьбы. Учет наличия экономических и технических средств также играет важную роль в формировании уголовной политики. Реализация уголовной политики— это проведение в жизнь сформированной и закрепленной в законах и подзаконных актах уголовной политики. Реализуется уголовная политика посредством деятельности правоохранительных органов и их учреждений, специализированных на борьбе с преступностью негосударственных организаций, а также других государственных и муниципальных органов, их учреждений и негосударственных организаций, одной из неосновных задач которых является борьба с преступностью. Содержанию присущи свойственные ему формы. Содержание современной уголовной политики выражается в двух формах.Ими являются: 1) Конституция, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации. В Конституции в самой общей форме выражается уголовнаяполитика, ее наиболее общие, важные и принципиальные положения. В указанных отраслях законодательства конкретизированы принципы, содержащие и направления уголовной политики; 2) указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства по вопросам борьбы с преступностью, являющиеся подзаконными актами. Кроме форм уголовной политики, выделяются неразрывно с ними взаимосвязанные формы реализации уголовной политики. К формам реализации уголовной политики относятся: 1) вся правоприменительная деятельность и практика борьбы с преступностью, в которых находят свое воплощение основные направления уголовной политики, составляющие ее содержание; 2) постановления высших судебных инстанций (Пленумов Верховных Судов бывшего СССР и Российской Федерации) и другие подзаконные ведомственные акты. В этих документах конкретизируются и разъясняются положения, содержащиеся в нормах законодательства, указах Президента и постановлениях Правительства, корректируется правоприменительная практика, определяются направления реализации уголовной политики. Эти документы направлены на то, чтобы преодолеть имеющиеся или возможные отклонения от закрепленной в законах и подзаконных актах уголовной политики в деятельности правоприменительных органов. Специфика той или иной отрасли права наиболее наглядно проявляется в его принципах.
Принципы уголовного права Принципы уголовного права - это выраженные в нормах уголовного права руководящие положения, определяющие содержание и основы данной отрасли права. В УК РФ, в отличие от прежнего законодательства, есть статьи, специально посвященные принципам уголовного права. Уголовное право основывается на следующих основных принципах: -принцип законности (ст. 3 УК РФ); -принцип равенства всех граждан перед законом (ст. 4 УК РФ); -принцип вины (ст. 5 УК РФ); -принцип справедливости (ст. 6 УК РФ); -принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ). Принцип законности означает, что преступность деяния, а также его наказуемость определяются только уголовным законом. Следовательно, никакие иные законы и нормативные акты устанавливать уголовную ответственность не могут. Принцип законности также означает, что не допускается применение уголовного закона по аналогии. Данное положение основывается на ст. 54 Конституции РФ, в которой говорится, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Таким образом, законодатель не допускает возможности привлечения кого-либок уголовной ответственности за сходные, но не предусмотренные прямо в УК РФ деяния, что исключает возможность многих злоупотреблений и произвола. Принцип равенства всех граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) заключается в том, что лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимоот своей национальности, происхождения, должностного или социального положения и иных личных качеств. Данный принцип также основывается на конституционных положениях, поскольку в соответствии со ст. 19 Конституции РФ "все равны перед законом и судом". При этом данному принципу не противоречит особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц (судей, депутатов и др.), поскольку они не освобождаются от ответственности за совершенные ими преступления. Необходимость усложненной процедуры объясняется тем, что она обеспечивает нормальную работу и независимость указанных лиц, но полностью соответствует нормам, принятым в цивилизованных государствах мира. Одним из важнейших и специфических принципов уголовного права является принцип вины (ст. 5 УК РФ). Данный принцип означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния, в отношении которых установлено определенное психическое отношение лица к своему деянию, то есть его вина. Поэтому общественно опасное деяние становится преступлением лишь тогда, когда оно совершено виновно: умышленно или по неосторожности. Закон подчеркивает, что не допускается уголовная ответственность за невиновное причинение вреда независимо от серьезности наступивших последствий, то есть объективное вменение. Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) заключается в том, что наказание и иные меры уголовно-правовогохарактера, применяемые к лицу, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, а также личности виновного. Данный принцип индивидуализирует ответственность и наказание, применяемые к лицу. Очевидно, что применение одного и того же наказания к разным людям даже при совершении ими одинаковых преступлений было бы несправедливо. Суд должен руководствоваться не эмоциями, а объективной оценкой как совершенного деяния, так и личности виновного. Принцип справедливости обеспечивается, в частности, установлением различных видов санкций, значительным разрывом между их нижними и верхними пределами, особенностями ответственности отдельных категорий лиц, наличием институтов амнистии и помилования и др. Особое значение имеет положение о том, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 5 УК РФ). Ранее действовавшее в нашей стране уголовное законодательство допускало возможность повторного привлечения к уголовной ответственности независимо от того, что лицо уже понесло наказание за рубежом. Теперь же уголовный закон приведен в соответствие с международными правовыми актами. С принципом справедливости тесно связан принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ). Сущность данного принципа заключается в том, что уголовное законодательство РФ должно обеспечивать безопасность человека. Обеспечение безопасности человека означает в первую очередь охрану его жизни, здоровья, собственности от преступных посягательств путем установления и применения мер уголовно-правовогохарактера. Вместе с тем гуманность уголовного права проявляется также в отрицании и запрете мучительных, жестоких и позорящих наказаний. Закон прямо говорит, что наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства личности. Принцип гуманизма проявляется и в таких институтах, как условное осуждение, условно-досрочноеосвобождение, смягчение наказания, установление значительно более мягких мер наказания несовершеннолетним. Большое значение для реализации рассматриваемого нами принципа играет существенное ограничение в УК РФ оснований для применения смертной казни, которая возможна теперь лишь в пяти случаях (например, прежний Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 г. - далее УК РСФСР 1960 г., предусматривал 33 основания). Обобщая отмеченные и другие законоположения, можно констатировать, что принцип гуманизма в УК РФ 1996г. выражается в: 1)обеспечении безопасности человека; 2)гуманном отношении к правонарушителям; 3)направленности на применение наименее строгих мер наказания; 4) направленности на разнообразие мер ответственности и наказаний; 5)стимулировании исправления правонарушителей. Кроме рассмотренных принципов, специально определенных и закрепленных в ст. 3-7 УК РФ 1996г., этому УК присущи и другие принципы, отраженные в нормах данного УК и вычленяемые теорией уголовного права. К ним относятся принципы патриотизма, интернационализма и неотвратимости ответственности. Принцип патриотизма выражен в ст. 275 УК РФ об ответственности за государственную измену. Принцип интернационализма выражается как в ст. 4 (говорящей о равенстве перед законом совершивших преступления лиц независимо от расы и национальности), так и в ряде статей Особенной части УК РФ, например, в п. «л» ч. 2 ст. 105, ст. 282,357 (где предусмотрена ответственность соответственно за убийство по мотиву национальной, расовой ненависти или вражды, за возбуждение национальной, расовой вражды, за геноцид). Принцип неотвратимости ответственности в уголовно-правовом значении вытекает из смысла и духа УК РФ и состоит в том, что ответственность должен нести каждый совершивший преступление, в том числе соучастник либо лицо, осуществляющее приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушению на любое преступление, если иное прямо не предусмотрено законом. Рассмотренные нами принципы уголовного права тесно взаимосвязаны и в своей совокупности составляют систему принципов уголовного права.
ТЕМА 2. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |