Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные угрозы экономической безопасности, создаваемые криминализацией экономики




 

Особую опасность для экономики государства в настоящее время представляет криминальная угроза. Обострение криминальной обстановки в сфере экономики произошло в 1993-1994 гг., когда в стране начался масштабный передел государственной собственности, развернулся процесс либерализации внутреннего и внешнего рынка при одновременном ослаблении и даже потере управления народным хозяйством.

Наибольший интерес криминальной среды вызывают отношения собственности, финансы и кредит, банковая деятельность, торговля, внешнеэкономическая деятельность и денежное обращение, что объясняется относительной лёгкостью получения больших доходов.

По данным МВД страны, в России к началу третьего тысячелетия действовало более 3000 преступных групп. В криминальную сферу втянуто более 60% государственных предприятий, почти 40% коммерческих структур страны. Организованные преступные формирования в той или иной степени контролируют более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в т.ч. около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков. [34, С 14].

 Расширение криминальной, теневой экономики для государства приведёт к снижению управляемости хозяйством, уменьшению налогооблагаемой базы и величины собираемых налогов, будет способствовать проникновению представителей криминальной среды во властные структуры.

Экономическая преступность как социальное и криминальное явление в нашей жизни, может быть, и недостаточно нова, однако в связи с бурно происходящими в стране и за рубежом политическими, социальными и экономическими изменениями, особенно на фоне глобального экономического кризиса, пока еще недостаточно глубоко и всесторонне изучена.

Неопределенность, «размытость» представлений об экономической преступности, ее сущности, условиях возникновения, границах распространения, причинах живучести, характере угроз для экономики страны не позволяет в достаточной степени оценить влияние этого явления на национальную безопасность России и выработать соответствующую политику государства в сфере борьбы с этой преступностью.

Как известно, экономическая преступность возникает там и тогда, когда есть возможность конкурировать с легальной экономикой при производстве наиболее доходных товаров и услуг. Вполне очевидно, что уровень экономической преступности отражает состояние легальной экономики: чем оно хуже, тем более доходно и более активно проявляет себя организованная экономическая преступность.

Там, где спрос не отражает физически и нравственно здоровых потребностей, образуется теневая экономика: ростовщичество, наркобизнес, проституция, работорговля. Эти явления оказывают неизменно негативное влияние на общественную нравственность и экономику государств. Теневая экономика начинается с того, что на рынок в качестве товара выносятся веши, которые по своей природе товарами быть не могут: деньги, земля и люди. Спекуляция этими псевдотоварами и составляет экономическую основу социального паразитизма, что, в свою очередь, является питательной средой и условием для возникновения и роста экономической преступности.

По аналогии с Западом и с учетом специфических условий России, включая отставание правовой базы рыночных отношений и неопытность, как новых предпринимателей, так и органов правопорядка при продолжении «рыночного» экономического курса и на фоне мирового кризиса можно достаточно уверенно прогнозировать:

- расширение коррупции чиновников государственных органов в процессе перераспределения собственности, в контактах с новыми предпринимателями, в сфере рынка земли и недвижимости;

- банковские манипуляции по многократному переводу средств из банка в банк, из безналичных в наличные, с одной статьи на другую для хищения на одном из этапов, перелив капиталов из теневой экономики в легальную и обратно;

- махинации по льготному или незаконному кредитованию, включая согласованное обеими сторонами хищение кредита;

- расширение и новые формы внешнеэкономических преступлений, махинации с налоговыми и таможенными декларациями, нарушение валютного законодательства;

- недобросовестную рыночную конкуренцию, связанную с «обходом» антимонопольного законодательства использованием против конкурентов криминальных структур и коррумпированных чиновников;

- спекуляцию ценными бумагам, подделку акций, создание «мыльных» акционерных обществ, хищения дивидендов управленцами АО;

- махинации на фондовых биржах, в т.ч. с использованием методов экономического шпионажа в интересах иностранцев;

- хищения денежных средств с банковских счетов с помощью компьютерных технологий;

- хищения программ и отдельных видов информации из памяти компьютерных баз данных;

- похищения людей, поджоги, погромы офисов и квартир как средства шантажа предпринимателей, налеты на предприятия, магазины, инкассируемые объекты (и на самих инкассаторов), рэкет и внедрение на предприятия «своих» людей, подкуп с той же целью сотрудников предприятий;

- усиление организованности преступных сообществ, заказные убийства, значительное повышение уровня вооруженности и технической оснащенности преступных групп, попытки проникновения в органы МВД, таможни, налоговой инспекции для получения сведений о предпринимателях и определения размера обложения их «данью», вовлечение в состав преступных группировок уволенных в запас военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

- координацию преступных действий местных мафий с преступными группировками за рубежом в области наркобизнеса, торговли оружием, фальшивомонетничества, работорговли;

- рост краж, совершаемых бездомными и безработными, т.к. ожидается увеличение их количества в 3-4 раза. [12].

Степень коррумпированности государственных служащих в Российской Федерации расценивается и отечественными, и зарубежными специалистами как беспрецедентно высокая.

Наиболее остро проблема коррупции стоит на канале внешнеэкономических связей. Самыми активными участниками противоправных действий являются работники внешнеторговых объединений, акционерных обществ, коммерческих структур России, особенно из регионов Западной и Восточной Сибири, Урала, Севера, Москвы и Санкт-Петербурга. Из числа основных факторов усиливающейся коррупции в госаппарате России следует особо выделить следующие:

- слабость и неоднозначность существующей законодательной базы, отсутствие сопоставимого с развитыми странами Закона о государственной службе РФ;

- слабую правовую и социальную защищенность;

- резкое ослабление государственного контроля над экономической и внешнеэкономической деятельностью;

- отсутствие у правительства РФ, республиканских, краевых и областных администраций продуманной системы отбора кадров, их оценки, обоснованного продвижения по службе;

- научно-методическую слабость отделов кадров этих администраций и их «второсортность» в аппаратах; отсутствие у этих отделов необходимых функций и технического оснащения, недостаточный уровень специальной подготовки; отсутствие единой системы подготовки специалистов кадровых служб, медленное развертывание учебных и экспертных подразделений для помощи администрациям;

-  отсутствие единой системы органов, ведущих работу по борьбе с коррупцией в ведомствах, учреждениях госслужбы, и отработанной системы судебного расследования и наказания уличенных в коррупции госслужащих.

- укрепление позиций теневого бизнеса в российской экономике, а также усиление коррумпированности чиновников ведет к постепенному превращению к  деятельности международных мафиозных групп и отмывания преступного капитала. Такая ситуация чревата тем, что решение государственных задач по привлечению инвестиций в целях стабилизации экономики России будет осуществляться за счет финансовых средств организованных преступных сообществ.

Для предотвращения дальнейшего роста экономической преступности необходимо начать работу по наведению элементарного порядка в сфере приватизации. В соответствии с Законом 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» под приватизацией понимается приобретение негосударственными юридическими и физическими лицами объектов государственной собственности. Таким образом, целесообразно разделить понятия «разгосударствление» и «приватизация». Приватизация означает, что государство передает в частные руки и собственность, и право управлению ею. Разгосударствление, помимо приватизации, предусматривает передачу в частные руки только функций управления, когда собственность остается государственной. Именно неприватизационный вариант разгосударствления дает в большинстве случаев основной экономический эффект в странах с рыночной экономикой.

Большое значение для блокирования роста экономической преступности имели бы меры по первичному оздоровлению системы денежного обращения в стране. Проблема оздоровления заключается в том, чтобы выработать механизмы вытеснения рублем нерублевых компонентов денежного обращения. [13].

Для вытеснения доллара из обслуживания внешнеторгового оборота достаточно осуществить следующие меры:

 1) объявить о взимании с заранее установленного срока ввозных пошлин исключительно в рублях, что сразу заставит экспортеров и импортеров совершать часть операций в рублях, дабы не терять на конвертации;

2) административно обязать национальных экспортеров нефти, газа и иных пользующихся повышенным спросом на внешних рынках товаров совершить операции и устанавливать цепы исключительно в рублях, что приведет к резкому увеличению доли рублевого оборота во внешней торговле и ускорит вытеснение доллара из внутреннего обращения. Вытеснение из обращения долларовой массы может дать в руки государства ресурс безинфляционной эмиссии минимум в 600 млн. рублей ежегодно.

Надежный контроль за состоянием и тенденциями развития экономической преступности как составная часть политико-административного управления невозможен без комплексного использования разнообразных по своему характеру и содержанию сил и средств правоохранительных органов. В системе контроля за преступностью важное место занимает оперативно-розыскная деятельность, регулируемая Законом 1995 г. «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации». Этот закон впервые в законодательной практике страны поставил оперативную работу на прочную правовую основу, сформулировав принципиальные положения негласной работы государственных органов.

Появление Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» указывает на то, что благодаря некоторому расширению реальных полномочий представительной власти государством взят курс на реализацию конституционного положения об ознакомлении населения с любыми правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина. Такого рода нормативные акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ). Однако указанный законодательный акт не разрешил и (в силу своей новизны) не мог разрешить оптимально все вопросы, возникающие в сфере оперативной работы. Поэтому проблемы этико-политических и правовых основ оперативной деятельности, от которых напрямую зависит ее эффективность, должны быть предметом постоянного осмысления и исследования. [9].

Для повышения эффективности политико-административного контроля за экономической преступностью к его осуществлению привлекается население. Наиболее важной формой участия общественности в этом контроле является оказание гражданами содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной возмездной или безвозмездной, контрактной или бесконтрактной основе. Ст. 15 Закона РФ регулирует это содействие указанием на возможность привлечения отдельных граждан к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий только с их согласия.

Тем самым решение о сотрудничестве с органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, и выбор форм этого сотрудничества принимается и определяется свободным волеизъявлением гражданина, что повышает его ответственность за качество предоставляемой информации.

Деятельность граждан, сотрудничающих с органами дознания, сложна, опасна и специфична. Поэтому этико-политически допустимыми должны быть не только процедуры привлечения граждан к негласному сотрудничеству, но и отношение государства к привлеченному к содействию в процессе оперативно-розыскных мероприятий и после их окончания.

Заслуживает позитивной оценки комплексное решение в рассматриваемом законе вопросов правовой защищенности граждан, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам. Законом предусмотрено: 1) предоставление органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, права использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность граждан, сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе; 2) разрешение этим органам заключать контракты о сотрудничестве только с совершеннолетними и дееспособными лицами; 3) возложение на указанные органы обязанности принятия необходимых мер или специальных мероприятий по обеспечению безопасности сотрудничающих с ними граждан, членов их семей и близких; 4) отнесение сведений о лицах, сотрудничающих или сотрудничающих с органами на конфиденциальной основе, к информации, являющейся государственной тайной; 5) разрешение предавать гласности сведения о лицах, оказывающих или оказывавших содействие в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий на конфиденциальной основе, только с письменного согласия этих лиц либо в других случаях, прямо предусмотренных законом; 6) предоставление лицам, сотрудничающим с органами дознания, права на вознаграждение, на включение периода сотрудничества по кон тракту в качестве основного рода в их трудовой стаж, на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством; 7) предоставление этим лицам и членам их семей единовременного пособия и назначение пенсии соответственно по инвалидности или по случаю потери кормильца, если травма или кончина последовали в связи с их участием в оперативно-розыскных мероприятиях.

Таким образом, оздоровление экономической обстановки и морального климата в стране будет способствовать как объективному процессу вытеснения теневой экономики из национальной и как результат - укреплению экономической безопасности, так и субъективному фактору повышения эффективности борьбы со спекулятивным интересом вообще и экономической преступностью, в частности. Для этого нужны согласованные меры экономического, политического и административно ­правового воздействия.


Заключение

Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности. [18].

Исходя из сказанного, государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных, целей в области обеспечения национальной безопасности. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами общества.

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы. Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности государства представляет криминализация экономики и коррупционные отношения в обществе.

Как показывают многочисленные исследования, криминогенная ситуация в экономике определяется: наличием значительного количества скрытой или, так называемой, латентной экономической преступности, не известной правоохранительным органам; совокупностью отражаемых судебной статистикой различных криминальных угроз безопасности в сфере экономики, взяточничества, злоупотреблений служебным положением и др.; появлением вызванных рыночными реформами новых форм экономического поведения, которые в общественном сознании расцениваются не просто как нежелательные, а как опасные и нуждающиеся в запрете и преследовании в уголовном порядке, как представляющие угрозу экономической безопасности страны.

Неформальную теневую экономику таким образом можно рассматривать как определенную логику хозяйственной деятельности. В этом смысле неформальными отношениями пронизана вся хозяйственная жизнь страны.

Нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить: стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой; отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций; распад партийной системы контроля.

Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную проблему. Открываясь мировому сообществу, Россия также подвергается воздействию этой тенденции.

Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах.

Поскольку коррупция есть следствие общих проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной программы, но должна пронизывать все программы обновления. В этих случаях антикоррупционная программа выступает также в качестве дополнительного обоснования реализации соответствующих мер в смежных программах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...