Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зарубежный опыт борьбы с криминализацией экономики
Криминализация экономики не зависит от политического и экономического режима. Криминализацию экономики в современный период можно обнаружить практически в любом государстве. Проанализировав общетеоретический аспект криминализации в государственной гражданской службе РФ, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт борьбы с криминализацией экономики. Изучение зарубежного опыта реализации средств предупреждения и пресечении криминализации в государственной гражданской службе показывает, что многие государства сформировали меры предупреждения и пресечения, не зависящие от национальной специфики. При этом содержание концепций предупреждения и пресечения коррупции в системе гражданской службы зарубежных государств сводится к детальному определению административно-правового статуса государственного служащего и основывается на защите прав человека. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть опыт наиболее успешных стран в этой области. Таких, например, как США, Италия и Сингапур. Одним из инициаторов активного противодействия коррупции внутри страны и на международной арене выступили США, имеющие значительный опыт борьбы с этим явлением. [3, С. 196]. В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление Президенту США может быть объявлен импичмент. Начало реальной борьбы с коррупцией в США относится к 70 - м гг. прошлого столетия. Шок от громкого коррупционного скандала, связанного с деятельностью американской компании «Локхид» в Японии и приведшего к отставке правительства страны, побудил американских законодателей принять в 1977 г. «Акт о зарубежной коррупционной практике». [26]. Принятый акт ставил вне закона подкуп зарубежных должностных лиц американскими гражданами и компаниями. Однако после принятия данного закона американское деловое сообщество стало жаловаться на то, что жесткая позиция США в отношении коррупции серьезно подрывает позиции американских компаний, работающих в коррумпированном окружении стран Третьего мира. В результате Акт был отменен в 1988 г. В одном из материалов, опубликованном в журнале «Экономист» в 1995 г., утверждалось, что в 1994-1995 гг. американские компании упустили около 100 контрактов за рубежом на общую сумму примерно 45 млрд долл., доставшихся менее принципиальным соперникам и конкурентам. Согласно отчету Департамента торговли США, подготовленному 1996 г. при содействии спецслужб США, американские фирмы понесли убытки, оцениваемые в 11 млрд. долл., из-за того что их конкуренты прибегали к взяточничеству. На этом основании в США была инициирована компания за то, чтобы заставить другие страны - участницы ОЭСР объявить преступлением дачу взяток иностранным чиновникам. В тот период администрация Б. Клинтона объявила переговоры в ОЭСР по поводу взяточничества одним из приоритетов в деятельности Государственного департамента США. Таким образом, американцы хотели поставить своих конкурентов в равные условия. В целях усиления мер по борьбе с коррупцией и оказания содействия американским компаниям в решении этой проблемы на международном уровне в начале третьего тысячелетия Министерство торговли США создало на своем сайте в сети Интернет «горячую линию». Интересно отметить, что в США сформирована система контроля за правонарушениями коррупционного характера. В последние годы масштабы взяточничества в американской экономике вновь достигли такого уровня, что правительство было вынуждено начать широкомасштабную атаку против компаний, использующих взятки для продвижения своих интересов за рубежом. [12]. Особого внимания в сфере предупреждения и пресечения коррупции заслуживает такое европейское государство, как Италия, которая имеет весьма успешный опыт масштабной борьбы с коррупцией, где в 1992-1993 гг. была проведена получившая всемирную известность операция «чистые руки». Правительство Италии вынуждено было пойти на эти неординарные меры, поскольку масштабы мафиозных преступлений достигли в стране критической точки. По официальным данным, за год преступными группировками было совершено 718 убийств и 822 похищения, 830 покушений и 886 случаев запугивания представителей местных властей. Жертвами коррупционеров стали многие работники следственных органов и представители прокуратуры. Для проведения операции государством были задействованы все возможные инструменты борьбы с мафией. Одной из важных мер было назначение специального прокурора по борьбе с коррупцией, наделенного особыми полномочиями. В структуре исполнительной власти страны было создано специальное ведомство по борьбе с коррупцией штатной численностью до трех тысяч сотрудников. Кроме того, был принят закон о борьбе с мафией, который позволял спецслужбам инфильтрироваться в ряды преступников, облегчал проведение арестов и следствия, предусматривал ужесточение наказаний за подкуп политиков и разрешал амнистировать раскаявшихся преступников, давших важные для следствия показания. Были приняты поправки к уголовному и процессуальному кодексам, в законодательном порядке расширены права судебных и правоохранительных органов и спецслужб. В частности, следственным органам разрешили свободно допрашивать членов парламента, что сильно облегчило ход операции «Чистые руки». В настоящее время коррупция в Италии не ликвидирована и общая атмосфера в обществе изменилась к лучшему. Среди новых индустриальных стран одним из первых комплексную борьбу с коррупцией начало правительство Сингапура, которое добилось впечатляющих успехов. В стране создана весьма эффективная система противодействия и искоренения коррупции. Стратегия борьбы с коррупцией в этой стране отличается строгостью и последовательностью и ориентирована на минимизацию или исключение условий, создающих как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий. Тактика снижения уровня коррупции была построена на применении комплекса административных и законодательных мер, в том числе: упрощение бюрократических процедур: регламентация действий чиновников: строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов. Юридическую основу для борьбы с коррупцией в Сингапуре заложил принятый в 1960 г. законодательный Акт о предотвращении коррупции. Был создан специальный государственный орган - Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), директор которого подчиняется напрямую премьер-министру страны. В структуре АБК функционируют три отдела: оперативный, административный и информационный.[26]. Принятый закон устранил несколько серьезных препятствий. Прежде всего, закон дал четкое определение всех видов коррупции и регламентировал работу агентства, наделив его особыми полномочиями. Закон ужесточил наказание за взяточничество. Были увеличены тюремные сроки за получение взятки, введены жесткие меры за дачу взятки или за отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Сотрудники агентства получили право задерживать потенциальных взяточников, проводить обыск у них в домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. Граждане Сингапура могут обращаться с жалобами в агентство на государственных служащих и требовать их наказания. В рамках борьбы с коррупцией практиковалось массовое увольнение чиновников в таможенных органах и других государственных организациях и службах. Указанные меры сочетались с дерегулированием экономики повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров. Правительство Сингапура стало серьезно работать над «качеством» бюрократии. Прежде всего, чиновникам решили значительно увеличить зарплаты, что должно было удержать их от взяток. Правительство сделало профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и весьма уважаемой. В Сингапуре создана система, которая позволяет отбирать способных, умных, прогрессивно мыслящих молодых людей, способствует их образовательному и профессиональному росту. Отбор кандидатов в чиновники происходит еще в школе. Затем представителям будущей элиты помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу. В частности, детям государственных чиновников оплачивается обучение в Оксфорде, Сорбонне, Гарварде и других наиболее престижных зарубежных вузов. Тем самым поощряется появление чиновничьих династий. Государственный служащий, польстившийся на взятку, ставит под удар не только свое будущее, но и будущее своих потомков. Подводя итог изучению зарубежного опыта, необходимо сказать, что сразу и полностью избавиться от коррупции в системе государственной службы практически невозможно. Изучение законодательства и практики борьбы с коррупционными проявлениями, показывает, что ни одно государство не располагает в настоящее время действенными средствами противостояния им.
Таким образом, проблемы, связанные с предупреждением и пресечением коррупции в государственном аппарате, актуальны не только для нашей страны. Данная проблема также важна и актуальна для США, Канады, Италии, Германии, Сингапура, Китая и ряда других стран. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 423. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |