Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарубежный опыт борьбы с криминализацией экономики




Криминализация экономики не зависит от политического и экономиче­ского режима. Криминализацию экономики в современный пе­риод можно обнаружить практически в любом государ­стве.

Проанализировав общетеоретический аспект криминализации в государственной гражданской службе РФ, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт борьбы с криминализацией экономики.

Изучение зарубежного опыта реализации средств предупреждения и пресечении криминализации в государст­венной гражданской службе показывает, что многие государства сформировали меры предупреждения и пресечения, не зависящие от национальной специфики. При этом содержание кон­цепций предупреждения и пресечения коррупции в системе гражданской службы зарубежных государств сводится к детальному определению административ­но-правового статуса государственного служащего и основывается на защите прав человека. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть опыт наиболее успешных стран в этой области. Таких, на­пример, как США, Италия и Сингапур. Одним из ини­циаторов активного противодействия коррупции внут­ри страны и на международной арене выступили США, имеющие значительный опыт борьбы с этим явлени­ем. [3, С. 196].

В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление Прези­денту США может быть объявлен импичмент. Начало реальной борьбы с коррупцией в США относится к 70 - м гг. прошлого столетия. Шок от громкого коррупцион­ного скандала, связанного с деятельностью американ­ской компании «Локхид» в Японии и приведшего к от­ставке правительства страны, побудил американских законодателей принять в 1977 г. «Акт о зарубежной коррупционной практике». [26].

Принятый акт ставил вне закона подкуп зарубежных должностных лиц американскими гражданами и ком­паниями. Однако после принятия данного закона аме­риканское деловое сообщество стало жало­ваться на то, что жесткая позиция США в отношении коррупции серьезно подрывает позиции американских компаний, работающих в коррумпированном окруже­нии стран Третьего мира. В результате Акт был отме­нен в 1988 г.

В одном из материалов, опубликованном в журнале «Экономист» в 1995 г., утверждалось, что в 1994-1995 гг. американские компании упустили около 100 кон­трактов за рубежом на общую сумму примерно 45 млрд долл., доставшихся менее принципиальным со­перникам и конкурентам. Согласно отчету Департа­мента торговли США, подготовленному 1996 г. при содействии спецслужб США, американские фирмы понесли убытки, оцениваемые в 11 млрд. долл., из-за того что их конкуренты прибегали к взяточничеству. На этом основании в США была инициирована компания за то, чтобы заставить другие страны - участницы ОЭСР объявить преступлением дачу взяток иностран­ным чиновникам. В тот период администрация Б. Клинтона объявила переговоры в ОЭСР по поводу взяточничества одним из приоритетов в деятельности Государственного департамента США.

Таким образом, американцы хотели поставить своих конкурентов в равные условия. В целях усиления мер по борьбе с коррупцией и оказания содействия амери­канским компаниям в решении этой проблемы на меж­дународном уровне в начале третьего тысячелетия Министерство торговли США создало на своем сайте в сети Интернет «горячую линию». Интересно отметить, что в США сформирована система контроля за право­нарушениями коррупционного характера.

В последние годы масштабы взяточничества в аме­риканской экономике вновь достигли такого уровня, что правительство было вынуждено начать широко­масштабную атаку против компаний, использующих взятки для продвижения своих интересов за рубежом. [12].

Особого внимания в сфере предупреждения и пре­сечения коррупции заслуживает такое европейское государство, как Италия, которая имеет весьма ус­пешный опыт масштабной борьбы с коррупцией, где в 1992-1993 гг. была проведена получившая всемирную известность операция «чистые руки». Правительство Италии вынуждено было пойти на эти неординарные меры, поскольку масштабы мафиозных преступлений достигли в стране критической точки. По официаль­ным данным, за год преступными группировками было совершено 718 убийств и 822 похищения, 830 покуше­ний и 886 случаев запугивания представителей мест­ных властей. Жертвами коррупционеров стали многие работники следственных органов и представители прокуратуры. Для проведения операции государством были задействованы все возможные инструменты борьбы с мафией.

Одной из важных мер было назначение специально­го прокурора по борьбе с коррупцией, наделенного особыми полномочиями. В структуре исполнительной власти страны было создано специальное ведомство по борьбе с коррупцией штатной численностью до трех тысяч сотрудников. Кроме того, был принят закон о борьбе с мафией, который позволял спецслужбам инфильтрироваться в ряды преступников, облегчал проведение арестов и следствия, предусматривал ужесточение наказаний за подкуп политиков и разре­шал амнистировать раскаявшихся преступников, дав­ших важные для следствия показания. Были приняты поправки к уголовному и процессуальному кодексам, в законодательном порядке расширены права судебных и правоохранительных органов и спецслужб. В частно­сти, следственным органам разрешили свободно допрашивать членов парламента, что сильно облегчило ход операции «Чистые руки».

В настоящее время коррупция в Италии не ликвиди­рована и общая атмосфера в обществе изменилась к лучшему.

Среди новых индустриальных стран одним из первых комплексную борьбу с коррупцией начало правитель­ство Сингапура, которое добилось впечатляющих ус­пехов. В стране создана весьма эф­фективная система противодействия и искоренения коррупции. Стратегия борьбы с коррупцией в этой стране отличается строгостью и последовательностью и ориентирована на минимизацию или исключение условий, создающих как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий. Тактика снижения уровня коррупции была построена на применении комплекса административ­ных и законодательных мер, в том числе: упрощение бюрократических процедур: регламентация действий чиновников: строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов.

Юридическую основу для борьбы с коррупцией в Сингапуре заложил принятый в 1960 г. законодатель­ный Акт о предотвращении коррупции. Был создан специальный государственный орган - Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), директор которого подчи­няется напрямую премьер-министру страны. В струк­туре АБК функционируют три отдела: оперативный, административный и информационный.[26].

Принятый закон устранил несколько серьезных пре­пятствий. Прежде всего, закон дал четкое определе­ние всех видов коррупции и регламентировал работу агентства, наделив его особыми полномочиями. Закон ужесточил наказание за взяточничество. Были увели­чены тюремные сроки за получение взятки, введены жесткие меры за дачу взятки или за отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Сотрудники агентства получили право задерживать потенциаль­ных взяточников, проводить обыск у них в домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. Граждане Сингапура могут обращаться с жалобами в агентство на государственных служащих и требовать их наказа­ния.

В рамках борьбы с коррупцией практиковалось массовое увольнение чиновников в таможенных органах и дру­гих государственных организациях и службах. Указан­ные меры сочетались с дерегулированием экономики повышением зарплат чиновников и подготовкой ква­лифицированных административных кадров.

Прави­тельство Сингапура стало серьезно работать над «ка­чеством» бюрократии. Прежде всего, чиновникам ре­шили значительно увеличить зарплаты, что должно было удержать их от взяток. Правительство сделало профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и весьма уважаемой.

В Сингапуре создана система, которая позволяет от­бирать способных, умных, прогрессивно мыслящих молодых людей, способствует их образовательному и профессиональному росту. Отбор кандидатов в чи­новники происходит еще в школе. Затем представите­лям будущей элиты помогают поступить в универси­тет, отправляют на учебу и стажировку за границу. В частности, детям государственных чиновников опла­чивается обучение в Оксфорде, Сорбонне, Гарварде и других наиболее престижных зарубежных вузов. Тем самым поощряется появление чиновничьих династий. Государственный служащий, польстившийся на взятку, ставит под удар не только свое будущее, но и будущее своих потомков.

Подводя итог изучению зарубежного опыта, необхо­димо сказать, что сразу и полностью избавиться от коррупции в системе государственной службы практи­чески невозможно. Изучение законодательства и прак­тики борьбы с коррупционными проявлениями, пока­зывает, что ни одно государство не располагает в на­стоящее время действенными средствами противо­стояния им.

 

Таким образом, проблемы, связанные с предупреж­дением и пресечением коррупции в государственном аппарате, актуальны не только для нашей страны. Данная проблема также важна и актуальна для США, Канады, Италии, Германии, Сингапура, Китая и ряда других стран.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...