Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 11: «Специфика организации отрядной работы вожатого: отрядное дело




В лагере часто многих «непосвященных» лиц очень удивляют загадочные слова вожатых: «Я пошел на дело» или «Дело сегодня удалось!»

В чем смысл простого и одновременно загадочного словосочетания «отрядное дело». Это звучит очень серьезно, впечатляюще, даже несколько героически: «Иду на дело». Это вызывает желание скорее попробовать то самое «дело».

В школе говорили привычно: «мероприятие». «Мероприятие» – «принятие мер». Слишком сурово.

Вожатые объясняют просто: «У нас так принято». И «дело» скоро стало «своим» словом, принятым внутренне.

Понятие «отрядное дело» существует в лагере очень давно. В начале истории каждого лагеря ребята, конечно, не называли делом каждый свой день, наполненный общением, трудом, но понимали быстротечность лагерной жизни, ощущали постоянную необходимость взаимодействия с новыми друзьями. С начала смены и до ее закрытия яркой, веселой, запоминающейся чередой одно отрядное дело сменяет другое. Но отрядные дела важны не только тем, что создают яркую, неповторимую, эмоциональную атмосферу, но и тем, что их можно придумывать и создавать самим, осваивая на практике навыки организации интересной жизни для себя и окружающих людей.

Каждое поколение педагогов и детей вносит свои дополнения в определение этого уникального явления. Но есть основания, характеризующие «отрядное дело», которые не меняются с течением времени.

1. Дело в лагере – это специально организованная совместная деятельность педагога и ребенка, которая выполняет конкретные педагогические задачи, создает возможности для самовыражения и самореализации. Дело – это сфера педагогического изобретательства, в которой обязательно участвуют дети.

2. Отрядное дело – это точное обозначение участников: ребята отряда, а не детского лагеря или кружка, а именно отряда. И как не может повториться состав ребят в отряде в сменах, так не могут повторяться и существовать одинаковые дела.

3. Дело обязательно коллективное и творческое по характеру разработки, подготовки и проведения. Любое дело не самоцель, не форма ради формы. Главное в нем – участие или соучастие ребенка, его самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок нашел себя в деле, стал нужен другим людям. Дело – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнение роли «по бумажке». «Каждое дело – творчески. Иначе зачем?»

4. В подготовке и проведении дела принимают участие и дети, и взрослые. Степень участия детей зависит от периода смены (в основной период все делают дети), от уровня их самостоятельности, организаторских, творческих способностей. Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой момент подготовки дела есть творчество ребенка, которое необходимо заметить, оценить.

5. Отрядное дело – это одно из главных средств реализации программы отряда и лагеря, оно не бывает «само по себе», без связи с темой и событиями смены. Дело должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные в отряде, в лагере.

Сталь Анатольевич Шмаков в свое время предложил следующую классификацию отрядных дел по их содержанию:

– Общественно-политические – способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим (социально значимым) событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат ребят высказывать свои мнения и суждения.

– Трудовые – способствуют проявлению у ребенка хозяйственных способностей, предприимчивости, умения преодолевать трудности, содействуют процессу профессиональной ориентации детей.

– Познавательные – способствуют формированию у детей мировоззрения, обогащают мир знаний, расширяют кругозор, приобщают к тайнам мира.

– Экологические – способствуют приобщению к миру природы, осознанию ее значимости, учат чувствовать красоту родного края.

– Спортивные – способствуют актуализации у ребят ценности здорового образа жизни, реализуют двигательную активность.

– Досуговые – особые игры, детские забавы, затеи – действенная сфера самовоспитания, способствуют формированию навыков самоорганизации.

– Художественные – способствуют воспитанию эстетического отношения к жизни, обществу, культуре своего и других народов, развитию творческих способностей ребенка.

– Нравственные – просвещенческие, тренинговые формы, способствуют формированию жизненных ценностей ребенка.

– Работа с активом – способствуют освоению сферы организаторской работы, развивают лидерские качества.

Отрядное дело получается по-настоящему, когда:

каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли, поручения и задания;

дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;

дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с его интересами и желаниями;

дает возможность каждому участнику раскрыться, приблизиться к высокому уровню самоуважения;

взрослый активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советник, помощник;

дело является важной составляющей программы лагеря, смены и отряда;

форма и содержание дела, способы его подготовки соответствуют возрасту детей в отряде, периоду смены;

при создании и проведении дела учитываются и используются природные условия лагеря его многочисленные возможности (библиотека, клуб, и т.п.), и самое важное достояние лагеря – уникальные люди;

хорошо продуманный, интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используются визуальное, музыкальное оформление, специально готовится помещение и т.п.

Посмотрите на калейдоскоп отрядных дел. Он, словно картинка из разноцветных стеклышек, отражает одно мгновение счастья – радость совместной созидательной творческой деятельности детей и взрослых.

Начинающему вожатому он может помочь создать свои, новые дела, подсказав либо форму, либо прием, либо просто идею.

Азбука творческих дел

Академия:веселых наук, вежливости, всезнаек.

Аукцион:знаний, талантов, идей, памятных вещей, музыкальный.

Бой:ораторов, организаторов, эрудитов.

 Базар:пословиц, поговорок, головоломок.

 Бумеранг:песен, игр, идей, математический.

 Бал:литературных героев, близнецов, цветов, ситцевый.

 Банк:идей, информационный, методический

 Вечер:легенд, забавных историй, разгаданных и неразгаданных тайн, знакомств, вопросов и ответов, сюрпризов, путешествий, сказок, литературный, у костра.

 Встреча:берендеев, знатоков, интересных людей, ровесников, коллекционеров, за круглым столом.

 Выставка:поделок, рисунков, цветов.

 День:рождения, мальчиков. Девочек, фантазеров, сказочных приключений, сюрпризов, этикета, здоровья, знаний.

 Диалог:с веком, двоих, с историей, с учителем, с учеником.

 Девичник.

 Домино:школьное, сказочное, педагогическое.

Дискотека.

Дебаты.

Дискуссия.

Десант:нло, трудовой, лесной, экологический.

Ералаш:событий, видеопрограмм.

Живая газета.

 Журнал:эстафета, туриста, творческих дел.

Защита проектов:зеркальные пятницы.

Интеллектуальный бой.

Исторический марафон.

Игра.

Игротека.

Играй – город.

Кафе-клуб.

Клуб:сказок, вопросов, общения, интересных встреч, путешественников, предпринимателей, актива.

Конкурс.

 Карнавал.

Кубик:загадок, вопросов, сюрпризов.

Калейдоскоп: идей, знаний.

Кабачок:литературный, юмора, детективный.

Коллаж:юмористический.

Капустник.

Лаборатория:творческая, открытая, нерешенных проблем.

Литературная дуэль.

Лагерь приключений.

Марафон:музыкальный, театральный, сказочный, милосердия.

Музей:живых картин, памятных вещей.

Магазин:добрых слов, советов.

Мозаика:дней, имен, достижений.

Мост:дружбы, понимания.

Неделя:открытий, рекордов.

Огонек.

Общество:любознательных, экологов, туристов, литераторов.

Остров:таинственный, сокровищ, приключений, мечты, находок.

Оркестр:шумовой, народных инструментов.

Праздник.

Портфель:загадок, сказок, идей.

Пресс-конференции.

Поединок:фантазеров, творческих идей, рыцарей.

Поход:в историю, в природу, по лесным тропам, по памятным местам.

Путешествие:в страну загадок, открытий, прошлое, «вообразилию», по родному краю.

Перекличка.

Пир.

Посиделки.

Перекресток мнений.

Ринг:музыкальный, творческий.

Рыцарский турнир.

Разнобой.

Разговор:при свечах, у костра, по кругу, по душам, на острую тему.

Рынок:идей, творческий.

Совет:творческий, художественный, литературный, другу.

Съезд: волшебников, магов, умельцев, ученых, инопланетян.

Сундук:тайн, открытий, бабушкин.

Свечка.

Спор-клуб.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...