Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки коллективного анализа и самоанализа.




В начале вечернего сбора вожатый делит отряд на микрогруппы. Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например: что было хорошего в сегодняшнем дне? Что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? После пяти минут обсуждения от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.

«Коллективный рассказ».Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «на что похож сегодняшний день?».

«Метод оценки». Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Вожатый выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Рассказ-эстафета». Рассказ-эстафета с передачей предмета. Кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило «свободного микрофона». Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершение вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, вожатый подводит итоги сам.

«Свободный микрофон». Участники огонька высказываются по желанию по очереди. Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.

«Ручеек, река, озеро, море». Ребята по очереди говорят, как они себя сейчас ощущают: как ручеек, как река, как озеро, как море. Кто ты сейчас? Какой ты? Может быть, ты стремительная горная река, или же спокойное море, над которым восходит солнце. Закройте глаза и представьте себя. Попробуйте рассказать нам о себе.

«Цвет дня». Ребятам предлагается вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.

«Цепочка».Один участник говорит несколько фраз, связанных со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.

«Что получилось?». По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной к активной позиции в отряде.

«Отряд для меня».Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми пережитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА

Цель: подведение итогов деятельности отряда; подготовка к последействию. Эти огоньки являются самыми важными в формировании самопознания и самооценки. Одна из задач прощального огонька – создание такого эмоционального настроя, при котором сдержанная грусть сочеталась бы с оптимизмом.

«Живой уголек». Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т. д. – «живой уголек». Высказываются последние пожелания и «живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.

 

«Расскажи мне обо мне». Финальный огонек – о каждом участнике говорят другие: высказывает свое мнение один человек, и нескольких называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

«Чемоданчик в дорогу». В волшебный чемоданчик можно положить что угодно, и оно сохраниться в неизменном виде. Каждый выбирает по три вещи, которые он хотел бы увезти со смены: друга, вкусный полдник, вечера у костра.

ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СДЕЛАТЬ ОГОНЬКИ РАЗНООБРАЗНЫМИ

«Блуждающая свеча».Каждый участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет свечку, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова. Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с другом.

«Дерево».В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или два дня были самыми-самыми.

«Дом».Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.

«Лифт времени».Нужно вспомнить и рассказать о трех важных, запоминающихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом. Почему тебе запомнились именно они?

«Ниточки».Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ниточку на палец, высказывая свое мнение. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

 «Паутинка».Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто сидит не рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых соткан целый узор.

«Письмо домой».У детей есть возможность написать письмо домой, в котором можно рассказать о том, как живется в отряде, что дают на полдник, о своих новых друзьях, о вожатых и т.п. Если кто-нибудь захочет, то может прочитать свое письмо вслух.

«Режим молчания».Ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузится в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделиться своими ощущениями.

«Свеча – спасибо».Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может поблагодарить любого человека из круга: «Я хотела бы сказать спасибо… за то, что…».

 

 

Тема № 9 « Игровая деятельность вожатого: Воспитательный потенциал игры.

Классификация игр»

Слова «игра» и «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны: «играть в футбол», «играть в прятки», «играть с огнем», «играть с малышом». Словарь русского языка это слово определяет как: «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для выполнения досуга, развлечения».

Педагогическая энциклопедия: «Игра - один из видов деятельности детей… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания». Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание – все это игра.

Воспитательный потенциал игры:

создание эмоциональной основы жизнедеятельности детского коллектива, установление взаимных контактов, общение, закрепление норм поведения;

осуществление своеобразной психотерапевтической коррекции личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;

снятие физической усталости с мышц, переключение с одного вида деятельности на другой;

организации разумного досуга;

развитие творческой самостоятельности и инициативы, закрепление умения быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях.

Игра – это прежде всего вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на создание общественного опыта, в которой складываются и самосовершенствуются самоуправление своим поведением.

Функции игры:

развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);

коммуникативная (освоение навыков взаимодействия);

игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

диагностическая (выявление индивидуально- личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);

коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоение норм человеческого общения).

 

Структура игры.

Игра как деятельность включает в себя:

- целеполагание;

- реализацию цели;

- анализ результатов, в котором личность полностью реализует себя как субъект.

Игра как процессвключает в себя:

- роли, взятые на себя игроками;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов (замещение реальных вещей игровыми, условными);

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание)- область игровой действительности.

Игра как метод обучения, используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, раздела учебного материала;

- в качестве занятия или его части;

- как технологии внеклассной (воспитательной) работы.

Основные компоненты игры.

Игра включает в себя: игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределенность развития и результата, игровые роли и действия, результат игры.

Классификация игр.

По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.

По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные , драматизации.

По предметной деятельности: музыкальные, литературные, театральные, трудовые, народные, спортивные, экономические, военно- прикладные, туристические, управленческие и т.д.

По игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные ТСО, технические, со средствами передвижения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...