Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инстинкты (бессознательное)




Философия. Экзамен.

Задачи.

№1. Определите, к какому разделу философского знания относятся следующие проблемы. Заполните таблицу.

1. Проблема истины

2. Проблема пространства и времени

3. Проблема общественного прогресса

4. Проблема смысла и цели исторического процесса

5. Проблема познаваемости мира

6. Проблема субстанции

Онтология Гносеология Социальная философия
2,6 1,5 3,4
     

 

 

№2. Философия – это учение о всеобщем, об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и самому себе, учение о ценностях.

Философии как особой форме познания присущи следующие особенности: универсальность, системность, плюралистичность, критичность, рациональность, персоналистичность, рефлексивность.

Ответьте на вопросы:

1.Какое из перечисленных свойств философского знания выражает обращенность философского мышления не только на объект, но и на процессы его изучения? ( Ответ-Рефлексивность)

2.Какое из свойств философии обуславливает неоднозначность решения фундаментальных философских проблем?( ответ-плюралитичность)

 

№3. Соотнесите перечисленные ниже понятия восточной философии и заполните ими таблицы

Буддизм Конфуцианство
правильное сосредоточние Жэнь
отрицание правил и ритуалов Этикет
Ахимса Долг
Ботхисатва знание судьбы
   
   
   

 

Задача 4. В философии Конфуция одной из важнейших целей является воспитание «благородного мужа». Ниже приведены характеристики, отражающие суть различия между благородным мужем и низким человеком. Распределите их, заполнив таблицу:

Благородный муж Низкий человек
Следует долгу и закону Думает лишь о своей выгоде
Ему легко услужить, но трудно доставить радость, ибо он радуется лишь должному Ему трудно услужить, но легко доставить дешевую радость
Уважает великих людей и слова мудрецов Презирает великих людей и не обращает внимания на слова мудрых
Боится велений Неба Не знает велений Неба и не боится его
Можно доверить великие дела Нельзя доверить великие дела
Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними
Требователен к себе Требователен к другим
Готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства Кончает жизнь самоубийством в канаве

Задача 5.Соотнесите высказывание с его автором.

«Все течет, все меняется»- Гераклит

«Все произошло из вещества, обладающего свойствами воды»-Фалес

«Все тела состоят из атомов»- Демокрит

«Все есть число»-Пифагор

«Вещи-тени идей»-Платон

«Быть и мыслить – одно и тоже»-Парменид

«Человек – это общественное (политическое) животное»-Аристотель

«Я знаю, что ничего не знаю»-Сократ

«Человек – мера всех вещей»- Протагор

Задача 6Как познает ч-к по мнению Августина и Аквинского

Человек, по Августину, сотворён Богом, который наделил его телом, душой, разумом и свободной волей. Для человека нравственным долгом, по мнению Августина, является следование Божественным заповедям и максимальное уподобление Христу. Поэтому познание человека связано с чувством и производит любовь к Богу.

Ф.Аквинский придерживается «двойственности истины»: главной задачей науки, разума является открытие того, что есть в вещах, познание отдельных сторон, свойств, но он также отрицает, что достоверная информация считается лишь деятельностью человеческого разума.                                                                                             2)Роль веры в жизни ч-ка по мнению Аквинского

Согласно Фоме, интеллект не обеспечивает человека непосредственным знанием умпостигаемых идей. Душа, являясь духовной субстанцией не отделена от тела. Соединённая с телом душа становится его формой и лишается способности непосредственного созерцания бытия. Получить достоверные знания она может лишь посредством чувств: в процессе чувственного восприятия душа соприкасается не только с материей вещи, но и с её формой. Аквинат ставит истину выше разума, но вместе с тем она не противоречит ему.

Двойственная теория истины»

Задача 7. В 11 веке возникла борьба между номиналистами и реалистами. Реалисты утверждали реальное существование общих понятий- как неких духовных сущностей, прообразов вещей. Общие понятия (универсалии) существуют до вещи и порождают их. ТО есть причина возникновения и развития материи- духовный мир идей или Бог.

Номинализм и его представители Реализм и его представители
1. Ориентация на опыт. 2. Инструмент познания- только разум
3. Противопоставление субъекта и объекта познания 4. Приоритет веры над знаниями
5. приоритет практически-нравственного начала- перед теоретическим. 6. Связь с платонизмом.
  7. Универсалии- идеи в божественном разуме.

 

Задача 8.Соотнесите перечисленные ниже понятия философии нового времени и имя философа, использовавшего их:

Френсис Бэкон Рене Декарт
1. индукция 2. дедукция
3. Новый органон 4. рационализм
5. эмпиризм 6. Рассуждение о методе
7. Учение об идолах 8. Врожденные идеи

Задача 9. Философия эмпиризма Ф.Бэкона: идолы познания, три пути познания, метод как главный инструмент познания, индукция.

Ф. Бэкон анализирует 4 группы идолов.


Первая – идолы рода и племени. Они лежат в самой природе человека как родового существа, присущи его чувствам, разуму. Это – свойство истолковывать природу "по аналогии с человеком", т.е. приписывая изучаемым объектам человеческие свойства и качества.

Вторая группа – идолы пещеры. Они не имеют общечеловеческого характера, как первые, а отражают групповые или индивидуальные особенности познающего.

Третья группа – идолы площади и рынка – порождены "общением людей", и особая роль здесь принадлежит языку.

К четвертой группе Бэкон относит идолы театра и теорий. Ими он называет склонность людей верить в авторитеты, догмы, различные религиозные доктрины, философские построения.


Задача 10. Вставить выпавшие слова

«Критика чистого разума» 1781г «Критика практического разума» 1788г «Критика способности суждения» 1790 г
Исследование априорных форм чувствительности, рассудка и разума Исследование априорных форм нравственного поведения. Исследование априорных форм эстетической и целеполагающей способности суждения.
Отвечает на вопрос «Что я могу знать»? Отвечает на вопрос «Что я должен делать»? «Почему природа эстетична и целесообразна?»

 

 

Задача 11

Вставьте на место многоточий нужные понятия из числа предложенных:

· Чтобы выжить, люди вступают в независимые от их сознания производственные отношения.

· Сознание - предметно и исторически обусловленное явление, отражение бытия людей, не имеет никакого самостоятельного от бытия людей существования и содержания. Любые, истинные и ложные, идеи – отражение бытия людей.

· Сущность человека – историческая, социокультурная, а не чисто природная.

· С разделением труда возникает отчуждение человека от природы и от своей собственной жизнедеятельности, которое более всего выражается в институте частной собственности.

· Отчуждение человека может быть уничтожено только «положительным упразднением» частной собственности, то есть позитивным коммунизмом.

· Диалектика - учение о внутренних противоречиях как главных движущих силах развития природы, общества и мышления.

 

Задача 12

Рационалисты полагают, что главную роль в познавательном процессе играет разум, эмпирики считают, что это – чувства. Представители постклассической философии утверждают первенство иррациональных начал.

О каких началах идет речь? Укажите не менее трех.

Воля (волюнтаризм)

Интуиция (интуитивизм)

Инстинкты (бессознательное)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 516.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...