Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА




Содержание заданий по психологии.

Для чтения инструкций

Производственная (преддипломная) практика

Курс «Дошкольное образование»

Задание по психологии.

1. Провести наблюдение за 1 ребенкомпо выбору студента, описать проводимые наблюдения в дневнике наблюдений во время занятий, игр, прогулок, развлечений, беседс воспитателем, с наблюдаемым ребенком, другими детьми, родителями (при возможности).

Написать общий краткий вывод о проведенных наблюдениях.

2. Провести анкетирование на определение психологической готовности ребенка к школе, отношение ребенка к обучению в школе.

3. Методика «Домик».

4. Написать самоанализ о психологической готовности ребенка к школе.

5. Приложить обработку результатов по проводимым исследованиям, протоколы по проведенным методикам (методике «Домик», определение психологической готовности к школе) с выводами и рекомендациями.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для успешного изучения детей и использования его данных в целях педагогической работы важное значение имеет систематическое накопление материала, раскрывающего характер иоблик каждого ребенка, его развитие, личностные особенности. Педагоги и воспитатели пользуются различными формами учета данных о развитии, поведении, индивидуальных особенностях ребенка. Одной из форм текущего учета таких данных являются дневники наблюдений.

Главным требованием которых является содержательность, где фиксируются наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность ребенка, его развитие, свойственные ему особенности. Воспитатель записывает в дневнике не все подряд им наблюдаемое, а более важные достоверные  и конкретные факты. Не следует устанавливать строгую периодичность записей, но ни в коем случаеи  не следует запускать фиксацию наблюдений. Делая записи в дневнике наблюдений, важно соблюдать точность, следует записывать то, что фактически произошло.

Требование к наблюдению.

Материалы наблюдения по изучению личности испытуемого  необходимо постоянно и систематически фиксировать в «дневнике наблюдений», который имеет следующие основные разделы:

№ п/п Дата, день недели Место наблюдения Содержание наблюдения Особенности поведения
1 2 3 4 5

В графе №1указывают порядковый номер записи, в графе №2 — дату записи, день недели.В графе №3 надо указать основные условия наблюдения (занятие — по ИЗО, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, дидактическая игра и т.п. ; прогулка; развлекательное мероприятие — какова тема?; беседа — групповая или индивидуальная и т.п.).

В графе №4содержание наблюдения - описать наблюдение, важные достоверные факты, которые происходят во время наблюдения.

В графе №5указать особенности поведения ребенка, его ответы, настроение, деятельность, общение, исполнительность и т.п.                                          

 По итогам проведенных наблюдений делаются выводы в соответствии с проведенными беседами, схемой наблюдения, раскрыв особенности поведения ребенка. К дневнику наблюдений нужно приложить протоколы исследований, заполненные учащимся, вопросники, анкеты, тестовые бланки. На основании выводов делаются советы, рекомендации ребенку, родителям, воспитателю.

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

ФИО ребенка ___________________________________________________
Возраст
___________                                           Группа_______________

 

Характер нарушения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения Оценка в баллах 0,1,2, 3,4 балла

Агрессивность

физическая Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется  
Скрытая Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый  
Вербальная Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова  
В виде угрозы Замахивается, но не ударяет, пугает других  
В мимике Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки  
Как реакция на ограничение Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие  
Направленная на себя Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз  

Вспыльчивость

В физических действиях Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть  
В речи Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово  

Негативизм

В физических действиях Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру  
 отказы Отказывается даже от интересной деятельности  
вербальный Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет  

Демонстративность

В движениях Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии  
Как ориентация на собственное состояние и поведение Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих  

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

Как реакция на препятствие Обижается при проигрыше в игре  
В мимике Недовольное выражение лица, плачет  
Реакция на оценку других Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса.  

Конфликтность

Активная или реактивная Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других  
Вследствие эгоцентризма Не учитывает желаний и интересов сверстников  
Как недостаточность опыта Совместной деятельности, взаимоотношений  
Вследствие трудности переключения Не уступает игрушек  

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции Когда все дети вместе, стремится уединиться  
И эмоциональная поглощенность деятельностью Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих  
 Особенности речевого поведения Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику  
Как псевдоглухота Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную  
Особенности зрительного контакта Избегает смотреть в лицо собеседнику.  

Дурашливость

Реакция на замечание Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении  
В физических действиях и мимике Дурачится, передразнивает в движениях  

Нерешительность

В социальных отношениях с другими Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.  
Проявляется в речи Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ  
В физических действиях Боится прыгнуть с возвышения  
Реакция на новизну В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной  

Страхи

Конкретные Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра  
Реакция на новизну Боится входить в новое помещение  
Социальные Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному  

Тревога

В мимике Блуждающий, отстраненный взгляд  
В речи В речи  
В движениях В движениях  
Во взаимоотношениях с другими Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому  

Скованность

В движениях Двигательно скован  
В речи Запинается в речи  
Реакция на новизну Реакция на новизну  

Заторможенность

В познавательной деятельности На знает, чем заняться  
В зрительном восприятии Бездеятельно смотрит по сторонам  
В речи Говорит слишком тихо  
Время реакции Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает  

Эгоцентричность

Как отношение к себе Считает, что все игрушки, все конфеты для него  
Во взаимоотношениях Считает, что все игрушки, все конфеты для него  
В речи Часто использует местоимение «Я»  

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности Не смотрит мультики  
На организованных занятиях Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)  

Дефицит внимания

Сосредоточенность Смотрит по сторонам на занятии  
В содержании помощи ребенку Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия  
В речи Условия выполнения задания и пр.  

Двигательная расторможенность

Особенности планирования действий Поспешно планирует собственные действия  
Избыточный темп и количество действий Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала  
Длительность сдерживания гиперактивности Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят  
Длительность овладения состоянием Быстро возбуждается и медленно успокаивается  

Речевая расторможенность

Громкость речи Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса  
Темп речи Темп речи убыстрен, речь взахлеб  
В социальных отношениях Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого  

Непонимание сложных словесных инструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции  

Непонимание сложных словесных инструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания  

Застреваемость

В движениях

Рисует многократно повторяющиеся элементы  

Во взаимоотношениях

Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу  

В речи

Повторяет многократно одну и ту же фразу  

На чувствах и эмоциях

Застревает на обиде  

Трудности переключения

С трудом переключается и пр.  

Работоспособность (умственная)

Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия  

Работоспособность (физическая)

Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности  

Гиперактивность

Встает в начале, середине, конце занятия, не может усидеть на месте, перебежки предпочитает ходьбе. Слишком громко и быстро говорит, перебивает, переговаривается на занятиях.  
         

 

Выраженность нарушенного поведения ребенка оценивается следующим образом:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 915.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...