Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-педагогическая характеристика класса.




Содержание заданий по психологии.

Производственная (педагогическая практика)

Курс «Преподавание в начальных классах»

Задание по психологии.

1. Провести наблюдение за 1 учеником или ученицей по выбору студента, описать свои наблюдения в дневнике наблюдений во время занятий, перемены, внеурочное время, кратко описать содержание беседы с классным руководителем, с учеником, одноклассниками.

2. Психолого-педагогическая характеристика на 1 ученика.

3.  Психолого-педагогическая характеристика класса.

4. Составить характеристику особенностей межличностного общения учащихся класса.

5. Провести диагностику 1 учащегося по определению самооценки уверенности в себе (Тест «Самооценка уверенности в себе»)

6. Приложитьобработку результатов по проводимым исследованиям, протоколы по проведенным методикам с выводами и рекомендациями.

7. Провести 1 воспитательное мероприятие с его самоанализом.

Написать конспект воспитательного мероприятия. Фотоотчет.

8. Творческий самоотчет о педпрактике.

           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для успешного изучения детей и использования его данных в целях педагогической работы важное значение имеет систематическое накопление материала, характеризующего облик каждого ученика, его развитие, личностные особенности. Учителя пользуются различными формами учета данных о развитии, продвижении учащихся. Одной из форм текущего учета таких данных являются дневники наблюдений.Главным требованием которых является содержательность, где фиксируются наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности. Учитель записывает в дневнике не все подряд им наблюдаемое, а более важные достоверные факты. Не следует устанавливать строгую периодичность записей, но ни в коем случае не следует запускать фиксацию наблюдений.                                                                                          Делая записи в дневнике наблюдений, важно соблюдать точность, следует записывать то, что фактически произошло.Дневник наблюдений ведется регулярно и переходит из класса в класс.

Требование к наблюдению.

Материалы наблюдения по изучению личности испытуемого (классного коллектива) необходимо постоянно и систематически фиксировать в «дневнике наблюдений», который имеет следующие основные разделы:

№ п/п Дата Место наблюдения Содержание наблюдения Особенности поведения
1 2 3 4 5

В графе №1 указывают порядковый номер записи, в графе №2 — дату записи.                                                                                                                       В графе №3 надо указать основные условия наблюдения (урок — по какому учебному предмету?; перемена; внеклассное  занятие — какова тема?; беседа — групповая или индивидуальная и т.п.).

В графе №4 содержание наблюдения - описать наблюдение, важные достоверные факты.

В графе №5указать особенности поведения ученика, ответы учащегося и т.п.                                       По итогам проведенных наблюдений делаются выводы в соответствии с планом характеристики, раскрыв особенности поведения ученика или ученицы (класса). К дневнику нужно приложить протоколы исследований, заполненные учащимся, вопросники, анкеты, тестовые бланки. На основании выводов делаются советы, рекомендации для учащегося, родителей, классного руководителя.

Пример записей в дневнике наблюдений.

 

 

Дата Место наблюдения Наблюдения, выявление фактов Анализ явлений
2.03 урок математики По самостоятельной получил «2». Относится к этому философски, т.е. никак. Когда учитель начинает разбор ошибок, записывает все необходимо в тетрадь. Из-за оценок не переживает, работу над ошибками выполняет автоматически, не особо напрягая себя их осознанием.
3.03 перемена Играет в телефоне, не окружающих не обращает внимания. Рядом одноклассники что-то обсуждают. Смеются, рассказывают. На некоторое время отвлекается от игры, слушает разговор, потом опять возвращается к игре. Замкнут в себе, не проявляет инициативы в общении, хотя потребность такая есть.
6.03 перемена Разговаривает с одноклассником. Обсуждают какую-то игру. К ним подходят другие мальчики. Круг общения расширяется. Дима продолжает беседовать. Высказывает свою точку зрения. Старается ее отстоять, повышает голос, спорит. Потом машет рукой и замолкает. Имеет свою точку зрения, уверен в себе. Готов отстоять то, во что верит.

 

 

Вывод.

Согласно проведенным наблюдениям и беседам с учениками, предположим следующие уровни тревожности у учащихся.

Леся.

Поведение Леси показывает, что у нее может быть выражена самооценочная тревожность, при этом остальные виды тревожности могут быть на нормальном уровне. Это обосновывается тем, что Леся никак не реагирует на полученные оценки, хотя иногда старается их исправить.

Галя.

У Гали, скорее всего, повышенный уровень школьной тревожности и нормальный уровень самооценочной и межличностной тревожности. Это обосновывается ее беспокойством в отношении оценок, достаточной уверенностью в себе, некоторой замкнутостью и необщительностью, умением не реагировать на выпады одноклассников.

Дима.

Судя по поведению, это довольно уравновешенный ребенок, поэтому все виды тревожности у него могут быть на нормальном уровне.

 

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе.

Дата ___________________

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

№ школы и класс ________________________________________________

Возраст ребенка_________________________________________________

Поведение учащегося 0 1 2 3
1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает          
2. У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя        
  3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем          
4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задает много вопросов, делает простые ошибки в заданиях          
5. В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов          
6. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку)          
7. Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)          
Суммарный балл        

Критерии оценки:

0 - симптомы отсутствуют; 1 - слабо выражены, отмечаются изредка;                      2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически;                                                      3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.

 Интерпретация результатов.

Сумма баллов до 7свидетельствует о том, что состояние ребенка не вызывает тревоги.

При суммарном балле от 7 до 14следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности.

При суммарном балле от 14 до 21необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, возможно, используя вариант щадящего режима; снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.

Требования к характеристике.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

(1-го класса, средней школы № 8, г. …. – образец)

I. Общие сведения о классе:

1. Дата формирования класса;

2. возраст и пол учащихся; · степень готовности детей к школе;

3. информация о семьях детей;

4. количество часто болеющих детей, наличие в классе детей-инвалидов, сирот.

II. Направленность деятельности класса:

· какой вид деятельности является в классе предпочтительным – общение, познание, труд или другие;

· существуют ли в классе традиции, нормы и ценности, какова роль класса среди других классов школы;

· ведется ли в классе общественная работа и как к ней относятся школьники;

· как класс проявляет себя во внешкольных мероприятиях.

III. Деятельность класса.

Учебная деятельность:

· отношение школьников к учебе;

· уровень успеваемости класса, умение работать самостоятельно; · контроль над успеваемостью со стороны учителей, родителей и одноклассников;

· взаимопомощь (организация и формы);

· дисциплина класса (формы, причины нарушения дисциплины и методы воздействия на нарушителей со стороны учителей и одноклассников);

· отношение класса к отличникам, лидерам, прогульщикам, двоечникам.

Трудовая деятельность (внеклассная):

IV. Межличностные отношения в классе: · насколько дружен класс (основа взаимоотношений – место жительства, общие интересы, учеба, взаимопомощь, место за партой);

· отношения между мальчиками и девочками;

· существуют ли в классе группировки по интересам, их характеристика (ценности, нормы поведения, способы самовыражения), отношения между группировками;

· есть ли в классе «отверженные» (количество, причины неприятия);

· как учащиеся строят отношения между собой, с учителями, с родителями;

· существует ли в классе солидарность в решении вопросов жизни коллектива;

· есть ли у школьников потребность во встречах с одноклассниками за стенами школы;

· причины конфликтов между школьниками, способы их разрешений.

V. Психологический климат в классе:

· комфортно ли учащимся в классе;

· насколько в классе выражена терпимость к иному мнению, добры ли ребята друг к другу, важны ли для них такие категории как честность, ответственность, чувство такта, уважение к другому человеку, понятие долга и достоинства;

· могут ли ребята объединяться для того, чтобы решать общие задачи, насколько быстро им это удается, доводят ли школьники начатое до конца дело.

Выводы и предложения:

· общая оценка класса;

· плюсы и минусы класса;

· предложения по совершенствованию класса (рекомендации, которые вы хотели бы дать классному руководителю, родителям, учащимся).

 

Студент-практикант

Дата ____ __________                                              ____________ ____________________

                                                                                                                                    (Подпись)          (Ф.И.О.)

                                                                                     Классный руководитель

__________ _________________

(Подпись)         (Ф.И.О.)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...