Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Монополистическая конкуренция: понятие и распространение.




Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющий относительно свободный вход и выход с рынка. Обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.

Борьба на рынке монополистической конкуренции осуществляется в 2 основных формах: ценовой и неценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателей с помощью установления более низких, чем у соперника цен. Демпинг – практика продажи продукции по цене, умышленно установленной на уровне, достаточно низком для вытеснения конкурентов из бизнеса. 

Неценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительской ценности товара. Здесь используются три главных воздействия на конкурента: дифференциация продукта, совершенствование качества изделий и реклама.

Дифференциация продукта представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов. Но дифференциация продукта является благом до определенного предела, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным, покупки начнут отнимать много времени и тогда потребитель начнет судить о полезности товара по цене, а приоритет дифференциации продукта окажется утраченным.

Факторы дифференциации: - это различия в качестве (дизайн, свойства и т.д.); в сервисе (сервисное обслуживание, доставка, проверка и т.д.); в рекламе.

Дифференциацию продукции следует прекратить, когда издержки выхода на рынок сравнятся с доходом от продажи нового продукта.

Совершенствование качества продукции может происходить по двум направлениям: во-первых – удачное улучшение качества продукции одной фирмы вынудит конкурента также вести усовершенствования; во-вторых – прибыли, полученные от внедрения технических новшеств, могут быть использованы для финансирования дальнейшего совершенствования продукта.

Фирме следует улучшать качество своей продукции до тех пор, пока дополнительный доход, получаемый за счет более высоких цен, не сравняется с дополнительными издержками, связанными с улучшением качества продукции.

Реклама – наиболее частный и простой способ «подталкивания» продукта к реализации. Ее действенность становится наиболее значимой за счет информированности потребителя о наличии того и иного вида продукции. Свойства воздействия рекламы – география расположения товара, особенности качественных достоинств, эстетические свойства и комфортность торговой марки, ценовая приемлемость и доступность товара.

Но с рекламой связаны значительные постоянные издержки. Средние издержки реализации сначала убывают, распределяемые на большее кол-во единиц товара, а затем по мере роста действительных продаж возрастают. Издержки на рекламу – дискретные: добившись увеличения спроса на свой продукт при помощи рекламы, фирма может сократить издержки реализации, полгая, что спрос сохранится в достигнутом размере. Однако предсказать равновесный уровень рекламных расходов невозможно.

Негативные следствия рекламы:

- усиливает монополизацию;

- отвлекает значительную часть людей и других ресурсов от реального сектора экономики;

- значительно увеличивает размер внешних издержек;

- расходы на рекламу в основе своей непроизводительны;

- выполняет функцию убеждения, а не информирования, к-ое идет через радио, телевиденье, печать и т.д.

 

21. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Ценовой дискриминацией называют продажу произведенного при одинако-вых затратах товара или услуги одного качества разным покупателям по различ-ным ценам. Примеры ценовой дискриминации разнообразны: места в театре, более дорогие в партере, чем на балконе; различные для населения и предприятий тарифы за потребляемую электроэнергию. Ценовая дискриминация применяется при наличии определенных условий. Так, чтобы назначать различным покупате-лям разные цены, фирма должна обладать:

1)значительной рыночной властью;

2)способностью идентифицировать покупателей в зависимости от эластич-ности спроса (у богатых он более жесткий (неэластичный), у менее обеспеченных — более эластичный).

Еще одно важное условие — отсутствие у потребителей возможности пере-продать купленный со скидкой товар (например, медицинские услуги нельзя пе-репродать).

Монополист прибегает к ценовой дискриминации, только если она более вы-годна, чем продажи по единой цене. Ему не нужно ограничивать объемы продаж, он не теряет на издержках производства, с ним остаются все его покупатели, а только некоторым из них приходится ограничить величину своих покупок.

Цель ценовой дискриминации — увеличить прибыль монополиста, и он ис-пользует все возможности для назначения максимальной цены за каждую единицу продаваемой продукции.

Различают три степени ценовой дискриминации (мы рассмотрим их на при-мере монополии).

Ценовая дискриминация 1-й степени (совершенная ценовая дискрими-нация) — ситуация, когда цена каждой единицы продукции (услуги) устанавли-вается на уровне цены рыночного спроса именно этой единицы. Осуществляя ценовую дискриминацию, монополист будет производить одно, второе, третье из-делие и т.д., продавая каждое из них по индивидуальной цене Очевидно, что, если бы мы построили график, кривая предельного дохода слилась бы с кривой спроса.

Ценовая дискриминация 1-й степени позволяет фирме устанавливать высокую цену для потребителей, готовых ее заплатить, и более щадящую — для людей с относительно низкой покупательной способностью. Совершенная дискриминация ведет к расширению выпуска продукции и, следовательно, к более полному удовлетворению потребности в ней, а также увеличивает доход и прибыль монополиста.

Ценовая дискриминация 2-й степени — установление разных цен за различное количество одного и того же товара (услуги) в зависимости от объема поставки (продажи). Это может осуществляться по отношению к воде, топливу для обогрева зданий, электроэнергии. На практике ценовая политика такого рода проводится в форме ценового дисконта или скидок (скидки с количества, куму-лятивные скидки, долевые скидки), посредством акций стимулирования сбыта (купившему три упаковки четвертая достается бесплатно), установления различ-ных ставок квартплаты (за нормативную жилплощадь и ее излишки) и торговой наценки в ресторане (в дневное и вечернее время) и т.д.

Ценовая дискриминация 2-й степени означает, что монополист продает товары по разным ценам, но при этом каждый, кто покупает одинаковое количество товара, платит одну и ту же цену. Следует отметить, что продажа продукции крупными партиями снижает операционные издержки самого продавца.

Таким образом, ценовая дискр-я обеих степеней позволяет увеличить объем реализуемой прод-и по сравнению с простой монополией и довести его до разме-ров, соответствующих условиям соверш-й конкуренции.

Ценовая дискриминация 3-й степени — установление разных цен на продукцию, продаваемую разным лицам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачива ется им по одинаковой цене. Такой тип ценовой дискриминации основывается на сегментировании рынка и возможен, если про-изводитель способен разделить своих потребителей на отдельные группы по признакам доходов потребителей (высокие, средние, низкие), категории благ (билеты, лекарства). В результате рыночный спрос разбивается на два или более рыночных сегмента, разделяемых объективно существующими барьерами. На-пример, авиакомпании и железные дороги устанавливают пониженную плату для студентов, инвалидов, пенсионеров; кинотеатр

Ценовая дискриминация 3-й степени выгодна, если ценовая эластичность спроса различается у покупателей в каждом из сегментов рынка. Монополист, устанавливая более высокую цену на рынке с менее эластичным спросом, доби-вается увеличения прибыли. В результате дискриминации некоторые цены по-вышаются, а некоторые — понижаются, но совершенно очевидно, что в конечном счете фирма получает прибыль (в противном случае она установила бы единую цену для всех потребителей). Правило максимизации прибыли для ценовой дис-криминации 3-й степени: предельная выручка, реализуемая в каждом из сегментов, должна быть одинакова и равна предельным издержкам производства товаров.

Т. О., использ-е ценовой дискрим-и повышает экон-е благосостояние, так как возможность приобрести товар получают покупатели, которые в иных усл-х отка-зались бы от его покупки. В идеальном случае ценовой дискр-и (1-я степень) об-щий объем выпуска прод-и соответ-т эф-му выпуску при совершенной конкур-и, а чистые потери общ-ва исчезают. В случае несоверш-й ценовой дискр-и (2-я и 3-я степень) объем выпуска бывает ниже эф-го, а благосостояние общ-ва может как увелич-ся, так и уменьшиться — в зав-ти от особ-й рынков.ы назначают цены на входные билеты в зависимости от категории зрителей.

 

23. равновесие фирмы- монополистического конкурента .

В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы очень похоже на поведение монополии и совершенного конкурента. Но если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абс-цисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отри-цательный наклон. Это означает, что спрос на рынке с монополистической кон-куренцией не настолько эластичен, как на рынке совершенной конкуренции, но гораздо более эластичен, чем при чистой монополии. Различия кроются в диф-ференциации продукта и количестве конкурентов.

Так же, как у чистой монополии, предельный доход фирмы — монополисти-ческого конкурента не равен цене: осуществляя некоторый контроль над ценой, фирма вынужденно ее снижает, чтобы продать больше своего продукта. Поэтому кривая предельного дохода монополистического конкурента лежит ниже кривой спроса (рис. 5.1), и фирма выбирает комбинацию объема производства и цены, которая максимизирует прибыль. Точка равновесия Е определяется пересечением кривых МС и MR, т.е. условием максимизации прибыли и равновесия фирмы является МС = MR.

Рис. 5.1. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде (максимизация прибыли)

Очевидно, что кривая спроса — убывающая, так как товар фирмы отличается от товаров ее конкурентов. Максимизирующий прибыль объем QE соответствует точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и поднимает цену в сравнении с конкурентами (она выше предельных издержек). Поскольку цена РЕ превышает средние издержки, фирма получает экономическую прибыль, которая равна площади заштрихованного прямоугольника.

В случае снижения спроса на продукцию монополистического конкурента ему «светят» убытки, но если при этом цена на продукцию покроет средние пе-ременные издержки, то он постарается минимизировать убытки, продолжая про-изводить продукцию в объеме, при котором МС = MR. Если же спрос совсем снизится и цена равновесия не сможет покрыть даже средние переменные из-держки, выпуск продукции придется прекратить, что означает закрытие пред-приятия.

 

 

24. равновесие фирмы монополистического конкурента в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период. В отрасль идут новые фирмы, привлекаемые прибылью, в результате чего кривая спроса на продукцию фирмы сдвигается вниз и становится более эластичной. Кривая предельного дохода тоже сдвигается вниз. И это будет продолжать до тех пор, пока цена на продукт при выпуске MR=MC будет оказываться выше средних общих издержек ATC. Эконом. прибыль сводится к нулю, доход равен общим издержкам – т.е. фирма функционирует безубыточно. Но, во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции выше равновесной цены, к-ая имела бы место при совершенной конкуренции – т.е. потребитель «переплачивает» за товар. Во-вторых, при монополистической конкуренции фирма выпускает меньшее кол-во товара, чем при минимуме долгосрочных средних издержек. Разница между кол-вом товара, соответствующим минимуму долгосрочных средних издержек, и кол-вом, выпускаемым фирмой, называется избыточной мощностью (т.е. такой же выпуск товара возможен при более низких издержках и меньшим кол-вом фирм, находящимся в отрасли). Чем больше фирм в отрасли, тем меньше прибыль каждой.

Неэффективность монополистической конкуренции:

1. не обеспечивает ни эффективное использование ресурсов (т.к. цена выше предельных издержек), ни производственную эффективность (т.к. производят меньший, чем эффективный объем продукции);

2. нет оптимального разнообразия товара;

3. на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их кол-во, но при полной занятости ресурсов производить такую же или большую величину продукции, а это усилит монополистическую тенденцию и сузит рамки конкуренции. Кроме того, ограничение числа действующих фирм на рынке фирм приведет к ограничению номенклатуры производимых благ и услуг.

 

 

25. неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющий относительно свободный вход и выход с рынка. Обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.

Борьба на рынке монополистической конкуренции осуществляется в 2 основных формах: ценовой и неценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателей с помощью установления более низких, чем у соперника цен. Демпинг – практика продажи продукции по цене, умышленно установленной на уровне, достаточно низком для вытеснения конкурентов из бизнеса. 

Неценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительской ценности товара. Здесь используются три главных воздействия на конкурента: дифференциация продукта, совершенствование качества изделий и реклама.

Дифференциация продукта представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов. Но дифференциация продукта является благом до определенного предела, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным, покупки начнут отнимать много времени и тогда потребитель начнет судить о полезности товара по цене, а приоритет дифференциации продукта окажется утраченным.

Факторы дифференциации: - это различия в качестве (дизайн, свойства и т.д.); в сервисе (сервисное обслуживание, доставка, проверка и т.д.); в рекламе.

Дифференциацию продукции следует прекратить, когда издержки выхода на рынок сравнятся с доходом от продажи нового продукта.

Совершенствование качества продукции может происходить по двум направлениям: во-первых – удачное улучшение качества продукции одной фирмы вынудит конкурента также вести усовершенствования; во-вторых – прибыли, полученные от внедрения технических новшеств, могут быть использованы для финансирования дальнейшего совершенствования продукта.

Фирме следует улучшать качество своей продукции до тех пор, пока дополнительный доход, получаемый за счет более высоких цен, не сравняется с дополнительными издержками, связанными с улучшением качества продукции.

Реклама – наиболее частный и простой способ «подталкивания» продукта к реализации. Ее действенность становится наиболее значимой за счет информированности потребителя о наличии того и иного вида продукции. Свойства воздействия рекламы – география расположения товара, особенности качественных достоинств, эстетические свойства и комфортность торговой марки, ценовая приемлемость и доступность товара.

Но с рекламой связаны значительные постоянные издержки. Средние издержки реализации сначала убывают, распределяемые на большее кол-во единиц товара, а затем по мере роста действительных продаж возрастают. Издержки на рекламу – дискретные: добившись увеличения спроса на свой продукт при помощи рекламы, фирма может сократить издержки реализации, полгая, что спрос сохранится в достигнутом размере. Однако предсказать равновесный уровень рекламных расходов невозможно.

Негативные следствия рекламы:

- усиливает монополизацию;

- отвлекает значительную часть людей и других ресурсов от реального сектора экономики;

- значительно увеличивает размер внешних издержек;

- расходы на рекламу в основе своей непроизводительны;

- выполняет функцию убеждения, а не информирования, к-ое идет через радио, телевиденье, печать и т.д.

 

26. стратегические взаимодействия фирмы в условиях олигополии. Модель картеля.

Олигополия – тип рыночной структуры, для к-ого характерен контроль со стороны нескольких фир над основными объемами производства и реализации продукции в отрасли.

Олигополии возникают путем слияния нескольких фирм в одну либо слияние фирм-покупателей – олигопсония.

Черты олигополии: 1) контроль за ценами субсидиарен; 2) «барьеры стратегического сдерживания»; 3) используются преимущественно методы неценовой конкуренции.

Типы: однородная (в отраслях, в к-ых производится стандартизированная продукция – сталь, цемент) и дифференцированная (производство дифференцированной продукции – автомобили, телевизоры).

Стратегическое взаимодействие проявляется в двух формах: кооперативной и некооперативной

Модель, основанная на кооперативной стратегии, учитывает, что фирмам зачастую выгодно, определить общий объем производства, долю каждой фирмы, назначить единую цену, обозначить единые условия найма, разделить рынки сбыта. Т.е. фирмы учреждают картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих решения, как если бы они были единой монополией.

Дуаполия – простейшая олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.

Модель лидерства по объему (равновесие Штекельберга): фирмы приминают решения относительно объемов производства товаров. Фирма-лидер устанавливает объем, а ведомая фирма реагирует на действия лидера, к-ый в свою очередь должен учитывать предполагаемую реакцию ведомого.

Модель лидерства по ценам: лидер устанавливает цену. Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при к-ом предельные издержки будут равны предельному доходу.

Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно): каждая из фирм выбирает объем производства, позволяющий максимизировать ее прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм. Равновесный объем – сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при к-ом ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения, прибыль каждой максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска.

Модель с одновременным установлением цен (равновесие Бертрана): фирма устанавливает цену на свой товар при заданных ожиданиях в отношении цены, к-ую выберет другая фирма. Цены устанавливаются на максимально низком уровне, т.к. фирмы лишь предполагают действия конкурентов.

Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. В равновесии оба продавца назначат примерно одинаковую цену P=AC=MC.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...