Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по проведению аудиторных занятий




Курс читается по кафедре зарубежной истории в контексте традиционной всеобщей истории. Однако даются основные представления о цивилизационном подходе к изучению Востока, что адекватно длительности изучаемого периода (XVII – начало ХХ в.) и поливариативности типов развития социумов Азии и Африки на протяжении трех веков.

Преподавателю желательно акцентировать проблемный подход к изучению тем. Особое внимание уделяется человеку и его духовному развитию в процессе самостоятельного, а на исходе Нового времени – колониально-зависимого развития, освещать интересы личности и сословно-кастовых, социальных групп, равно как и остающиеся актуальными для Востока наших дней взаимоотношения «человек – государство (центр власти)».

Для удобства пользования весь материал программы выдержан единым текстом, но темы аудиторного, лекционного изучения выделены с определением отводимого времени в сетке часов. Преподаватель может сдвигать внутреннее планирование по темам.

Темы для внеаудиторного, самостоятельного изучения, все без исключения, достаточно полно освещены в современной научной и научно-популярной литературе о Востоке, имеющейся в библиотеках.

Аудиторные лекции и проблемы, предложенные для внеаудиторного, самостоятельного изучения, являются целостным содержанием изучаемого курса.

Следует учитывать, что и в лекционном аудиторном курсе, и в темах, и в рекомендациях к самостоятельной работе заложено стремление автора курса и его ассистентов с возможной полнотой опираться на ранее прослушанные и усвоенные курсы по истории Средних веков стран Запада и России, а также привлекать сравнительный материал по Новой истории (ч. I и II) стран Западной Европы и Америки и по Отечественной истории.

Естественно, что темы, вынесенные за сетку аудиторных занятий, логически и содержательно связаны с лекциями и легко включаются в базовый лекционный курс. Каждая из таковых тем несет в себе потенциал дополнительного поиска, который у заинтересованных студентов может иметь формализацию в виде курсовых и дипломных работ. В определенной мере мы намеревались, не выходя за общепринятые рамки учебного курса, сориентировать студентов на историко-культурную проблематику, на изучение культурных и в целом гуманитарных связей России со странами Востока. Тем самым содействовать лучшему пониманию специфики менталитета, традиций и исторического пути развития стран Востока, с которыми современная Россия и ее молодые граждане знакомятся в деловом и частном общении.

Авторы рекомендуют коллегам-преподавателям и сами опираются (см. список обязательной литературы) на учебники по Новой истории Азии и Африки, издававшиеся в нашей стране в разное время. И они, авторы, пребывают в устоявшемся за годы работы в МГГУ им. М.А. Шолохова твердом убеждении, что современный студент «образца 2000х годов» без труда, тем более при наличии базового курса, способен отделить в пособиях и книгах прошлых лет зерна от плевел и критически взглянуть на глубинные и объективные процессы в Азии и Африки Нового времени. Рекомендуем коллегам-преподавателям данного курса подчеркивать на занятиях, что многие из процессов (и конфликтов) начала XXI века имеют свои корни именно в Новой истории Востока.

 

На каждом практическом занятии студенты очного и очно-заочного отделений могут изучать рекомендуемые историко-художественные издания. Индивидуальные сообщения готовятся по согласованию с преподавателем, на основе рекомендуемой литературы. Возможно углубленное изложение вопросов, заинтересовавших студентов, в виде развернутых рефератов, но только на факультативной основе.

Студенты заочной формы обучения могут готовить контрольные работы, как в формате специальных рекомендаций, так и в виде углубления своих докладов и сообщений, сделанных и обсужденных на практических занятиях.

Поскольку многие рекомендуемые научные и историко-художественные издания пересекаются в своей содержательной части и применимы к подготовке разных занятий и видов самостоятельной работы, мы приводим источники и литературу и к каждому практическому занятию отдельно, и в общем списке рекомендуемой литературы по курсу.

 

Методические рекомендации ППС по самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа является важной частью процесса освоения всего курса. Она реализуется постепенно, по мере накопления знаний базового курса (лекций и практических занятий) и вовлечения в специфику предмета. Ориентирована на абсолютное вовлечение студентов, но не может заменить посещения лекций и практических занятий, обязательна как условие выполнения норматива перед допуском в экзаменам.

Студентам предоставляется право выбора:

проходить собеседование в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем;

готовить реферат (рефераты) по избранным темам.

Темы для самостоятельной работы спланированы и сформулированы таким образом, чтобы вывести студентов за круг стереотипного восприятия учебников и учебных пособий.

Темы для самостоятельной работы, все без исключения, достаточно полно освещены в современной научной и научно-популярной литературе о Востоке, имеющейся в библиотеках.

Аудиторные лекции и проблемы, предложенные для самостоятельной работы, являются целостным содержанием изучаемого курса.

Темы для самостоятельного освоения по учебникам и научной литературе сгруппированы в единые блоки с темами аудиторных лекций.

Контрольные вопросы охватывают все темы и всё содержание курса, т.е. аудиторные и внелекционные формы работы.

Список литература приводится ниже. Вся дополнительная литература содержится в списках литературы к практическим занятиям и контрольным и курсовым работам.

Естественно, что темы, вынесенные за сетку аудиторных занятий, логически и содержательно связаны с лекциями и легко включаются в базовый лекционный курс. Каждая из таковых тем несет в себе потенциал дополнительного поиска, который у заинтересованных студентов может иметь формализацию в виде курсовых и дипломных работ. В определенной мере мы намеревались, не выходя за общепринятые рамки учебного курса, сориентировать студентов на историко-культурную проблематику, на изучение культурных и в целом гуманитарных связей России со странами Востока. Тем самым содействовать лучшему пониманию специфики менталитета, традиций и исторического пути развития стран Востока, с которыми современная Россия и ее молодые граждане знакомятся в деловом и частном общении.

Поощряется подготовка студентами личных встречных вопросов по темам и разделам, имитирующих ситуацию «вопрос – ответ» на экзамене, но с ролевой функцией задающего вопрос – у студента. Предполагается, что студент подготовил и ответ на свои нестандартные вопросы.

Поощряется также выдвижение студентами в порядке личного интереса иных тем и проблем. Особенно тех, которые касаются истории материальной и духовной культуры Востока, отношений с Россией, с западными странами.

В помощь инициативным студентам прилагается факультативный научно-методический материал «Восток – Запад в русле всемирной истории».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...