Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для текущего контроля




 

Проверка посещения лекций

(от 3 до 5 рейтинговых баллов)

Проверка посещаемости учащихся проводится на каждом занятии.

 

Вопросы и задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям

(от 10 до 20 рейтинговых баллов)

ТЕМА 1. Освободительное движение на Востоке в середине XIX в.

 

ЗАНЯТИЕ 1. Национальное восстание в Индии 1857-1859 гг.

План занятия

1.Завоевание Индии Великобританией и колониальная политика в Британской Индии.

2.Национальное (сипайское) восстание в Индии 1857-1859 гг.

3.Внутренние и внешние факторы; начало и ход восстания, основные центры.

4.Характер сипайского движения; социальный состав повстанцев.

5.Второй, партизанский этап восстания; причины поражения и значение восстания

 

Методические рекомендации

Целью изучения темы в целом является ознакомление с доступными для студентов документами об одном из самых крупных в Новое время вооруженных выступлений на Востоке против колониальных властей.

Хронологически одновременно в Китае (1850-1864 гг.), формально сохранившем независимость, разворачивалась крестьянская война тайпинов, имевшая, помимо социального, выраженное антиколониальное направление.

Сравнительный анализ рекомендуем проводить в ходе заключительного занятия по этой теме. Специфику движений сипаев и тайпинов следует изучать прежде, чем переходить к обобщениям.

Рассмотрение первого вопроса следует начать с характеристики политической обстановки в Индии после распада империи Великих Моголов. Необходимо обратить внимание, что и в Индии и в Китае нового времени правили «пришлые» династии завоевателей. В Индии – выходцы из Центральной Азии, «Моголы»; в Китае – маньчжуры.

Изучите по учебникам и литературе серию войн Англии, которые она вела руками Ост-Индской компании с отдельными областями (государствами-княжествами) на Индостане.

Английский колониальный аппарат рассмотрите в его эволюции с 1773 г. и до конца сипайского восстания.

Основная задача при подготовке второго вопроса: рассмотреть, как английская торгово-промышленная буржуазия и правительственные круги создали единую систему эксплуатации Индии; оценить сдвиги в социально-экономической структуре индийского общества в эпоху первого и второго этапов промышленной революции в метрополии – Великобритании.

Необходимые документы вы найдете в «Практикуме по Новой истории стран Азии и Африки» (далее Практикум, см. рекомендуемую литературу), а также в «Хрестоматии по Новой истории».

Изучение второго вопроса подведет вас к выводам об общих причинах восстания, о расстановке сил в движении на начальном этапе. Главное во втором вопросе: определить состав повстанческого лагеря в его основных центрах; понять ход восстания в 1857 – начале 1858 г. и различия интересов групп и лиц, стоявших во главе отдельных центов восстания.

Документы Практикума и Хрестоматия помогут вам разобраться, какие объективные задачи  должно было решать восстание, и в чем состояли цели повстанцев. Так вы ответите на вопрос о характере восстания.

В следующем вопросе, при изучении хода военных действий 1858-1859 гг. (этап разрозненных, партизанского характера, действий), вы перейдете к выяснению объективных и субъективных причин поражения восстания. Обратите внимание на попытки восставших добиться создания центрального Совета восставших, на губительность индо-мусульманских разногласий, на забвение делийским руководством жизненных интересов мало- и безземельного крестьянства и низших каст, на разногласия в верхушке повстанцев. Многие негативные, губительные для восставших моменты повторяются в тайпинском и других массовых движениях на Востоке в XIX – начале ХХ в.

Следует учесть, что статьи К. Маркса и Ф. Энгельса были написанные по материалам корреспонденций с мест боев в Индии, сейчас доступны далеко не все из них в первом, оригинальном издании. Однако многое было почерпнуто К. Марксом и Ф. Энгельсом из официозной британской информации, искажавшей ситуацию. Поэтому эти материалы следует пополнять работами из списка рекомендуемой литературы.

 

ЗАНЯТИЕ 2. Движение тайпинов в Китае.

 

План занятия

1.Китай в середине XIX в. Предпосылки тайпинского восстания.

2.Идеологические взгляды лидеров восстания.

3.Провозглашение государства тайпинов, его принципы и особенности.

4.Тайпины в борьбе с маньчжурско-китайскими феодалами в 1853-1856 гг.

5.Тайпины в борьбе с западными колонизаторами.

6.Причины распада тайпинской государственности, уроки поражения восстания.

Методические рекомендации

Целью занятия является изучение документов и основной литературы, позволяющих выявить специфику и характер самого крупного в Новой истории Китая крестьянского движения, которое добилось определенного успеха, заложив особого рода государство формального равенства – Тайпин тяньго.

Постоянно сравнивайте, ищите общее и особенное в борьбе двух великих азиатских стран за свободу и социальное переустройство – Китая и Индии. Учитывайте, что это два различных типа цивилизационного развития.

Начать изучение темы необходимо с выявления черт системного кризиса китайского феодального общества и политической верхушки – маньчжурских циньских правителей.

Особо остановитесь (по учебникам: Новая история стран Азии и Африки. Под ред. А.М. Родригеса. М., 2004, с. 241-248; Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1971, с. 19-28.) на «опиумных» войнах и специфике превращения Китая в полуколонию западных держав. Изучите по Практикуму (с. 9-11) идеи К.-Ф. Гюцлаффа, немецкого миссионера в Китае, основателя христианского «Китайского союза», чьи идеи были во многом восприняты вождями тайпинов.

Затем изучите по Практикуму (с. 15-29) содержание проповедей и поучений лидеров тайпинов Хун Сюцуаня и его сподвижников. Проанализируйте соотношение религиозной формы взглядов тайпинов и отражение антифеодальных ожиданий крестьянства в тайпинских документах. Обратите внимание, что, в отличие от вождей индийского освободительного движения, тайпинские лидеры постоянно апеллировали к «золотому прошлому». Заметьте, что восстание в Китае, в отличие от индийского, было подготовлено. Отметьте роль «Общества поклонения Богу», или, иначе, «Общества Небесного Отца», в движении.

В третьем вопросе главное – это подробно изучить по Хрестоматии (т. II) и Практикуму (с. 29-36) «Земельную систему Небесной династии». Вы поймете, каким идеалам поклонялись тайпины. Затем изучите реальные, расходившиеся с идеальными, социально-политические и государственно-правовые акции тайпинов.

В четвертом и пятом вопросах, кроме анализа хода северного и западного походов тайпинов в 1853-1856 гг., оцените такие факторы:

1) антиманьчжурские выступления, фактически оставшиеся под влиянием тайных обществ, но вне тайпинского движения;

2) суть распрей тайпинских лидеров;

3) изворотливую политику держав в отношении тайпинов и их роль в разгроме движения.

В заключении следует выявить соотношение внутренних и внешних факторов в поражении тайпинов, его огромную популярность в историческом сознании населения Китая, оценить место движения в том массовом общеазиатском освободительном движении, которое прокатилось по странам Азии в середине XIX в. (по имеющимся учебникам и на основе своих взглядов на проблему).

 

ТЕМА 2. Подъем освободительного, национально-революционного движения

В начале ХХ в.

 

Занятие 1. Младотурецкая революция 1908 г.

 

План занятия

1.Османская империя на рубеже XIX–ХХ вв. как феномен зависимого типа развития.

2.Военные организации младотурок. Революционные события 1908 г.

3.Содержание, характер и оценка реформ и преобразований младотурецкого режима.

4.Младотурки и режим капитуляций; национальный вопрос в период правления младотурок.

5.Причины неудач революции, ее значение.

 

Методические рекомендации

Целью данного занятия является изучение документального и иного фактического материала, относящегося к эпохе «Пробуждения Азии» в Турции в 1908 г.

При подготовке первого вопроса следует исходить из оценки общей ситуации в странах Востока в конце XIX – начале ХХ в. – взрывоопасной как для колониализма, так и для местных режимов восточных государств, включая султанский режим Турции, которые на практике оказались лишь формально независимыми, но фактически «направляемыми», зависимыми, прежде всего от экономического и военно-политического контроля великих держав.

Обратите внимание, что с 1870-х гг. Османская империя не выходила из глубокого экономического кризиса во всех сферах хозяйственной жизни. Необходимо показать, как в ходе борьбы индустриальных держав за раздел и передел мира Англия и Франция в 1880х–1890х гг. напрямую захватывали владения османского султана (Тунис, Египет, Крит), а Германия, отчасти Австро-Венгрия и Россия добивались преимущественного влияния в регионах Османской империи и в отдельных сферах экономики.

Во втором вопросе сосредоточьте внимание не на перечислении военных кружков и объединений младотурок, а на оценке значения сложившейся в начале ХХ в. военно-служилого слоя в османском обществе, из которого выходили «новые османы», а затем младотурки. По рекомендуемым практикумам уточните характер и содержание кабальных и неравных соглашений Турции с развитыми державами Запада. Отметьте, как зависимый вариант развития (и в нем капитуляции) деформировали развитие буржуазных отношений в Турции.

Во втором и третьем вопросах следует особо отметить регион зарождения военно-политической организации «Единение и прогресс» – наиболее экономически развитая европейская территория Турции – и национально-социальный состав участников, который отражал становление национального самосознания турецкого ядра мультинациональной империи.

В третьем и четвертом вопросах следует сделать упор на восстановление младотурками конституции 1876 года, на фактическом отказе военных от ниспровержения монархии – султаната. Необходимо подчеркнуть, что в Стамбуле и ряде крупных городов изначально возник конфликт между стремившимися к обузданию революционной энергии масс младотурками и низами турецкого общества.

При этом борьба за отмену капитуляций и решение национального, самого острого для империи вопроса выявила слабость и узость социальной базы младотурецкого движения. Лишенные поддержки в развитых балканских и арабских вилаетах младотурки утратили политическую инициативу, проиграли революцию.

В заключении, в пятом вопросе, надлежит рассмотреть негативное последствие повторного прихода к власти младотурок, закончившееся переходом их военной верхушки в лагерь «войны за освобождение Балкан, Крыма и Кавказа» (1914-1918 гг.).

Кроме того, нужно принять во внимание тот факт, что из рядов младотурок вышло все военное руководство будущей вооруженной национально-освободительной войны 1918-1922 гг., сам создатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк.

 

Занятие 2. Иранская революция 1905-1911 гг.

 

План занятия

1.Иран как зона совместного влияния и соперничества европейских держав в начале ХХ в.

2.Формы активизации революционного движения в Иране. Шиитское духовенство и его место в социально-политическом движении начала ХХ в.

3.Ход революционных событий в 1905-1911 гг. Борьба за меджлис (парламент).

4.Раздел Ирана на зоны влияния (1907 г.) и развитие революционного движения.

5.Успехи и неудачи иранской революции 1905-1911 гг., ее значение.

Методические рекомендации

Целью данного занятия является изучение документального и иного фактического материала, относящегося к эпохе «Пробуждения Азии» в Иране в 1905-1911 гг.

При подготовке первого вопроса следует, так же как и при подготовке к прошлому занятию о младотурецкой революции, исходить из общей оценки ситуации. Во многих странах Востока в начале ХХ в. сложились условия для подъема национально-освободительных движений, ускорения формирования национального самосознания, в ряде стран – среди них были Турция и Иран – наметились предпосылки для массовых, буржуазного типа революций.

К началу ХХ в. Иран почти утратил национальную независимость (вероятно, в большей степени, чем Турция). Изучите документы, свидетельствующие о консервации в крайнем проявлении феодальных отношений, придавленности торгово-промышленного слоя в иранском обществе, о деспотическом шахском режиме, не имевшем и следа (сравните с турецкой конституцией 1876 г.) ограничительного для шаха влияния парламентаризма.

При подготовке второго и третьего вопроса данного занятия следует акцентировать ваше внимание на следующих положениях. Различные тайные организации, выступавшие против шахского режима и западного засилья в стране, а также вспышки массового народного движения против властей, компрадоров и их западных партнеров в бизнесе и политике отчетливо прослеживались в конце 1890-х и в начале 1900-х гг. Активную антизападную позицию занимало мелкое, часть среднего и высшего духовенства шиитского толка.

Рассмотрите конкретные формы участия различных социальных слоев иранского общества в движениях массового протеста: учтите специфику выдвижения делегатов в меджлис по особым куриям и активную роль духовенства на всех этапах развития революции.

В третьем вопросе важно подчеркнуть создание первого меджлиса (парламента) и чисто иранских форм революционной активности масс – энджуменов и обществ – моджахидов. Покажите, что сразу после принятия конституции начался отход либерального помещичьего и торгово-ремесленного руководства революции от народного движения. Наметилось размежевание между аятоллами и низшим, близким к народу духовенством.

В четвертом вопросе надо на документах показать суть англо-русского соглашения 1907 г. о разделе Ирана на зоны влияния. Показать, как власть в Иране, опираясь на западные штыки (в том числе и на русскую «казачью бригаду Ляхова»), перешла к подавлению революции.

В пятом вопросе следует учесть, что революция 1905-1911 гг. носила выраженный антифеодальный характер. В Гиляне и Иранском Азербайджане проявились предпосылки для углубления революции вплоть до свержения монархии и передела земли. Духовенство низших звеньев не покидало революционные порядки вплоть до временного затухания революционного движения.

 

Занятие 3. Синьхайская революция 1911-1913 гг.

 

План занятия

1.Особенности социально-экономического и политического развития Китая на рубеже XIX–ХХ вв.

2.Личность Сунь Ятсена – создателя «Союзной лиги Китая».

3.Ход, характер и этапы Синьхайской революции.

4.Создание «Национальной лиги Китая». Борьба реформаторов с милитаризмом.

5.Итоги и значение Синьхайской революции.

 

Методические рекомендации

Целью данного занятия является изучение документов и материалов, относящихся к событиям в Китае начала ХХ века.

При подготовке ответа на первый вопрос следует учесть волнообразный характер революционной, освободительной борьбы в Китае на протяжении XIX – начала ХХ в., неизгладимое влияние тайпинского движения, создавшего первое государство восставшего народа. Оцените также массированное вторжение западных держав и Японии в Китай в конце XIX – начале ХХ в.

Во втором вопросе важно ознакомиться с декларацией «Союзной лиги Китая», созданной в 1905 г. Сунь Ятсеном, с его тремя принципами. Уясните для себя как прогрессивные и созидательные стороны учения Сунь Ятсена, так и утопизм ряда положений.

В третьем вопросе отметьте этапы развития условий революции в 1906-1908 гг., а затем два этапа собственно революции. Первый – с октября 1911 г. (Учаньское восстание) до весны 1912 г. (уход Сунь Ятсена с поста президента). Второй – с весны 1912 г. до осени 1913 г., когда милитаристские круги во главе с Юань Шикаем обеспечили победу контрреволюции.

Здесь следует акцентировать внимание на активности масс китайского населения в 1911., включая общенациональное «движение в защиту железных дорог» и вооруженное восстание в Сычуани. Крушение Циньской монархии и создание республики во главе с лидером политической партии было главным содержанием первого этапа революции.

В этом же вопросе покажите, как уступки воинственным либералам и западным военно-политическим силам, предоставлявшим индустриальную мощь великих держав китайскому региональному милитаризму, ослабили Сунь Ятсена.

Акцентируйте внимание на создании в августе 1912 г. «Национальной партии» (Гоминдан), которая, видоизменившись, до сих пор существует на Тайване. Покажите умеренность Гоминдана и его отстраненность от революционного порыва «Союзной лиги». Отдельно оцените оказавшийся пагубным для революции блок бэянских милитаристов и помещиков, компрадоров Северного Китая. При оценке значения революции 1911-1913 гг. отметьте факт и непреходящее значение уничтожения института многотысячелетней монархии в Китае, жизненность ряда общедемократических принципов Сунь Ятсена в современных условиях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...