Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политика «ценового потолка»




 

• формируется рынок продавца, диктующего свои условия покупателям;

• образуется дефицит продукции на рынке (Q1<Q2);

снижаетсяпотребление в условиях равновесия (Q1<Q0).

Политика «ценового пола»

— формируется рынок покупателя, диктующего свои условия производителям;

— образуются излишки продукции (Q2>Q1), которые государство вынуждено скупать и затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.);

— уровень потребления оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1<Q0).

Политика «коридора цен»

Устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Вследствие этого цены не могут существенно отклоняться от положения равновесной цены.

 

39. Сущность, виды, методика определения дохода организации и факторы его увеличения.

Доход предприятия – это средства, полученные в результате различных видов производственно-хозяйственной деятельности.

Существует три вида дохода.

· доход от производства и реализации. Он имеет наибольший удельный вес в доходах предприятия;

· доход от прочей реализации (доходы от реализации излишних материальных ценностей);

· доход от внереализационной деятельности (доходы от финансовых и других операций: проценты от денежных средств на счетах предприятия, дивиденды по приобретенным предприятием акциям и облигациям, доходы от сдачи имущества в аренду, полученные пени, штрафы, неустойки и т.д.).

Указанные виды дохода определяются методом прямого счета по различным методикам.

Доход от производства и реализации продукции ( ) в общем случае определяется на основе количества реализованной продукции различных видов ( ) и цен реализации ( ):

= ∑ * ,

где j - номер вида продукции.

Величина дохода от производства и реализации продукции зависит от многих факторов, основными из которых являются:

· спрос на продукцию;

· возможности предприятия в обеспечении производства продукции в соответствии с растущим спросом;

· цена реализации продукции: увеличение цены при неизменном спросе обеспечивает рост дохода;.

· ритмичность выполнения плана поставок продукции.

Доход от прочей реализации ( ) определяется на основе количества реализованных материальных ценностей различных видов ( ) и цены их реализации ( ):

= ∑ *

где i - номер объекта материальных ценностей;  - цена реализации

Цена реализации в значительной мере зависит от степени износа или уценки материальных ценностей.

Доход от внереализационной деятельности определяется как сумма доходов от различных внереализационных операций.

 

 

40. Сущность, функции, виды, механизм образования, распределения и использования прибыли организации и пути ее увеличения.

Прибыль предприятия представляет собой разницу между валовым доходом и суммой затрат на производство и реализацию продукции, налогов и отчислений, включаемых в цену.

Прибыль выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются:

· воспроизводственная;

· инвестиционная;

· стимулирующая.

Определяются следующие виды прибыли:

· от реализации продукции;

· от прочей реализации;

· от внереализационной деятельности;

· чистая прибыль;

· чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается на основе дохода от реализации (ДР), себестоимости реализованной продукции по полной себестоимости (СРП), косвенных налогов (НО).

= ДР–СРП - НО

Прибыль от прочей реализации рассчитывается на основе дохода от прочей реализации (ДПР), балансовой стоимости объекта (БС), затрат на предпродажную подготовку (З) и налогов и отчислений (НО), включаемых в цену реализации:

= ∑ ДПРi -  -  -  ,

где I – номер реализуемого объекта имущества.

Прибыль от внереализационной деятельности определяется как разность между доходами и суммой убытков и затрат по операциям.

Прибыль от реализации продукции, прочей реализации и внереализационной деятельности образуют балансовую прибыль, распределяется на льготируемую и налогооблагаемую.

Чистая прибыль представляет собой сумму льготируемой и налогооблагаемой прибыли за вычетом из нее налога на прибыль. После исключения из нее процентов по кредитам и дивидендов акционеров получается прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Рост дохода от реализации продукции обеспечивается:

1) увеличением физического объема производства и реализации за счет:

· роста спроса на основе повышения качества продукции и ее конкурентоспособности;

· расширения рынка сбыта на основе сертификации продукции;

· улучшения использования и увеличения производственной мощности;

2) повышением цен при условии стабильности спроса на продукцию;

3) сокращением сверхнормативных запасов готовой продукции на складе;

4) совершенствованием структуры выпуска продукции (увеличение доли продукции с высокой ценой);

Увеличение доходов от прочей реализации и внереализационных операций определяется рациональностью распоряжения имуществом и свободными финансовыми средствами, их величиной, ценами и доходами по операциям.

Снижение затрат на производство и реализацию продукции обеспечивается:

· использованием резервов снижения себестоимости продукции;

· снижение расходов, связанных с простоями, потерями от внутреннего и внешнего брака и других потерь, включаемых в фактическую себестоимость (они погашаются за счет прибыли);

· рост объема производства при неизменности цен (обеспечивается экономия постоянных затрат).

Росту прибыли от прочей реализации и внереализационных операций способствует снижение затрат на предпродажную подготовку и убытков по внереализационным операциям.

 

 

41. Методы планирования прибыли организации.

При планировании прибыли предприятия рассчитываются: прибыль по товарной продукции; прибыль от реализации продукции; прибыль от прочей реализации; прибыль от внереализационных операций; балансовая прибыль; чистая прибыль; чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Плановая прибыль по товарной продукции может быть определена методом прямого счета или аналитическим методом (укрупненный расчет).

Метод прямого счета используется при полностью сформированном портфеле заказов. Прибыль ( ) определяется на основе планового объема товарной продукции ( ) по отпускным плановым ценам ( ), суммы налогов и отчислений (НО) и плановой себестоимости товарной продукции ( ) по полной плановой себестоимости единицы продукции по видам ( ):

= - -НОТП=∑ * - ∑ * - ∑  ,

где  – плановое количество j-й продукции.

Аналитический метод используется, если портфель заказов сформирован не полностью. Метод имеет различные варианты.

Вариант 1 предусматривает расчет прибыли на основе предполагаемого объема товарной продукции ( ) без налогов и отчислений и планируемого уровня затрат на 1 руб. товарной продукции ( ):

=  (1- )

Вариант 2 предусматривает расчет прибыли по сравнимой продукции на основе прибыльности объема товарной продукции в базисном периоде ( ) предполагаемого роста объема производства, цен и снижения себестоимости (затрат на 1 руб. товарной продукции) и по несравнимой продукции – методом прямого счета:

Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается на основе плановой прибыли по товарной продукции, прибыли по изменению остатков ее на складе и суммы налогов и отчислений, включаемых в цену.

Плановая прибыль от прочей реализации определяется на основе планируемого количества объектов к реализации, расчетных цен, затрат на предпродажную подготовку и суммы налогов и отчислений, включаемых в цену. Прибыль определяется следующим образом:

· рассчитывается доход по объекту материальных ценностей;

· определяется прибыль от реализации объекта как разность между доходом и суммой балансовой стоимости объекта, затрат на предпродажную подготовку и суммы налогов и отчислений в цене;

· определяется общая прибыль от прочей реализации суммированием прибыли по объектам.

Плановая прибыль от внереализационной деятельности определяется как разность между суммой планируемых доходов и суммой затрат и убытков по операциям.

Балансовая прибыль рассчитывается суммированием прибыли от реализации продукции, прочей реализации и внереализационных операции.

Далее определяются чистая прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

 

 

42. Сущность, виды, показатели рентабельности и пути ее увеличения.

    Несмотря на важность показателя прибыли, ее величина самостоятельно не определяет эффективность работы предприятия. Наличие прибыли свидетельствует лишь о безубыточности. Показателем, характеризующим эффективность производства, является рентабельность.

Рентабельность в общем случае – это отношение прибыли предприятия к затратам, производимыми при ее получении. Различают два вида рентабельности: рентабельность текущих затрат и рентабельность авансированных затрат (авансированного капитала).

Рентабельность текущих затрат характеризуется рядом показателей, определяемых на основе балансовой, чистой прибыли, прибыли в цене продукции, общей себестоимости и объема реализованной и товарной продукции. К ним относятся:

· рентабельность вида продукции (РВП):

РВП =100 * ПЦ / СП,

где Пц - прибыль в цене продукции, СП - полная себестоимости единицы продукции данного вида.

· рентабельность товарной продукции (РТП):

РТП = 100*Пб / СТП,

где Пб - балансовая прибыль; СТП - полная себестоимость товарной продукции;

· рентабельность реализованной продукции ( ):

= 100*ПбРП,

где СРП - полная себестоимость реализованной продукции.

· рентабельность (прибыльность) объема реализации общая (РОР.о) и чистая (РОР.ч):               

РОР.о =100* Пб / QРП; РОР.ч = Пч / QРП,

где Пч - чистая прибыль; QРП - объем реализованной продукции.

Рентабельность авансированного капитала характеризуется показателями, определяемыми на основе балансовой и чистой прибыли и величины капитала: собственного, заемного, совокупного. Основными из них являются:

· рентабельность производства (РП):

РП= 100* Пб / (СОФ+НОС)

где СОФ - стоимость основных производственных фондов; НОС – стоимость нормируемых оборотных средств.

· рентабельность капитала общая (РКО):

РКО =100* Пб / Активы,

где Активы – сумма стоимости недвижимости всех видов (основной капитал, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотного капитала (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные наличные средства).

· рентабельность капитал чистая (РКЧ):

РКЧ = 100*Пч / Активы,

· рентабельность собственного капитала (РСК):

РСК = 100 * Пб / СК,

где СК – собственный капитал.

· рентабельность заемного капитала (РЗК):

РЗК = 100 * Пб / ЗК,

где ЗК – заемный капитал.

· рентабельность основных фондов (РОФ):

РОФ = 100 * Пб / СОФСГ,

где СОФСГ  – среднегодовая стоимость основных фондов.

Различные показатели рентабельности зависят от величины прибыли и затрат. Основными направлениями их увеличения являются увеличение прибыли, в первую очередь, прибыли от реализации продукции и снижение текущих затрат на ее производство. Прибыль можно увеличить на основе использования резервов. Снижение текущих затрат (себестоимости продукции) обеспечивается реализацией резервов. При этом снижение себестоимости способствует росту прибыли.

Важным фактором увеличения прибыли и рентабельности является рост объема производства и реализации продукции и полное использование производственной мощности. Рост объема производства и реализации продукции сопровождается эффектом масштаба производства, вследствие чего рентабельность текущих затрат увеличивается.

При этом также увеличивается рентабельность капитала.

 

43. Сущность и принципы планирования в организации. Виды планирования и их содержание.

44. Методы обоснования плановых решений и их содержание.

45. Сущность, значение качества продукции и факторы, определяющие его уровень.

Качество продукции – это совокупность ее потребительских свойств и характеристик, позволяющих ей удовлетворять существующие или потенциальные требования потребителей. Свойство – это объективная особенность продукции, которая формируется при ее создании и проявляется при потреблении или эксплуатации. Свойства могут быть простыми (масса, скорость и т.д.) и сложными (надежность, безопасность и т.д.).

Качество продукции как экономическая категория тесно связана с категорией потребительной стоимости, но не тождественна ей. Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств продукции (товара); качество продукции отражает степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях эксплуатации.

С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств продукции выделяются понятия «качество» и «полезный эффект»: качество – это потенциальная способность удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект – фактическая способность удовлетворять эту потребность.

Качество продукции оказывает значительное влияние на экономические показатели предприятия, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Рост качества является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности продукции: уровень конкурентоспособности на 70 – 80% определяется показателями качества продукции.

В условиях насыщенного рынка повышение качества продукции обеспечивает рост спроса и объема продаж, становится фактором, определяющим само существование предприятия. Наряду с этим повышение качества способствует снижению затрат за счет уменьшения количества возвратов продукции потребителями и снижения затрат на гарантийный ремонт. Кроме этого рост количества проданной продукции вследствие роста качества способствует снижению себестоимости производства и реализации продукции (эффект масштаба производства). Наконец, рост качества позволяет увеличить цену продукции, что способствует росту выручки от реализации.

Перечисленные эффекты обеспечивают рост важнейших показателей: прибыли и рентабельности продукции и производства.

Уровень качества определяется многими внутренними и внешними факторами, основными из которых являются:

1) внутренние факторы:

· совершенство конструкции продукции;

· техническое состояние оборудования и его совершенство;

· уровень совершенства технологических процессов;

· уровень системы и средств контроля качества;

· уровень активности инновационной деятельности предприятия;

· уровень квалификации кадров;

· уровень научно-технологического потенциала предприятия;

· финансовые возможности предприятия.

2) внешние факторы:

· качество поставляемых сырья, материалов, покупных изделий;

· условия доставки сырья и материалов;

· состояние научно-технического прогресса в области сырья, материалов, оборудования и технологических процессов.

 

 

46. Система показателей качества продукции, их оценка и пути улучшения.

Свойства продукции количественно выражаются показателями качества, которые позволяют определить уровень ее качества.

Уровень качества продукции – это количественное выражение степени удовлетворения определенных потребностей. Его величина является относительной, так как определяется на основе сравнительной оценки показателей относительно базовой их величины.

Базовые показатели могут устанавливаться на основе стандартов и технических условий, базового образца – аналога или перспективного образца. Образец – аналог – это продукция, имеющая лучшие показатели (преобладающая) на данном или мировом рынках. Под перспективным образцом понимается продукция, имеющая лучшие (оптимальные) прогнозные значения показателей. Критерием оптимальности является: max λ = КПР / ЗПР, где КПР – прогнозный уровень качества; ЗПР – прогнозные затраты на потребление продукции.

В зависимости от особенностей продукции для получения значений показателей качества могут применяться различные методы:

· измерительный – предусматривает использование измерительных инструментов и приборов для получения значений показателей;

· регистрационный – предполагает регистрацию определенных событий (отказов при эксплуатации, количество стандартизированных деталей и т.д.);

· вычислительный – предполагает расчет показателей по определенной математической модели;

· органолептический – оценка свойств с помощью зрения, слуха, обоняния, органа вкуса;

· социологический – предполагает оценку показателей потребителями;

· экспертный – предполагает оценку показателей группой экспертов.

Система показателей качества включает различные показатели, объединяемые в следующие группы:

· показатели назначения – определяют область применения продукции и эффект от ее использования по назначению (например, производительность продукции производственно-технического назначения);

· показатели надежности – включают показатели: безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность продукции;

· показатели технологичности – включают показатели, отражающие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

· показатели стандартизации и унификации – отражают насыщенность продукции стандартными и унифицированными составными частями;

· эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием (удобство в работе), гигиенические, физиологические, антропометрические свойства (уровень шума, вибрации и т.д.);

· показатели транспортабельности – отражают приспособленность продукции к транспортировке;

· эстетические показатели – отражают выразительность, рациональность формы, композиционную целостность и т.д.;

· экологические показатели – отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду (например, содержание вредных примесей в выбросах газов);

· показатели безопасности – отражают безопасность при эксплуатации и обслуживании;

· показатели патентно-правовые – отражают патентную защиту и чистоту.

Показатели качества могут быть единичными, характеризующими одно свойство продукции (мощность, скорость и т.д.), и комплексными, характеризующими несколько свойств (надежность, безопасность, технический уровень и т.д.). К комплексным показателям относятся групповые показатели (по указанным группам или укрупненным группам – показатели технического уровня, эстетико-эргономического уровня и т.д.) и общий уровень качества.

Оценка единичных показателей(qei) делается относительно их базовых значений (значений базового образца):

qei = Пei/ Пei,

где Пei, Пei – значение i–го показателя оцениваемой продукции, базового образца.

Оценку групповых показателей можно сделать двумя методами:

1) аналитическим, предполагающим определением значения групповых показателей (ПГl) на основе функциональной его зависимости от соответствующих единичных показателей:

,

где – номер группы показателей;

2) коэффициентным, предполагающим расчет групповых показателей на основе оценок единичных показателей и их весомости ( ), устанавливаемых экспертным путем:

,

В обоих случаях общий уровень качества (Пк) равен:

,

 где – символ произведения.

Существует несколько путейулучшения показателей качества продукции, основными из которых являются:

· совершенствование конструкции продукции;

· использование сырья, материалов, покупных изделий высокого качества;

· совершенствование оборудования и технологии изготовления продукции, использование прогрессивных технологических процессов;

· планирование качества при разработке, производстве и эксплуатации продукции;

· совершенствование системы контроля качества продукции и его средств;

· совершенствование контроля качества сырья, материалов и покупных изделий;

· совершенствование системы контроля состояния оборудования и его обслуживания;

· стандартизация и унификация составных элементов продукции;

· сертификация продукции;

· совершенствование системы распределения продукции с целью предотвращения потери ее свойств и порчи;

· совершенствование организации сервиса.

Общий уровень качества продукции находит отражение в обобщающих (результирующих) показателях. К ним относятся объем и доля продукции в общем объеме производства на предприятии:

· новой продукции;

· продукции, соответствующей мировому уровню качества;

· продукции, поставляемой на экспорт;

· сертифицированной продукции.

 

 

47. Структура системы управления качеством продукции. Содержание «петли качества».

                       Для повышения качества продукции необходима система управления им.

Управление качеством – это совокупность действий при создании, производстве и эксплуатации продукции по обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества. Оно осуществляется с помощью специальных систем комплексной организации работы подразделений по обеспечению качества.

Цель системы управления качеством – обеспечение качества при проектировании, производстве и использовании продукции.

Процесс управления качеством предусматривает следующие укрупненные этапы:

· создание системы качества;

· оценку уровня качества продукции, анализ запросов потребителей;

· прогнозирование качества;

· планирование повышения качества;

· разработку стандартов и обеспечение их соблюдения;

· проектирование качества в процессе разработки конструкции продукции и технологии ее изготовления;

· контроль качества сырья и материалов;

· контроль качества продукции в процессе производства и эксплуатации;

· сертификацию продукции.

Система качества представляет собой совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих повышение качества. Одним из элементов системы является стандартизация (разработка стандартов качества).

Стандарт – это нормативный документ, устанавливающий правила, принципы и требования, касающиеся объекта стандартизации. Они базируются на достижениях науки и практики. Стандарты классифицируются следующим образом:

· по уровню стандартизации стандарты подразделяются на государственные (ГОСТ); отраслевые (ОСТ); технические условия (ТУ); стандарты предприятия (СТП); стандарты научно-технических обществ (СТО);

· по объекту стандартизации выделяются стандарты основополагающие; на продукцию; на процессы; на методы контроля;

· по масштабу распространения выделяются стандарты национальные (принятые органом по стандартизации одной страны); региональные (принятые региональным органом по стандартизации нескольких стран); межгосударственные (принятые отдельными государствами); международные (принятые международной организацией по стандартизации – ИСО).

Значение международных стандартов ИСО заключается в обеспечении:

· урегулирования отношений между потребителем и производителем на основе подтверждения возможности предприятия гарантировать необходимое качество;

· упрощения международного товарооборота на основе оценки качества независимо от страны–поставщика;

· ликвидации барьеров в международной торговле;

· создания механизма давления на предприятия с целью повышения качества.

Стандарты ИСО используются в следующих ситуациях:

· если в контракте предусматривается соответствие продукции требованиям при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании;

· если в контракте оговариваются требования к характеристикам продукции;

· при формировании системы качества;

· при сертификации продукции и системы качества.

При построении системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО должны соблюдаться следующие принципы.

1. Ориентация на потребителя – предполагает совпадение понимания качества производителем и потребителем.

2. Соблюдение продуктового подхода – предполагает разработку системы качества применительно к конкретному виду продукции.

3. Охват всех стадий жизненного цикла продукции: разработка, производство, эксплуатация и утилизация продукции (принцип «петли качества») (рис. 1).

4. Сочетание планирования, управления, обеспечения и улучшение качества. Планирование качества предусматривает определение целей и требований к качеству, выбор модели системы качества. Оно включает оценку качества, формирование целей и требований к качеству продукции и производственным процессам, разработку программы качества, разработку, внедрение и совершенствование системы качества. Управление качеством охватывает все виды деятельности и меры оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и планов по его совершенствованию. Оно предусматривает контроль качества на соответствие стандартам и установленным показателям качества, выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению. Обеспечение качества включает планируемые и систематически выполняемые виды деятельности по качеству и обеспечивающие своевременное предупреждение отклонений от требований и появление дефектов продукции. Улучшение качества включает мероприятия по всем видам деятельности, способствующие постоянному улучшению качества (меры по приведению качества в прежнее состояние или улучшению по сравнению с достигнутым уровнем).

5. Предупреждение проблем качества – система качества должна обеспечить предупреждение дефектов и несоответствий качества требованиям.

 

Рис. 1. Структура системы качества

           

 

48. Сущность, цели, принципы и виды систем сертификации продукции.

                           Сертификацияпродукции – это документальное подтверждение ее соответствия определенным требованиям, стандартам, техническим условиям, оформленное в виде сертификата соответствия.

Сертификатсоответствия – это документ, подтверждающий соблюдение стандартов и технических условий при производстве продукции на предприятии. Сертификаты могут быть выданы на соответствие национальным или международным стандартам. Сертификат является «пропуском» продукции на рынок той или иной страны.

Сертификация обусловлена необходимостью защиты национального рынка от недоброкачественной продукции. Законодательная власть для обеспечения безопасности продукции, защиты здоровья людей и окружающей среды устанавливает ответственность поставщика и минимальные обязательные требования к характеристикам продукции. При полном соответствии требованиям продукция имеет свободное обращение в пределах национального рынка конкретной страны.

Основными целями сертификации являются:

· обеспечение прав граждан на безопасность продукции для здоровья, жизни, имущества и окружающей среды;

· создание условий для деятельности юридических лиц и предпринимателей на едином рынке, участия в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве;

· подтверждение заявленных производителем характеристик продукции.

Сертификация основывается на следующих принципах:

· обеспечении государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;

· объективности (независимость процесса сертификации от изготовителя и потребителя);

· добровольности и обязательности;

· достоверности (обеспечивается использованием профессиональной испытательной базы);

· предоставлении изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;

· открытости информации о результатах сертификации и прекращении действия сертификатов;

· разнообразии форм и методов проведения сертификации.

Существуют различные системы сертификации, выделяемые по следующим признакам:

1) заинтересованности сторон:

· национальная система – создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией;

· региональная система – создается на уровне ряда стран данного региона;

· международная система – создается на уровне ряда стран различных регионов;

2) правовому статусу:

· обязательная система – предусматривает обязательную сертификацию продукции, в НТД на которую содержатся требования по безопасности для здоровья и жизни людей; в этом случае предприятие без сертификата не имеет права производить и продавать продукцию;

· добровольная система – предусматривает сертификацию по инициативе предприятия; предприятие имеет право требовать сертифицировать продукцию на соблюдение любых требований НТД;

3) процедуре сертификации:

· самостоятельная система – предусматривает проведение сертификации самим предприятием; сертификат выдается под ответственность предприятия;

· сертификация третьей стороной – предусматривает проведение сертификации сторонней организацией в рамках своей страны или в зарубежных центрах. Сертификация третьей стороной подразделяется на системы, в основе которых лежат испытания продукции в испытательных центрах (лабораториях), взятой из торговой сети или производства.

Сертификация третьей стороной предполагает наличие органов сертификации: официального, испытательного и инспектирующего. В состав системы также входят орган по стандартизации и метрологическая служба.

Во главе системы находится официальный орган, который выполняет следующие функции:

· разработку порядка проведения сертификации;

· аттестацию испытательных лабораторий (центров);

· оценку системы обеспечения качества на предприятии;

· принятие решения о допуске к сертификации;

· выдачу сертификатов;

· ведение перечня сертифицированной продукции;

· рассмотрение спорных вопросов по качеству сертифицированной продукции.

Испытательный орган (лаборатория, центр) находится в составе сертификационного органа. Он должен быть аккредитован (аттестован). Для аккредитации лаборатория или центр должны иметь:

· документ, регламентирующий организационные вопросы ее деятельности;

· квалифицированный персонал;

· документацию по методике измерений и регистрации их результатов;

· средства испытаний.

Инспектирующий орган осуществляет контроль производства на предмет соблюдения условий для выпуска продукции в соответствии со стандартами.

Национальный орган по стандартизации обеспечивает разработку и организует выполнение стандартов качества.

Национальная метрологическая служба обеспечивает единство измерений, средств и методов их проведения.

Национальная система сертификации организуется в соответствии с международными нормами и правилами ИСО и СЕРТИКО. Системой предусматриваются: сертификация продукции; сертификация производства; аттестация изготовителей; аккредитация испытательных лабораторий и сертификационных органов; аккредитация центра обучения экспертов-аудиторов и инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений.

49. Сущность конкурентоспособности продукции и определяющие ее факторы.

                   Конкурентоспособность продукции (КСП) – это способность продукции удовлетворять потребительским требованиям на данном рынке. Повышение КСП проявляется в росте спроса на продукцию. КСП – показатель относительный, т.к.:

а) определяется по отношению к некоторому базовому образцу;

б) зависит от потребительских требований и позиции продукции на конкретном рынке, вследствие чего конкурентоспособная продукция на одном рынке, например внутреннем, может быть неконкурентоспособной на другом, например внешнем.

Основным показателем КСП является уровень (индекс) КСП, измеряемый в долях единицы или процентах по отношению к базовому образцу; уровень КСП последнего равен единице.

Уровень (индекс) КСП определяется совокупностью различных факторов, объединяемых в следующие группы:

Регламентируемые показатели. Их перечень и требования по регламентации (нормированию) могут отличаться по разным рынкам. К этой группе относятся:

· экологическая чистота продукции;

· безопасность при ее эксплуатации;

· совместимость с продукцией – дополнителем;

· патентная чистота;

· наличие сертификата качества продукции, системы управления качеством на предприятии и др.

Несоответствие хотя бы одного из этих факторов требованиям служит непреодолимым препятствием в проникновении (или в присутствии) продукции на рынок, т.е. продукция в этом случае является неконкурентоспособной.

Сопоставительные показатели. Их уровень определяется конструкцией, содержанием компонентов, технологией изготовления, качеством изготовления продукции. В эту группу включаются технические, конструктивные и эксплуатационные характеристики:

· технические параметры;

· функциональные возможности;

· совершенство выполняемых функций;

· универсальность;

· долговечность;

· ремонтопригодность;

· эргономичность и т.д.

Относительный уровень каждого из этих показателей (по отношению к их величинам в базовом образце) сказывается на КСП: их улучшение способствует росту КСП, которая проявляется в росте спроса на продукцию.

Экономические показатели. В эту группу включаются:

·  единовременные затраты (цена приобретения, затраты на транспортировку, монтаж, освоение);

· текущие затраты (эксплуатационные расходы, затраты на ремонт, обслуживание, страхование, утилизацию, налоги) в течение срока эксплуатации.

Единовременные и текущие затраты в совокупности образуют «цену потребления». Как правило, доля цены приобретения продукции производственно–технического назначения составляет 10 – 20% от цены потребления.

Снижение величины любого из видов затрат способствует росту спроса, т.е. росту КСП.

Маркетинговые показатели. В эту группу включаются:

· интенсивность рекламы;

· совершенство и активность каналов сбыта;

· ценовая политика (скидки в зависимости от размера партии закупаемой продукции, премии за платежную дисциплину, продажа в кредит);

· гарантийные сроки;

· организация послепродажного сервиса и т.д.

Действие этих факторов проявляется в величине различных сопоставительных и экономических показателей. Их улучшение способствует росту КСП.

 

 

50. Методы оценки конкурентоспособности продукции и ее конкурентного положения на рынке.

                   Оценка уровня КСП делается относительно уровня характеристик базового образца, как правило, имеющего наибольший объем продаж. Существуют различные методы оценки, ориентированные на учет отдельных показателей продукции или групп показателей. Наибольшее распространение имеют следующие методы.

1. По цене потребления. Уровень КСП оцениваемой продукции (JКС) определяется как отношение ее цены потребления и базового образца.

Этот метод игнорирует технические показатели продукции, что определяет один из его недостатков.

2. По уровню качества и себестоимости производства и реализации продукции. По этому методу рассчитывается индекс качества и индекс себестоимости.

Недостатки этого метода заключаются в том, что не учитывается цена потребления (в части текущих затрат).

3. По техническому уровню и цене приобретения.

Недостаток метода – в игнорировании текущих затрат. Его использование возможно при незначительном уровне текущих затрат (бытовая техника).

4. По техническим и экономическим показателям (параметрический метод). Метод ориентирован на учет всех важнейших технических характеристик по группам регламентируемых и сопоставительных показателей и элементов экономических показателей. Он предусматривает расчет оценок каждого из показателей, групповых индексов (по регламентируемым, сопоставительным и экономическим показателям) и общего индекса КСП.

Этот метод лишен недостатков, присущих другим методам оценки КСП. Он позволяет получить наиболее полную оценку уровня КСП. Кроме того, он дает информацию о направлениях совершенствования продукции. Метод рекомендуется для оценки КСП сложной бытовой техники и продукции производственно–технического назначения с длительным сроком эксплуатации и значительными текущими затратами (эксплуатационными расходами и др.)

 

51. Содержание и цели формирования карт конкурентоспособности продукции относительно базового, среднего и идеального образцов.

52. Сущность, факторы конкурентоспособности организации и содержание ее оценки.

53. Сущность, функции, виды, значение инноваций.

Инновации – это нововведения в области производственных ресурсов, продукции, технологии, организации производства и сбыта продукции, труда и управления с целью получения дополнительной прибыли или иного эффекта (социального, экологического, научно–технического). Их значение заключается в обеспечении роста экономических показателей и долговременного стабильного развития предприятия.

Объектами нововведений могут быть:

· материальные ресурсы (разработка, использование новых видов сырья, материалов, топлива, энергии, позволяющих улучшить технические и качественные характеристики продукции и снижение издержек);

· технология производства (модернизация, использование новых технологических процессов, оборудования, инструментов и оснастки);

· продукция (модернизация, освоение производства новой продукции);

· организация производства и материально–технического обеспечения (использование систем типа «Канбан», «Точно во время»), управления (новые оргструктуры), труда (прогрессивные формы и системы оплаты труда, стимулирования труда);

· сбыт продукции (совершенствование каналов и сети сбыта, расширение рынка сбыта) и другие объекты.

В отличие от обычных организационно–технических мероприятий инновации обеспечивают значительный экономический эффект, проявляющийся в росте прибыли. Они выполняют следующие функции: воспроизводственную; инвестиционную; стимулирующую.

Инновации классифицируются по различным признакам, наиболее существенными из которых являются объект, сфера деятельности, новизна и масштаб.

Инновации призваны обеспечить выпуск продукции, наиболее полно удовлетворяющей общественные потребности, рост научно–технического уровня производства, решение задач экономического и социального развития, экологической безопасности. Это достигается благодаря эффектам, обеспечиваемым инновациями: научно–техническим, социальным, экологическим и экономическим.

 

54. Сущность инновационного процесса и характеристика его стадий и этапов.

При создании и эксплуатации инновации выполняются ряд этапов, составляющих инновационный процесс.

Инновационный процесс – это процесс превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторской, технологической подготовки, производства и сбыта продукта инновации.

Следует отметить, что инновационный процесс после ликвидации данной инновации не прекращается. В процессе эксплуатации новшество совершенствуется, появляются новые решения, и оно в усовершенствованном виде обретает новую жизнь на предприятии или других предприятиях. В этом проявляется принцип непрерывности инновационной деятельности: устаревшая инновация заменяется усовершенствованной.

Инновации, с одной стороны, являются средством реализации стратегических альтернатив в развитии предприятия (и стратегического плана) и, с другой – средством повышения конкурентоспособности продукции и экономических показателей предприятия.

             

 

55. Понятие инновационной деятельности, стратегии и политики организации. Виды инновационной стратегии и политики организации.

                       Инновационная стратегия – это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижения на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

Различают инновационную, имитационную и венчурную стратегии.

1. Инновационная (новаторская) стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путем самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации.

2. Имитационная стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием.

3. Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки и фазу внедрения (классическийвенчур).

Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой.

Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.

При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода.

1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определенном отрезке времени («снять сливки» за счет пионерства). При этом внедрение инновации и ее последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения издержек и роста спроса на продукцию.

2. Целью внедрения является завоевание (закрепления) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

Деятельность предприятия по организации внедрения в производство нововведений называется инновационной. Под инновационной деятельностью понимается освоение результатов НИР и ОКР, обеспечивающих повышение эффективности способов и средств осуществления производственных процессов и создания новой продукции.

Целью инновационной деятельности является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.

Достижение этой цели обеспечивается следующими задачами инновационной деятельности:

· разработкой инновационной стратегии и политики;

· использованием достижений научно–технического прогресса;

· повышением конкурентоспособности предприятия на основе развития научно–технологического потенциала, освоения модернизированных и новых технологий и продукции, совершенствования организации производства, сбыта продукции, труда и управления.

Для обеспечения высокой эффективности инновационной деятельности при ее организации должны соблюдаться следующие принципы:

· непрерывность, предполагающая своевременную замену инновации модернизированной или новой по мере ее морального старения;

· целенаправленность – ориентация на достижение стратегических и тактических целей развития предприятия;

· приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учетом возможностей предприятия;

· альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;

· комплексность – охват инновациями смежных сфер деятельности;

· обоснованность – обоснование научно–технического, социального, экологического, экономического эффектов с учетом факторов внешней среды;

· адаптивность – корректировка плана инновационной деятельности и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.

Инновационная деятельность формируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

Основными факторами, способствующими развитию инновационной деятельности предприятия, являются:

· наличие резервов финансовых и материально–технических ресурсов на предприятии;

· высокий уровень научно–технологического потенциала предприятия;

· наличие на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ИСО;

· наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;

· законодательные меры поощрения инновационной деятельности и государственная поддержка.

                                

 

56. Понятие и значение инновационной инфраструктуры и характеристика ее элементов.

Для активизации инновационной деятельности предприятий необходимо создание эффективной инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается система структур (институтов, предприятий, фондов), обеспечивающих повышение активности и эффективности инновационной деятельности, сокращение длительности инновационного процесса. Она включает ряд элементов, важнейшими из которых являются:

· структуры, объединяющие научно–инновационные предприятия – бизнес–инновационные центры, бизнес–инкубаторы, технопарки;

· сеть институтов финансирования, кредитования, страхования инновационной деятельности – инвестиционные, инновационные, венчурные фонды, страховые компании;

· сеть организаций материально–технического обеспечения инновационной деятельности – лизинговые, снабженческие фирмы, центры коллективного пользования приборами и оборудованием для проведения НИОКР;

· сеть центров передачи технологий, система обмена информацией о разработчиках, инвесторах, кредиторах, рынках сбыта и т.д.;

· сеть ярмарок, бирж и других структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий;

· сеть структур, оказывающих маркетинговые, консалтинговые, сертификационные, юридические и рекламные услуги.

 

57. Сущность, виды инновационных проектов, оценка их эффективности и критерии отбора для инвестирования.

В общем случае проект – это результат процесса целенаправленного изменения или создания новой технологической и социально–экономической системы.

Инновационный проект – это система взаимообусловленных и взаимосвязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий по достижению поставленных целей на определенном направлении развития науки, техники, организации и управления.

По значимости и степени вносимых изменений они подразделяются на следующие:

· модернизационные;

· новаторские ;

· опережающие;

· пионерные.

По масштабу обеспечиваемых целей (решаемых задач) выделяют следующие инновационные проекты:

· монопроекты;

· мультипроекты;

· мегапроекты.

По продолжительности реализации инновационные проекты могут быть краткосрочными (срок 1–2 года), среднесрочными (до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

При оценке эффективности инновационного проекта необходимо учитывать показатели экономической эффективности, безубыточности, а также экологический и социальные эффекты: проект, обеспечивающий высокую экономическую эффективность, но ухудшающий экологическую обстановку или социальные условия, не может быть принят.

Общая оценка и выбор лучшего проекта делаются на основе ряда критериев:

· социально–экономические характеристики (улучшение качества жизни, повышение экономической эффективности, конкурентоспособности продукции);

· научно–технические характеристики (соответствие мировому уровню, степень новизны, реализуемость и т.д.);

· обеспечение национальной безопасности (оборонной, экологической, экономической);

· экономические характеристики (затраты на НИОКР, инвестиции на создание проекта и в производство, срок их окупаемости, ожидаемая прибыль и рентабельность и т.д.).

 

58. Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности. Классификация инвестиций и источников их финансирования.

         Инвестиции – это материальные, финансовые и интеллектуальные ценности, вкладываемые в различные виды деятельности и объекты с целью получения прибыли или иного эффекта (социального, экологического).

Субъекты инвестиционной деятельности:

¢ инвесторы;

¢ субинвесторы;

¢ участники.

Объекты инвестиционной деятельности: основные и оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности и др.

Инвестиции класифицируются по различным признакам:

 - по объекту инвестирования (реальный, финансовый, интелектуальный)

 - по характеру участия в процессе инвестирования (прямые, непрямые)

 - по цели осуществления (вынужденные инвестиции, для сохранения позиции на рынке, для обновления ОПФ, для экономии текущих затрат, для увеличения доходов)

Источники финансирования инвестиций:

 - собственные (чистая прибыль, амортизационные отчисления)

 - привлеченные (эмисия акций, государственное целевое инвестирование, инвестиционные взносы)

 - заемные (эмисия облигация, кредиты)

Инвестиционная политика– это комплекс хозяйственных подходов и решений, определяющих структуру и направления использования инвестиций.

Ориентация ИП - обеспечение приоритетов развития предприятия и повышение эффективности его работы.

Направления инвестиционной политики:

¢ инвестирование с целью получения доходов в виде процентов и дивидендов (политика доходов);

¢ инвестиции с целью получения доходов за счет разницы в цене приобретения и реализации активов (политика роста).

 

 

59. Методы оценки экономической эффективности инвестиций.

                            При оценке эффективности инвестицийопределяются:

¢ коммерческая эффективность - финансовые последствия реализации проекта для его участников;

¢ бюджетная эффективность - финансовые последствия реализации проекта для государственного, регионального и местного бюджетов;

¢ народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая соотношение затрат и доходов при реализации проекта.

                            Статический метод

РI= ПЧ.СГ *100 / I ,

ТОС= I/( ПЧ.СГ + АСГ),

где РI - рентабельность инвестиций; ТОС - срок окупаемости; I– объем инвестиций в проект; ПЧ.СГ, АСГ – соответственно среднегодовые чистая прибыль и амортизационные отчисления.

Инвестиции эффективны, если:

РIr(ссудный процент);

ТОС  ≤ ТН  (согласованный срок возврата кредита)

                                

 

60. Динамический метод оценки эффективности инвестиций.

         Динамический метод

Основа – процедура дисконтирования.

Коэффициент дисконтирования:

bt = 1/(1+p)t,

где р – принятая норма дисконта.

р = r + S + R

где S, R – соответственно поправки на инфляцию и риски.

Коэффициент дисконтирования при непостоянной по годам норме дисконта:

bt = 1/∏(1+pt)

Процедура дисконтирования - умножение величины чистого дохода (чистая прибыль плюс амортизационные отчисления) t–го года (Дt) или инвестиций t–го года (It) на соответствующий коэффициент дисконтирования (bt):

ДДt = Дt ∙ bt;ДIt = It ∙ bt

1.Чистый дисконтированный доходt–го года (ЧДДt):

 

где Дt – дисконтированный доход t-го года.

Инвестиции эффективны, если на отрезке времени от срока окупаемости (Tод) до конца службы проекта ЧДДt> 0.

2.Динамический срок окупаемости (Тод)– время от начала инвестирования до момента, при котором ЧДДt= 0.

где t1 – номер последнего года с отрицательным ЧДД; ЧДДt1, ЧДДt2 - соответственно значения последнего отрицательного и первого положительного ЧДД

Инвестиции считаются эффективными, если

Тод<ТН

3.Внутренняя норма доходности – показатель, рассчитываемый нахождением нормы дисконта, при которой будущие поступления равны инвестициям.

В момент окупаемости инвестиций p′t = р. Инвестиции считаются эффективными, если на момент ликвидации проекта выдерживается условие:  

p′t ≥ (1,5 - 2) p

4.Коэффициент доходности (рентабельности):

В момент окупаемости инвестиций КДt= 1.

Если к моменту ликвидации проекта КДt>> 1, то инвестиции считаются эффективными.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...