Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 42. Понятие об опыте как методе. Классификация опытов по окружающему мир.




Опыт – это метод изуч-я объектов или явлений окруж-го мира в специально созданных искус-ных.  Классификации опытов: демонстрационные и лабораторные.

Демонстрационные опыты можно отнести к группе наглядных методов. Опыт проводится демонстрационно самим уч-лем в тех случаях, когда он связан с опасными для здоровья уч-ся приборами и вещ-ми или с использ-ем громоздкого оборуд-ия (с кислотой при определении свойств известняка, с огнем при изучении состава почвы).       Лабораторные опыты проводятся уч-ми по заданию и под руков-вом уч-ля. Они могут быть фронтальными, групповыми, индивидуальными.

По продолжительности опыты подразделяются на длительные и кратковременные.

Большое значение для успешного проведения опыта имеет его предварительная подготовка, включающая следующее:

• Проверку наличия оборуд-я. Если нет спец-но изготов-ого фабр-ого комплекта, то учитель подбирает необходимое оборуд-е к опытам самост-но.

При проведении опыта выделяют три этапа: 1) вводный, 2) непосредственное проведение опыта, 3) анализ полученных результатов и выводы.

На вводном этапе перечисляется оборуд-ие и используемые вещ-ва, поясняется, как составляется прибор, проводится беседа о технике безопасности и о гигиене рабочего места. При проведении опыта уч-ль комментирует каждое свое действие, если опыт демонстрационный.

Подведение итогов проделанной работы осуществляется в форме отчета учеников в виде беседы или связного рассказа, в кот-х уч-ки вспоминают цель проведенного опыта, перечисляют оборуд-е и вещ-ва, рассказывают, что наблюдали и какие получили результаты.

Целью проведения практических работ становится не только формирование знаний, как при проведении опытов, но и умений пользования приобре­тенными знаниями.

Практич-м работам и упраж-ям всегда предшествуют усвоение уч-ся теоре­тич-го матер-ла и четкая инструкция уч-ля.

 

                    

 

 

Вопрос 43. Методика проведения опытов при изучении свойств и состояния воды.

Вода существует повсюду - в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и над землёй, в почве. Много воды содержится в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. Вода - самое распространенное вещество в мире: она занимает три четверти поверхности нашей планеты, да и сами мы - водные существа, так как примерно на 70% состоим из воды.  Вода – единственное вещество на Земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном (вода, лед и водяной пар).

Свойства воды:  прозрачная, бесцветная, без запаха, текучая, принимает любую форму, в кот-ю её налить, может замерзать, может испаряться, вода расширяется и сжимается, растворяет вещ-ва.

 При замерзании все вещ-ва сжимаются, а вода наоборот – расширяется.

ОПЫТ: Налить воду в бутыль ровно столько, чтобы выливалась из горлышка, и, плотно закрыв крышкой, поставить на мороз. Ч/з некот-е время вода в бутыле замерзнет, а бутыль разорвётся на куски. Ледышка в форме бутыли оказалась шире самой бутыли. Значит, вода при замерзании расширяется.

ОПЫТ: Налить воду в колбу с длинным узким горлышком (t воды около 20 0С) и отметить уровень воды в колбе маркером, далее нагреть колбу (t воды около 80 0С). После нагревания уровень воды в колбе стал выше. Значит, вода расширяется при нагревании. Если продолжить нагревать колбу с водой, то вода постепенно испариться - это еще одно свойство воды (свойство испаряться).

Вода испаряется под действием тепла и конденсируется при охлаждении - это очень важное свойство воды, на основании кот-го происходит процесс круговорота воды в природе, люди получают пресную, очищенную воду.

Не менее важным свойством воды является свойство растворять различные вещества. Растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Вода - растворитель.

ОПЫТ: В один стакан положить немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо перемешать воду в стаканах. Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом и песком мутная. Соль и сахар растворились в воде. Это доказывает, что вода – растворитель. В третьем и четвертом стаканах вода стала мутной от мела. ОПЫТ Очистка воды. Приготовить стакан с мутной водой, пустой стеклянный стакан, фильтровальную бумагу, стеклянную воронку и палочку. Согнуть фильтр вчетверо. Вставить в стеклянную воронку фильтр и опустить в пустой стакан. По стеклянной палочке осторожно лить воду в воронку. Такая очистка получила название фильтрование. Хорошим фильтром является обычный песок.

Выводы: 1) Вода – это жидкость, которая имеет свойства;

2) Существует три состояния воды: твёрдое, жидкое и газообразное;

3) Вода переходит из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное;

Организм человека, животных, растений состоит по большей части из воды, поэтому вода необходима для всего живого на Земле.

Вопрос 44. Основные формы и методы работы, используемые на уроках окружающего мира.

Активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, походы и экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, наблюдения, творческий труд.

Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Технология проектного обучения овладение общими умениями и навыками в процессе творч-й самостоятельной работы.

Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Работая в парах, группах, участвуя в учебных дискуссиях и дебатах, учащиеся вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Ведущий метод – общение.

Игровые технологии.

Можно выделить пять основных групп: 1) настольные игры; 2) дидактические игры; 3) сюжетно-ролевые игры; 4) игры-путешествия; 5) интеллектуальные игры

Моделирование

Например, при изучении темы «Планеты Солнечной системы», ребята при помощи картона и пластилина изображают Солнечную систему.

Наблюдение

Проводится во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы.

Проведение опытов

Например, в первом классе – по теме «Распускание почек на ветках растений», во втором – «Развитие растения из семени», «Снег и лед»; в третьем – «Свойства воды» и т.д.

Таким образом, благодаря использованию АФО ребята

Учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, решать учебную проблему, у них развиваются способности к самосовершенствованию и умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...