Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экспертная оценка результатов проектной деятельности
Выявление дизайнерского уровня изделий начинается с типологического деления объектов разработки на две основные группы. Первая группа — поисковые дизайнерские разработки, проекты, макеты, промышленные образцы, изделия, выделяющиеся среди остальных оригинальностью, новизной и художественно -образным решением. Своим видом они демонстрируют новый взгляд дизайнеров на изделия, функцию, эстетику формы. Новизна дизайнерского решения в этом случае характерна прежде всего для принципиально новых изделий, выполненных по прогрессивной технологии или из новых материалов. Техническое совершенство и потребительская ценность таких изделий, естественно, должны соответствовать мировым требованиям. Вторая группа — изделия массового промышленного производства, имеющие высокую потребительскую ценность (техническое совершенство, полезность, удобство и безопасность пользования, экономичность и т.п.) и эстетически совершенную форму (художественная выразительность, рациональность и целостность композиции). Эти изделия конкурентоспособны на мировом рынке и пользуются устойчивым спросом у потребителя. Определив таким образом объекты разработки, можно представить общие требования к дизайну каждой группы изделий. В настоящее время действуют два основных подхода к определению дизайнерского уровня изделий. Первый выявляет новизну и художественно-образную выразительность дизайнерских разработок в сравнении с лучшими мировыми достижениями, второй оценивает дизайн изделий массового производства. Сама процедура оценки новизны и художественной выразительности дизайнерских разработок включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный На первом этапе члены экспертной комиссии знакомятся с дизайнерскими разработками и документацией к ним (назначение изделия, технические характеристики, потребительские свойства и т.д.). При необходимости они консультируются со специалистами по интересующим их вопросам. Члены комиссии получают также необходимую информацию об этапах и процедурах проведения оценки, обсуждают и уточняют порядок работы комиссии. На основном этапе каждый член комиссии анализирует представленные разработки, оценивает их достоинства и недостатки. Цель анализа — выявление мнений и позиций экспертов по каждой представленной разработке. В зависимости от вида изделий и реализуемого в проекте авторского замысла в качестве основной темы (проблемы) дизайнерского решения может выступать какой-либо ведущий критерий, например идея новизны функции или формы, оригинальность ассоциативного образа, своеобразие стилевой трактовки и др. В этих случаях представленные разработки целесообразно подразделять на группы в соответствии с ведущим критерием оценки. Безусловно, процесс оценки у каждого эксперта имеет индивидуальные черты, поэтому рекомендации по ее проведению носят обобщающий характер. На практике эксперты применяют несколько приемов такой оценки. Один прием — эксперт с первого взгляда на представленную разработку эмоционально и интуитивно-убежденно определяет ее дизайнерский уровень (высокий, средний, низкий). Основание — предшествующий опыт, профессиональные навыки и развитый художественный вкус эксперта. Ему остается лишь уточнить некоторые детали и аргументированно сформулировать обоснованность выносимой оценки. Такой метод можно назвать методом «целостной интуитивной оценки». Другой прием — эксперт не может сразу установить действительный дизайнерский уровень представленной разработки. В этом случае он может использовать два способа оценки, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Первый способ — способ «проектной продукции» — заключается в том, что эксперт ставит перед собой вопрос, как бы он сам вел разработку такого проекта, исходя из заданных требований и условий, и к какому бы результату в итоге пришел. Второй способ можно назвать способом «метаморфозы» или «сценарного перевоплощения». Цель эксперта — более глубокое и последовательное проникновение в авторский замысел проектной разработки. Эксперт сознательно встает на позицию автора проекта и, как бы следуя за ним по этапам разработки, стремится раскрыть основную идею автора, а затем анализирует, какими средствами и методами эта идея-замысел воплощается в проекте. Завершается основной этап экспертизы голосованием (открытым или тайным) членов комиссии по представленной разработке. На заключительном этапе эксперты обсуждают результаты голосования, принимают согласованные решения о дизайнерском уровне разработки в сравнении с лучшими мировыми достижениями. Процедура определения соответствия дизайнерского уровня изделий массового производства лучшим мировым достижениям также может быть подразделена на три этапа. На подготовительном этапе эксперты знакомятся с объектами анализа и материалами к ним. Если объекты требуют более пристального изучения, из состава комиссии выделяют ведущих экспертов, которым поручают детально рассмотреть представленные разработки и доложить выводы на заседании экспертной комиссии. Сбор информации о лучших образцах оцениваемой продукции осуществляют также эксперты. Важнейшая операция основного этапа — оценка дизайнерского уровня изделия в сравнении с лучшими мировыми достижениями, зафиксированными в базовых образцах. Оценочные суждения экспертов основываются на анализе структуры и формы изделий, их потребительских свойств, эстетической ценности. В зависимости от задач оценки устанавливается метод ее проведения: дифференциальный или комплексный. Комплексная оценка может применяться в двух вариантах: целостная и с использованием средневзвешенного показателя. Каждый член комиссии выносит оценку по каждому показателю и передает бланк с результатами и указанием весомости показателей в рабочую группу. На заключительном этапе оценки обрабатывают и получают обобщенное суждение экспертной комиссии. Рабочая группа обрабатывает результаты индивидуальных оценок, при необходимости определяет обобщенный показатель и докладывает итоги на заседании комиссии. Результаты оценки считаются предварительными, так как после проведенного обсуждения представленных на рассмотрение материалов эксперты имеют право внести поправки в свои оценки. Лишь после этого принимается и утверждается решение о степени соответствия дизайнерского уровня изделия лучшим мировым образцам.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |