Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция: Великие реформы второй половины XIX века.




       Крепостное право в России определяло все уровни власти в стране: устройство местной администрации, судебную и армейскую системы, просвещение. Поэтому после освобождения крестьян сформировалась необходимость изменить организацию указанных сфер государственного устройства. Эта необходимость сопровождалась и подталкивалась тем, что в обществе начало формироваться мнение о необходимости создания бессословных представительных органов. В ходе буржуазных реформ 1860-1870гг. были созданы лишь местные представительные органы. Тем не менее, они сыграли значительную роль в общественном развитии пореформенной России и формировании традиций российского парламентаризма.

       I. Земская реформа. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала Земская реформа, которую можно назвать второй по важности после Крестьянской реформы 1861г. 1 января 1864г. было утверждено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения - земства. Каждые 3 года представители разных сословий избирали уездное земское собрание (от10 до 96 гласных), а оно посылало депутатов в губернское собрание (15-100 гласных). Собрания формировали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных - проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия - землевладельческая - состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. рублей. Вторая курия - городская - объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 тыс. руб. Третья курия - курия сельских крестьянских обществ - были многоступенчатыми. (т.к. крестьянство составляло 97 % населения, то задачей правительства было как можно дальше отдалить эту многочисленную категорию от властных функций, поэтому помимо принципа имущественного ценза были введены сложные подчас непонятные для крестьянских общин, многоступенчатые выборы. Такая система позволила сделать представительство крестьянских обществ очень малочисленным и фактически вытеснило это сословие из системы управления. К тому же, степень вмешательства земских органов власти в местное управление, по сути, было незначительным и касалось хозяйственных вопросов). Земства избирались на 3 года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы. Собрания гласных проходили 1 раз в год. В их компетенцию входило распределение государственных и утверждение налогов, местное хозяйство, медицина, образование. В конце 70-х гг. XIX века земства были введены в 35 (европейских) из 59 губерний России, при этом дворяне составляли подавляющее большинство гласных. У системы земского самоуправления не было своих органов принудительной власти - земским чиновникам приходилось обращаться к губернатору или к полиции, что в значительной степени делало новую систему централизованной. Главной проблемой земств, помимо ограниченной компетенции, было скудное финансирование, которое осуществлялось за счет местных налогов, что также снижало эффективность новой системы местного самоуправления. Но работа в земствах способствовала развитию российской интеллигенции. С развитием местного управления нового типа служащие земств и часть земского дворянства составили земское либеральное движение, главным требованием которого было создание центрального земского учреждения и расширение прав и полномочий земств. Опасаясь возникновения на этой почве оппозиции, правительство не допускало контактов между земствами разных губерний (причем не только политических, но и вводило запрет на создание, например, совместных земельных или кредитных банков или на организацию совместных изданий). Губернаторам поручалась цензура земских докладов, но (или министр внутренних дел) также имел право отменить постановление земского собрания. Т.О., земская реформа стала половинчатым, хотя и неизбежным для нового российского общества со свободными крестьянами мерой, действие которой правительство постоянно ограничивало опасаясь формирования внутри земской среды общественного движения.

       II. Городская реформа. Подготовка к городской реформе началась в 1861г. Проект, представленный в 1864г., обсуждался долго и переделывался. Основной причиной по которой правительство не торопилось с введением городского управления нового типа стали его опасения превращения городских дум в политически активную силу, которая могла со временем составить альтернативу централизованной системы монархической власти. "Городовое положение" было утверждено 16 июня 1870г. В городах создавалась бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу производились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, плативший другую треть налогов, в третью - все остальные. Каждое собрание избирало третью часть от установленного для города числа гласных в городскую думу. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей. В компетенцию городского управления входило: благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой сроком на 4 года, как и сама дума, утверждался губернатором или министром внутренних дел, которые имели право приостанавливать решения городской думы. К 1892г. новая система городского управления была введена в 621 из 707 российских городов.

       III. Судебная реформа. 20 ноября 1864г. была проведена судебная реформа - наиболее последовательная из всех буржуазных реформ 60-гг. XIX века. Прежние суды были сословными, следствие велось полицией, использовались пытки. Суд велся негласно при отсутствии защиты обвиняемого, на основании канцелярских сведений о деле. Судебная реформа вводила общие судебные учреждении для всех сословий с общим порядком судопроизводства. В России утверждались: суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства (т.е. институт адвокатуры и частичная презумпция невиновности), равная ответственность всех сословий перед судом, независимость суда перед администрацией. Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводилось два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты (их было по одной на несколько округов) рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. Окружные суды и судебные палаты составляли так называемый коронный суд, где обязательно существовала система "адвокат - прокурор". Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза (2тыс. руб. в столицах) или годового дохода (не менее 200 руб), а также ценза грамотности и оседлости. Судьи общих судов назначались царем, были включены в систему государственного делопроизводства и получали высокие денежные оклады. Предварительное расследование было передано из ведения полиции особым чиновникам - судебным следователям. Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных высших чиновников. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался Императором в исключительных случаях. Новые судебные уставы распространились на 44 губернии и вводились в течение 30 лет. В 1863г. был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам гражданских и военных судов (кроме судов по политическим делам). От телесных наказаний полностью освобождались и женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных, и для штрафных солдат.

       IV. Реформа армии и флота. Подготовка реформ в армии началась еще до крымской войны. Инициатором реорганизации армии был великий князь Константин Николаевич - глава морского ведомства. Он и его ближайшие сподвижники из высших чинов русской армии разработали ряд проектов, по которым в 60-е гг. XIX века проводилась военная реформа. Более 10 лет реформы в армии проводил Д.А.Милютин - военный министр с 1861 по 1881гг., брат автора крестьянской реформы. Хронологически реформа армии охватывала период с 1862 по 1874гг. Реформа началась с реорганизации системы управления армией. Оно было централизовано и упорядочено, страна была разделена на 15 военных округов, которые непосредственно подчинялись военному министру. Военные суды, учебные заведения (военные гимназии и юнкерские училища) сближались по своему устройству с гражданскими учебными заведениями, были реорганизованы военное министерство и главный штаб. За три года с 1864 по 1867г. численность армии снизилась (с 1132 тыс. до 742тыс. чел) но сохранился прежний военный потенциал. В 1865г. началась военно-судебная реформа - вводились принципы гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е гг. по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска. Т.О., в течение 70-х гг. XIX века завершилось техническое переоснащение армии. Военные теоретики М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А.Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделяющие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, куда принимались лица всех сословий. После долгих дебатов в Главном штабе, 1 января 1874г. был утвержден Устав о воинской повинности, изменивший систему комплектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения достигшего 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы соответственно 7 и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию - 1,5 года, выпускники вузов - 6 месяцев. Неграмотных призывников обучали бесплатно во время службы, что стимулировало рост образования в стране. Солдатская служба из сословной повинности превращалась в исполнение общегражданского долга. Результатом реформы стало создание небольшой армии со значительным обученным резервом на случай войны. 

       V. Реформа финансов. Убытки от Крымской войны, выкупная операция после ликвидации крепостного права, переустройство судебной, армейской и всей системы народного хозяйства требовали упорядочить и преобразовать финансовую систему и как можно скорее пополнить казну. Основной мерой в решении финансового вопроса стало введение точного учета и публикации государственных расходов и доходов (бюджета). Винные откупа, при которых частные лица покупали у казны право на продажу вина в определенных кругах, заменялись акцизной системой - все, кто хотел, могли торговать вином, платя казне определенный налог. В рамках финансовой реформы учреждались также Государственный банк и Государственный контроль в качестве независимой ревизионной инстанции.

       VI. Реформа просвещения и образования. Перемены в экономике, введение новой судебной системы и земской организации местной власти требовали развития науки и увеличения числа образованных людей. В 1863г. был введен новый университетский Устав, который вернул университетам отобранную при Николае I университетскую автономию. По новому уставу вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. Университетский совет стал сам решать все научные и учебные вопросы, а представитель правительственной администрации - Попечитель учебного округа - лишь наблюдал за работой Совета. Студенты, в отличие от профессуры, корпоративных прав не получали, это со временем вело к частым студенческим волнениям. В 1864г. был издан Гимназический Устав, который ввел равенство при получении среднего образования представителей всех сословий и вероисповеданий. Учреждалось 2 типа гимназий: в классических глубже изучались гуманитарные дисциплины, в реальных - естественные науки. Появилась средняя и высшая школа для женщин. Положение О начальных училищах 1864г. вверяло народные школы совместному ведению государства, обществ (т.е. земств и городов) и церкви.

       Мероприятия по реорганизации в сфере печати также отличались либерализмом. В 1865г. была отменена предварительная цензура для книг и столичной прессы. Указ распространял карательную цензуру (когда наказывали за уже опубликованные материалы. Наказание представляло собой либо судебное разбирательство либо административное взыскание,(после трех взысканий газета или издательство закрывалось). Для провинциальной печати и массовых народных изданий цензура сохранялась. Осталась и особая духовная цензура.

       Некоторые мероприятия в сфере просвещения касались и духовного ведомства. С введением Великих реформ ликвидировалась сословная замкнутость православного духовенства в той целью, чтобы священниками становились не по наследству, а по призванию и личному выбору. Духовные академии и семинарии по своей структуре сближались со светской школой. В церковную организацию вводились начала выборности и самоуправления. Правительство расширило права иностранцев, старообрядцев и сектантов.

       Итоги Великих реформ. Мероприятия 1860-1870гг. значительно изменили облик и состояние России. Современники называли реформы этого периода "Великими", в современной исторической науке есть мнение, что это была своеобразная "революция сверху". Проведенные реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в России. Вместе с тем они изменили социальную и политическую жизнь в стране. Миллионы бывших крепостных с получением гражданских прав включились в общественную и экономическую жизнь. В целом эти изменения носили либеральный характер. Проводя реформы 60-70-хгг., самодержавие ориентировалось на западные страны: 1860-1870гг. для многих стран были временем модернизации (отмена рабства и гражданская война в США 1861-1865гг.), начало европеизации Японии ("революция Мэйдзи" 1867-1868гг.), завершение объединения Италии (1870) и Германии (1871). Административный и общественный строй России, сохранив немало пережитков, все же стал гораздо гибче, ближе к европейскому укладу, к требованиям времени. Новая судебная система укрепила гражданский порядок, благодаря земствам в деревне появились врачи, агрономы, ветеринары, новые школы, начали проводиться статистические исследования. Но избранный правительством путь "преобразований сверху" был противоречив: реформы не затронули основы самодержавной системы государственной власти, которой по своей сути были чужды либеральные реформы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...