Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 13. Древний Восток: государство и общество
Знакомство с важнейшими событиями древневосточной истории, с судьбами многочисленных древних обществ и государств дает немало материала для социологического и антропологического анализа, для раз-мышлений историко-философского (историософского) характера. Анализ и размышления такого рода в наше время весьма важны и актуальны, ибо для специалистов ныне уже совершенно очевидно, что эвристи-ческие потенции до недавнего времени господствовавшей в отечественной историографии пятичленной схемы формации явно исчерпаны: мир не укладывается в примитивную истматовскую схему, сконструиро-ванную на рубеже 20—30-х годов нашего века. К основным недостаткам пятичленной концепции (перво-бытность — рабовладение — феодализм — капитализм — социализм) относятся не только безоснователь-ный приоритет, отданный марксистскому социализму, но и явное невнимание к особенностям развития в неевропейском мире, и в частности к историческому процессу на Востоке, как древнем, так и современном. Видимое удобство схемы, ее простота и доступность для любого на деле лишь мешает увидеть реалии ми-ровой истории. В чем же эти реалии, что в первую очередь бросается в глаза при самом общем, ретроспективном взгля-де на Восток в древности — на его долгую историю, столь богатую различного рода событиями, на его эко-номические принципы существования, от форм ведения хозяйства до форм извлечения избыточного про-дукта и его редистрибуции, на особенности его едва вышедшей из первобытности социальной структуры с ее общинными традициями и явственной тягой к корпоративности, на религиозные идеи и связанные с ни-ми социальные ценности, нормы бытия и поведения, установочные стереотипы мышления и восприятия мира, наконец, на свойственную ему систему политической администрации, столь привычно воспринимае-мую, особенно на фоне свобод античного мира, в качестве «восточной деспотии»? Что здесь подтверждае-мая фактами реальность и что — миф, связанный с априорными постулатами типа «рабовладельческой» формации? И наконец,— а это особенно важно для данной книги,— что из древневосточного наследия со-хранилось и составило фундамент всего так называемого традиционного Востока, еще далеко не отошедше-го в прошлое и в наши дни, и что было характерно только для древности и ушло в прошлое вместе с ней? Вопросов подобного типа можно поставить достаточно много, но все они в конечном счете фокусиру-ются в одной точке: в чем сущность отношений, сформировавшихся в складывавшихся на основе общинной первобытности древневосточных обществах, и как эти отношения вписывались в традиционный характер власти и определяли типичные формы господства и подчинения. Иными словами, как реалии древневос-точной истории сочетаются с высказанным и обоснованным в начале книги тезисом о господстве принципа власти-собственности и централизованной редистрибуции в неевропейском мире, и в частности на Восто-ке? Как конкретно проявил себя этот генеральный принцип в его наиболее ранней древневосточной моди-фикации? Формы ведения хозяйства До начала процесса приватизации во всех ранних государствах и протогосударствах существовала лишь одна форма ведения хозяйства, которую можно было бы назвать общинно-государственной. Корни ее вос-ходят по меньшей мере к неолитической революции (в некоторых отношениях уходят много глубже), а сущность вкратце сводится к тому, что коллектив производителей, земледельцев и скотоводов, традицион-но относится к средствам производства и ресурсам как к своим, т. е. владеет ими, тогда как распоряжается этим общим достоянием от имени коллектива его глава, от старшего в семье и клане или старейшины об-щины до племенного вождя и государя. В ранних государствах в зависимости от обстоятельств этот гене-ральный тип хозяйства варьирует, порождает ряд модификаций. Так, в Египте необходимость строгого ре-гулирования сельскохозяйственного процесса уже на самом раннем этапе существования государства при-вела к тому, что общинная структура едва ли не полностью растворилась в централизованно-государственной, храмовой форме ведения хозяйства. В Индии, напротив, исторический ход развития, свя-занный с социально определяющей и регулирующей ролью варново-кастовой системы, вел к возникнове-нию исключительно прочной и внутренне саморегулирующейся общины, автономное функционирование которой делало ненужным разветвленный аппарат администрации. Эти две модификации — своего рода крайность, полюса, между которыми находились все остальные, от шумерской до китайской, в которых обычно достаточно гармонично сочетались общинные формы хозяйства с государственными (в форме об-работки больших казенных полей в Китае или храмовых земель на Ближнем Востоке). В целом, однако, речь идет именно о модификациях единой формы хозяйства. Единство этой генеральной формы в том, что земледельцы имеют наследственно гарантированное право и обязанность обработки земли и использования нужных им ресурсов, от воды и пастбищ до леса, рыбы, дичи и т.п. В то же время право владения и распоряжения землей и ресурсами, постепенно трансформи-рующееся в право собственности (власти-собственности), находится в руках оторванного от производства пищи аппарата власти, от храма до государства. Материальным выражением признания этого права являет-ся выплата коллективом производителей избыточного продукта представителям власти. Эти выплаты могут иметь различную форму (труд представителей коллектива на общих полях или полях храма; выделение час-ти или определенного фиксированного количества урожая; отработки типа трудовой повинности и т. п., вплоть до казарменно-коммунистических структур), но в любом случае политэкономически представляют собой ренту-налог, за счет редистрибуции которой только и могло существовать неевропейское государст-во. Выплаты в казну, т. е. рента-налог во всех ее формах с последующей ее редистрибуцией,— это не только материальное выражение факта существования высшего права и генерального принципа власти-собственности, но также и та материальная основа, на которой существует и само государство как система институтов, и все развитое общество, уже достаточно прочно базирующееся на основе постоянного обмена деятельностью, т. е. общество, состоящее как из земледельцев, так и из ремесленников, жрецов, админист-раторов, воинов, необходимой сферы обслуживания (слуги и рабы) и т. п. Каждая из этих категорий лиц делает свое дело и необходима для нормального функционирования усложненного общества и государства. Каждая из них вносит свой вклад в существование такого общества и каждая получает за это необходимые средства для существования. И хотя и вклады, и средства зависят от степени значимости труда той или иной категории лиц, так что о равенстве внесенных вкладов и полученного взамен эквивалента речи нет (и по количеству, и по качеству труда люди в сколько-нибудь развитом обществе всегда различались, разли-чаются и будут различаться), в то же время нет еще оснований говорить об эксплуатации одних другими. Речь пока идет только о взаимном обмене деятельностью и, можно добавить, взаимовыгодном для всех об-мене, ибо в конечном счете гарантируется стабильность существования, что само по себе, как и духовный комфорт, стоит немалого. Такой взаимообмен в рамках вынужденного сосуществования при исторически сложившейся форме хозяйства был необходим структуре в целом. Процесс приватизации, в различных древних обществах протекавший по-разному и даже в разное время (в Шумере весьма рано, в Египте сравнительно поздно, в Индии достаточно вяло, в Китае весьма энергич-но), внес немало изменений в экономику. Наряду со старыми формами ведения хозяйства появились новые, принципиально иные, основанные на частной собственности и рыночном обмене, знакомые с товарно-денежными отношениями и способствовавшие обогащению отдельных лиц и групп населения. Речь идет о частной земельной аренде, наемном труде, о работе производителей, прежде всего ремесленников, на ры-нок и на заказ, о купле-продаже и игре на разнице цен, наконец, о ростовщичестве, долговой кабале и т. п. Здесь, в этой сфере хозяйства, всегда доминировал свой закон: имущий противостоит неимущему и исполь-зует его труд. Как же стали сочетаться и сосуществовать обе сферы, обе формы ведения хозяйства? В принципе все происходило достаточно гармонично, хотя порой и по-разному, в зависимости от об-стоятельств. Так, например, индийская община легко и безболезненно приспособилась к такому сосущест-вованию. Сочетание элементов частнособственнического хозяйства с традиционными отношениями, освя-щенными варново-кастовыми нормами, привело к формированию той весьма специфической внутриоб-щинной системы взаимных услуг, которая в науке получила наименование джаджмани. Приспособилась к новым условиям и традиционная китайская община, где аренда и найм стали привычной нормой, как, впро-чем, и долговое рабство, ростовщичество. Болезненно шел процесс в ряде обществ Ближнего Востока, осо-бенно в Египте. Но в конечном счете приспособились и они. К сказанному стоит добавить, что основной сферой новой формы хозяйства стал город — средоточие ремесла и торговли, место обитания богатых к знатных особенно причастных к власти. Дело в том, что процесс приватизации, приведший к формированию новых форм ведения хозяйства, ед-ва ли не в первую очередь затронул социальные верхи, власть имущих. Эффект престижного потребления был мощным стимулом быстрого развития приватизации и связанных с ней форм личного обогащения, к чему верхи стремились в первую очередь. Не только весь избыточный продукт земледельцев стекался в го-рода, где он после редистрибуции почти целиком и оставался. В городах концентрировался также и избы-точный продукт ремесленников. Здесь же сооружались монументальные строения — плод тяжелого труда привлеченного к повинностям населения. Ну и, конечно, в городах оседала немалая доля того продукта и труда, который изымался в сфере частнособственнического хозяйства и шел в карманы богатеющих собст-венников — основная часть их тоже жила в городах. Как известно, многие из больших городов со временем превратились, как например Вавилон, в признанные центры мировой транзитной торговли, для обслужива-ния нужд которой там существовали многочисленные торговые дома, кредитные конторы и т. п. Если говорить о более специфических формах ведения хозяйства в древневосточных обществах, то од-ной из них со временем (примерно со II тысячелетия до н.э.) стало кочевое скотоводство. Суть этой формы мало отличалась от земледельческой — те же формы владения и пользования, но не только землей, т. е. па-стбищами, или ресурсами, главным образом, источниками воды, но также и самим скотом. Однако сущест-вовала и жесткая специфика: кочевые общества были слаборазвитыми, находились в основном на стадии протогосударства и нуждались в постоянном взаимообмене продуктами с оседлыми. Этот последний важ-ный фактор сыграл существенную роль в исторических событиях: вспомним массированные волны аравий-ских кочевников — амореев, арамеев и др., захлестывавшие время от времени очаги ближневосточной ци-вилизации. Впрочем, оседая, кочевники обычно быстро трансформировались в земледельцев, а их первона-чальные зоны обитания занимали другие племена, за счет которых потенциально формировались новые волны. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |