Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Генезис надобщинных политических структур
Полевые обследования антропологов позволяют реконструировать процесс генезиса первичных надоб-щинных структур на примере замкнутых анклавов, будь то Тробриандские острова или Полинезия, а также некоторых африканских общностей. Механизм здесь примерно одинаков: в ходе соперничества лидеров соседних общин наиболее удачливый берет верх и подчиняет себе остальных, превращая их в повиную-щихся ему руководителей управлявшихся ими прежде коллективов, которые выступают теперь по отноше-нию к возникающему протогосударству в целом в качестве его региональных подразделений. Но одно дело — процесс в замкнутом анклаве, другое — в реальности древнейшего исторического прошлого. Иными словами, если в стерильной обстановке процесс мог и подождать, пока общность окончательно созреет для интеграции, при условии, что ничто извне этому не мешает и никак в это не вмешивается, то в древневос-точной реальности, где складывались первые известные науке протогосударства, такого рода условий не было. Значит, нужно реконструировать обстоятельства, которые могли способствовать процессу. Именно этим и занимались многие исследователи на протяжении долгих десятилетий, еще со времен Г. Мэна и Л.Г. Моргана, предложивших в прошлом веке свои варианты. Современная наука исходит из того, что возникновению первичных надобщинных структур способство-вал комплекс необходимых условий. Так, исходным фактором первостепенной важности была оптимальная экологическая среда. Такого рода экологический оптимум лучше всего проявил себя в долинах великих рек, расположенных в теплом и мягком климате, с плодородными почвами и регулярными либо спорадически удобряющими их разливами. Второй необходимый фактор — достигнутый обществом определенный уро-вень производства, включая рациональное использование ресурсов, регулярный обмен с соседями, коопе-рацию и координацию труда и, как следствие всего этого, устойчивый и имеющий тенденцию к возраста-нию избыточный продукт. Фактор третий — необходимый демографический оптимум, т.е. определенная плотность населения, даже давление населения в условиях хорошо заселенного окружающего пространства. Когда это давление достигает определенной критической точки, создается импульс, некое силовое поле, резко убыстряющее процесс социально-политической интеграции. Именно центр зоны расселения, где плотность наибольшая, становится ареной ожесточенного соперничества соседних лидеров. В свое время были выдвинуты теории, авторы которых, например, Ф. Оппенгеймер, придавали решаю-щее значение в процессе генезиса государств войнам. Но подобные теории не могли объяснить, откуда и за счет чего возникали те мощные организационные структуры, без которых нет больших армий и войн. Не-удивительно, что в последние годы возобладала точка зрения, согласно которой войны и завоевания — не причина, а следствие возникновения надобщинных протогосу-дарственных образований. Это относится и к упоминавшемуся уже феномену военной демократии: если вообще можно говорить о нем, то лишь приме-нительно к более позднему этапу развития, да и то с оговорками. Значит ли это, что войны не играли вооб-ще никакой роли в процессе генезиса протогосударств? Это не так. Небольшие отряды воинов могли принимать участие в упомянутом процессе. Но они были лишь вспомогательным его моментом. Основа же сводилась к соперничеству лидеров более или менее мир-ными средствами. Истоки такого соперничества, восходившие в конечном счете к жажде престижа, автори-тета, были своего рода психологическо-поведенческим стереотипом, опиравшимся на престижную эконо-мику с ее реципрокными раздачами и централизованной редистрибуцией. Отдавая, лидер получал; получая, стремился ко все большему, для чего нужно было опять-таки суметь много отдать. Но где это взять? Специалисты, например, М. Харрис, отмечали, что такое, казалось бы, нерациональное потребление до-бра, как поедание либо уничтожение его в моменты раздач типа потлача, способствовало увеличению про-изводства и стимулировало рост производительности труда. Выражаясь иначе, лидер общины постоянно стремился к максимализации экономической функции своего коллектива. Вот эта-то генеральная задача максимализации экономической функции, ставшая перед амбициозным лидером, и играла роль в мобили-зации всех возможностей. Мобилизовав их в благоприятных обстоятельствах уже возникшего силового по-ля, объективно содействовавшего интеграции, лидер мог не просто унизить соперника при очередной щед-рой раздаче, но и раздавить его настолько, чтобы он вынужден был признать свою зависимость. Вот в ходе этого соперничества на его заключительном этапе и могла быть использована та небольшая военная сила лидера, которую он мог реализовать для закрепления своей новой позиции. Слабые соперники подчинялись сильному, богатому и щедрому, в результате чего создавалась благо-приятная обстановка для возникновения надобщинной политической структуры, протогосударства. Пер-вичное протогосударство, или простое протогосударство, вождество (англ. чифдом), — это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где нахо-дится резиденция вождя и его окружения. В функцию вождя входит создание эффективной системы адми-нистрации с целью добиться оптимальной организации производства и максимума избыточного продукта. Наряду с этим на передний план среди ведущих функций вождя выходит военная — та самая, о которой уже было упомянуто. Дело в том, что с момента возникновения первых первичных протогосударств (а их обычно возникало сразу несколько в том регионе, где для этого были условия и уже наглядно действовала сила примера) по-является и ожесточенное соперничество между ними. В этих условиях именно войны оказываются главным средством решения споров и реализации преимущества. Военная функция надолго становится одной из важнейших, что, собственно, и породило представление о всеобщем характере так называемой военной де-мократии как формы организации воинственной общности, существующей за счет грабежа других. Эта ор-ганизация, хорошо известная в разных районах мира (достаточно напомнить о викингах и варягах), была, однако, не столько правилом, сколько исключением (к слову, проблема демократии в ней тоже нуждается в специальном анализе): ведь для того, чтобы кого-то ограбить, с кого-то брать дань, нужно, чтобы этот «кто-то» уже существовал как более или менее развитая структура, способная производить достаточное количе-ство избыточного продукта и дорогостоящих изделий, которые и были предметом грабежа и дани. Поэтому речь идет не о вольном воинстве типа викингов, а о военной функции протогосударства, стремящегося с помощью войны присоединить к себе более слабого соседа и создать укрупненную систему протогосудар-ства. Укрупненная система мелких первичных протогосударств — это сложное или составное протогосудар-ство, имеющее иерархическую внутреннюю структуру и знакомое с определенным количеством оторван-ных от сельскохозяйственного производства групп администраторов, воинов, жрецов и обслуживающего верхи персонала (слуги, рабы, ремесленники). Что касается администраторов и воинов, то о них уже шла речь. Администраторы — это общинная выборная верхушка; воины — это группа профессионалов-дружинников, всегда готовая повести за собой всех остальных, способных носить оружие. Слуги и рабы принадлежат к числу неравноправных чужаков, чаще всего захваченных в ходе войн. Из их же числа, а так-же из числа собственных мастеров, если они имелись в коллективе, формируются профессионалы-ремесленники, прежде всего металлурги-кузнецы, продукт труда которых становится особенно важным с момента, когда неолитические коллективы вступают в век бронзы. Но едва ли не наиболее важной про-слойкой в формирующемся протогосударстве всегда были жрецы. Во всяком случае глава протогосударства часто одновременно был высшим жрецом-первосвященником. Почему? Власть в протогосударстве, как и в общине, была выборной, ибо иных форм ее замещения общество еще не знало. Но достигший высшей власти вождь, сполна вкусивший сладость этой власти, пользующийся всеми благами авторитета и привилегий, никогда не спешит с ней расстаться. Напротив, он старается ее ук-репить, добиться ее легитимизации, в чем заинтересован и коллектив: авторитарная власть вождя ведет к укреплению интегрирующих импульсов, призванных противостоять принципу убывающей солидарности, к ослаблению тенденции к региональной автономии, обузданию честолюбия местных лидеров и в конечном счете к соединению воедино всех включенных в рамки протогосударства. На практике сказанное означает, что добившийся власти лидер стремится закрепить эту власть за собой пожизненно, а коллектив этому спо-собствует. Но как это оформить? Вот здесь-то и приходит на помощь институт сакрализации власти. Вождь должен выступать как носи-тель божественной благодати, как могущественный посредник между миром живых и сверхъестественными силами, включая и всех умерших вождей. На службу возникающей в связи с этим более сложной религиоз-но-мифологической системе привлекаются все существовавшие до того колдуны и иные служители культа. Это не означает, что все религиозные системы возникали лишь с целью укрепить власть вождя. Но нет со-мнений в том, что формирование ранней религиозной системы было связано именно с сакрализацией лич-ности и должности вождя. Сакрализация должности вождя была важным моментом институционализации и деперсонализации его власти, постепенного превращения его из личности в символ. Престиж, авторитет и власть правителя стали восприниматься в коллективе как имманентная функция власть имущего и даже более того, как своего рода сакральное свойство вождя. Отсюда был только шаг до того, чтобы возникло представление о высшем по-кровительстве сверхъестественных сил, о божественной благодати, которая тем сильнее и больше, чем вы-ше стоит человек на социальной лестнице (полинезийская мана). В результате обладание сакральной благо-датью постепенно превращалось в свойство причастных к власти и их близких родственников. Эта кардинальная трансформация в системе взглядов, своего рода мировоззренческая революция, сыг-рала огромную роль в дальнейшем развитии ранних обществ и государств. Как упоминалось, сакрализация вождя была важным условием институционализации его власти, легитимизации его божественного права на власть. Власть становилась пожизненным правом, а выборы нового вождя — более редким явлением. И хо-тя принцип меритократии как первое и главное условие выбора, основной критерий отбора кандидатов еще не утратил своей силы, он должен был в новых условиях несколько измениться. Во-первых, потому, что сложность и многофункциональность административного бремени была теперь по плечу отнюдь не каждо-му, что к ней следовало готовиться загодя, едва ли не сызмальства. Уже одно это обычно ограничивало круг претендентов близкими к власти людьми, прежде всего родственниками и помощниками вождя. Во-вторых, среди этих людей обладающими наибольшей сакральной благодатью стали считаться прежде всего близкие родственники вождя. Вопрос теперь был в том, кто именно из этих близких родственников имел наиболь-ший шанс. Вначале это не было определено, и история многих протогосударств полна описаний ожесточенного со-перничества и борьбы за власть между ближайшими родственниками покойного — его братьями, кузенами, сыновьями, племянниками, что, естественно, сильно ослабляло структуру. Поэтому объективные потребно-сти стабилизации власти требовали упорядочения порядка наследования. Именно эта объективная потреб-ность и вызвала к жизни принцип конического клана с неравенством линий. До того все линии разраставшегося клана, возникавшего на базе той или иной семейно-родовой группы, считались равноправными, причем именно это равноправие и лежало в основе упоминавшегося принципа механической солидарности аморфных общин даже крупной этнической общности, состоявшей из множе-ства ветвей одних и тех же, первоначально немногих родственных кланов. Сущность нововведения своди-лась к тому, что в многочисленном клане правителя стала четко выделяться одна главная линия, шедшая от отца к одному из его сыновей, обычно старшему, тогда как все остальные начали восприниматься как боко-вые (коллатеральные). Главным критерием социального старшинства в иерархически организованном ко-ническом клане, структура которого была впервые наиболее полно описана П. Кирхгофом, стало считаться генеалогическое удаление от основной линии: с каждым поколением боковые линии уходили от нее все дальше, тогда как она сама, разветвляясь, создавала все новые боковые ветви, которые опять-таки посте-пенно от нее удалялись. И хотя даже после этого революционного нововведения процедура наследования далеко не всегда и не везде стала простой (нередко сыновья с помощью интриг боролись за благосклон-ность отца; играли свою роль и их матери в гареме), она, тем не менее, теперь уже достаточно строго опре-деляла приоритеты. Власть вождя стала наследственной в его семье, что сыграло огромную роль в деле стабилизации всей структуры. При этом личность вождя сделалась священной вне зависимости от его индивидуальных качеств и способностей, недостаток которых должен был восполняться опытом и знаниями помощников. Закреп-ленные же за семьей вождя привилегии и прерогативы теперь воспринимались всем коллективом как про-явление высшего божественного статуса его персоны и безусловного его права распоряжаться всем достоя-нием протогосударства или формирующегося, структурирующегося племени, становившегося протогосу-дарством. Вчерашний выборный вождь превращался, таким образом, в субъекта сакрализованной власти и высшей собственности, в священное «связующее единство» укрепляющегося коллектива. Собственно, на этом и заканчивается формирование протогосударственных обществ со всеми их вновь созданными институтами и усложнявшимися функциями. В заключение стоит дать обобщенную дефини-цию. Протогосударство (чифдом, вождество, племенное протогосударство) — это политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследствен-ной властью. Главной функцией этой структуры является административно-экономическая, отражающая объективные потребности усложняющегося общества. Структура знакома и с иными важными социальны-ми функциями—с военной, медиативной (судебно-посреднической), интегрирующей и т.п. Именно в рам-ках этой переходной по типу политической структуры ее вождь из вчерашнего слуги общества, старавшего-ся завоевать общественный авторитет и с его помощью трудиться на благо коллектива, начинает становить-ся над обществом, стремится подчинить общество себе и стать его господином. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 326. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |