Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Марксизм и отечественная историография о Востоке
Составить адекватное и тем более научно выверенное представление о Востоке, как древнем, так и со-временном, непросто по многим причинам. Но стократ сложнее добиться этого в условиях, когда не пред-взятый взгляд исследователя ограничен идеологическими шорами, принудительно навязываемыми каждо-му. Именно в таком положении долгие десятилетия находилась отечественная историография, которая вы-нуждена была смотреть на мир глазами не столько даже явно устаревшего учения прошлого века, марксиз-ма, сколько претендовавшей на истину и утверждавшей свои претензии грубой физической силой псевдо-научной дисциплины, созданной вульгаризаторами марксизма в нашем веке и получившей наименование исторического материализма (истмат). Хорошо известно, что истмат в нашей стране были обязаны изучать и сдавать все учащиеся, начиная со школьников-старшеклассников. Вульгаризмами истмата десятилетиями была пропитана вся наша наука, причем не только гуманитарная, общественная, что следовало бы считать в сложившейся в стране обстановке идеологического диктата само собой разумеющимся, но и весьма от нее далекая, например биология, а то и физика. И коль скоро дело долгими десятилетиями обстояло именно так, то неудивительно, что в умы наших современников засели и стойко там укрепились различные расхо-жие стереотипы истмата, будь то примитивное представление о том, что в древности повсюду были рабы и на труде рабов держался тогда мир, или еще более страшная мысль, что только насилием можно добиться царства свободы. Впрочем, истинным виновником этих и многих иных ложных стереотипов, на которых воспитаны поколения людей, был все же не истмат. Начать следует с Маркса и марксизма. Маркс, марксизм и Восток Учение Маркса в нашей стране известно хорошо, что избавляет в рамках предлагаемой работы от по-вторения его положений. Стоит остановиться лишь на самых основных его позициях, сыгравших решаю-щую роль в судьбах, в частности, нашей многострадальной страны. Занимаясь политэкономическим анали-зом современного ему западноевропейского общества, Маркс в середине прошлого века пришел к выводу, что капитализм как социально-экономический строй запутался в противоречиях и должен погибнуть. А так как сам себя он уничтожать, естественно, не захочет, то это должен сделать его могильщик, пролетариат, который с помощью силы («насилие — повивальная бабка истории») обязан в огне революции ликвидиро-вать класс капиталистов и тем самым освободить человечество, открыв перед ним двери свободы, прежде всего экономической, т. е. свободы от эксплуатации со стороны частного собственника, капиталиста, и светлого будущего. Светлое будущее в учении Маркса было названо социализмом, а суть его была опреде-лена опять-таки через посредство социально-экономических, политэкономических категорий. Это должно быть общество без классов и без эксплуатации человека человеком, общество без рынка и частных собст-венников. Рынок, собственники, эксплуатация, капитализм — все эти понятия были жестко взаимосвязаны в по-литэкономической системе марксизма и осуждены им. Взамен предлагалось общество без этих социальных и экономических явлений. Какое общество, что такое социализм — на эти вопросы Маркс четкого ответа не дал, полагая, что будущее покажет. Главное — начать. Справедливости ради важно заметить, что марксизм строил все свои схемы и выводы на основе анализа западноевропейского капитализма и что Маркс и Эн-гельс к концу жизни видели, что история Западной Европы в XIX в. явно шла не в том направлении, как то предсказывалось марксизмом. Не удивительно, что последователи Маркса и Энгельса, их ближайшие уче-ники и преемники, начиная с Э. Бернштейна и К. Каутского, выбрали иной путь, путь социал-демократический, который в XX в. сыграл свою позитивную роль в реформировании капитализма образца IX в. Иначе сложилась судьба Восточной Европы. Несколько отставая в развитии и жадно внимая передовым учениям Запада, Восточная Европа и прежде всего Россия легко заимствовали в конце прошлого века мар-ксизм. Марксизм в России, которая исстари была более восточной, нежели европейской страной, нашел се-бе новую родину по ряду причин. Страна была в состоянии острого внутреннего кризиса, и все искали вы-хода из него. В поисках выхода лучшие умы привычно тянулись к Западу. Наиболее радикальной и деталь-но разработанной доктриной революционного спасения был марксизм. Конечно, марксизм не был рассчитан на отсталую страну, где капитализм как следует еще не сложился. Но зато можно было рас считывать на помощь Европы. Важно начать, а там видно будет. Ведь не русскую революцию делать надо — марксизм учит делать мировую революцию. С этими исходными идеями и взя-лись за дело русские марксисты, становившиеся все более радикальными по мере углубления кризиса в стране на рубеже XIX—XX вв. Ленин и большевики успешно реализовали свои установки в октябре 1917 г., после чего под лозунгами марксистского социализма, диктатуры пролетариата, экспроприации экспроприа-торов и вселенского насилия, классовой борьбы, во имя торжества грядущего класса (напомню, что проле-тариат в марксистском смысле этого слова в России 1917 г. исчислялся лишь несколькими процентами) бы-ло начато кровавое побоище в нищей и отсталой стране. Что было дальше, хорошо известно. Мировой революции не получилось. Сталин взялся осуществлять социализм в одной отдельно взятой стране. Что такое социализм, никто толком не знал: кроме красивых слов о свободе и светлом будущем, об отсутствии классов и частных собственников-эксплуататоров и о грядущем отмирании государства, которое будет заменено некими самоуправляющимися ассоциациями свободных производителей, в теории об этом ничего не говорилось. Ясно было одно: классы следует унич-тожить, собственность ликвидировать, а вместе с ней и рынок. Со свободой в переходный период диктату-ры и насилия следовало, естественно, повременить — нужно было сначала уничтожить всех несогласных. Об отмирании государства и его органов принуждения и насилия тоже говорить не приходилось: кто же бу-дет уничтожать врагов и заставлять остальных работать?! Что же касается самоуправляющихся ассо-——наций производителей, то от них остались рабочие отряды в городе и деревне с фиктивным самоуправлени-ем и под реальным руководством партийно-государственного аппарата власти. Так завершилось революци-онное преобразование общества по-марксистски. Некоторые, особенно из числа правоверных марксистов, подчас видят в сталинизме упрощение и иска-жение истинного, будто бы гуманного марксизма. Что ж, благими намерениями, как говорится, вымощена дорога в ад. Можно попытаться свалить вину за неудачу в строительстве светлого социалистического буду-щего на тех, кто плохо строил. Но так ли это на самом деле? Разве не по заветам революционеров Маркса и Ленина строил свою империю Сталин? И разве только его крутой нрав и жестокость виновны в том, что вместо светлого будущего был построен ГУЛАГ? Ведь история не только стран Восточной Европы, кото-рые были силой сориентированы на советский путь развития, но и тех стран, где советских войск не было, таких, как Китай, Вьетнам или Куба, подтвердила то обстоятельство, что общество, построенное в духе теории марксизма, обречено стать ГУЛАГом. Так в чем же просчет теоретиков? Когда Маркс, занимаясь политэкономическим анализом западноевропейского капитализма, вплотную столкнулся с проблемой истоков и предшествовавших капитализму исторических типов общества, он не мог не обратить внимания на Восток. С Востоком Маркс был знаком в основном из вторых-третьих рук: он изучал труды таких авторов, как Бернье, был знаком с философской оценкой Востока Гегелем. Соответст-венно Восток вставал перед его глазами как нечто совсем не похожее на Европу, даже как бы противостоя-щее ей. Разница между тем и другим бросалась в глаза, и вопрос был лишь в том, как ее интерпретировать. «В общих чертах,— писал Маркс в предисловии к «К критике политической экономии»,— азиатский, ан-тичный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрес-сивные эпохи экономической общественной формации». Перед нами ряд способов производства, где «ази-атский» занимает нижнюю ступень. При этом существенно оговориться, что имеется в виду не древневос-точное общество, но именно Восток как нечто цельное, включая и современные Марксу государства, будь то Индия, Китай или Османская империя, не говоря уже о других, более мелких. Что же такое, по Марксу, «азиатский» способ производства и вообще «азиатский» Восток? Сразу скажем, что к Азии в собственном смысле слова это определение не имеет отношения. Речь не о географии, а о социально-экономическом строе, а если глубже, то о природе типичной восточной общины, которая справедливо рассматривалась как определяющая структуру в целом, макроструктуру государства. Другими словами, основа восточной структуры — полное поглощение личности коллективом и соответст-венно отсутствие личности как самоценной индивидуальной целостности со всеми ее внутренними потен-циями и особенностями. Но коль скоро так, то не может быть и речи о собственности европейского типа на Востоке, где отдельный человек «никогда не становится собственником, а является только владельцем», по-тому что он — «раб того, в ком олицетворено единое начало общины». Отсюда и вывод: отсутствие частной собственности — «ключ к восточному небу». И соответственно, как на то обратил внимание еще Гегель, наиболее существенной характеристикой восточного общества может считаться «поголовное рабство» там. Итак, Маркс вполне адекватно оценил особенности классической восточной структуры. Показательно, что он, столь неравнодушный к классовому анализу, ни разу не употреблял понятие «класс» применительно к Востоку, включая и современный ему Восток. Там, где нет частной собственности, нет и не может быть места классам и классовым антагонизмам — так можно понять это умолчание. И это при всем том, что о частном владении и о социальных антагонизмах, скажем, в Индии, Маркс писал немало и охотно. Но если не класс, не частные собственники, то кто? «Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит непосредст-венным производителям, как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, то рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты. При таких обстоятельствах отношение зависимости может иметь политически и экономически не более суровую форму, чем та, которая характеризует положение всех под-данных по отношению к этому государству. Государство здесь — верховный собственник земли. Суверени-тет здесь — земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе. Но зато в этом слу-чае не существует никакой частной земельной собственности, хотя существует как частное, так и общинное владение и пользование землей». В этой пространной цитате мысль выражена наиболее четко: вставший над восточными общинами правитель и обслуживающий его аппарат власти, т. е. государство,— это не только символ коллектива, но и реальная власть. Власть, основанная на верховной собственности государя и государства. Заключая эту мысль, стоит еще раз сконцентрировать внимание читателя на том, что, по идее Маркса, в условиях отсутствия частной собственности на передний план выходит государство как верховный собст-венник и высший суверен, т. е. как высшая абсолютная власть над подданными. Государство в этом случае становится деспотией, правитель — восточным деспотом, а подданные оказываются в состоянии поголов-ного рабства (все рабы, каждый — раб перед лицом вышестоящего). Такое государство не выражает инте-ресы господствующего класса собственников, ибо нет ни собственников, ни классов. Оно стоит над обще-ством, подавляя его собой. Я напомнил об идеях Маркса по поводу «азиатского» общества и соответствующего способа производ-ства не только потому, что сам на протяжении ряда десятилетий стремился именно эту идею противопоста-вить вульгарной схеме истматовских формаций (противопоставить Маркса истмату было единственной возможностью избежать повторения вульгаризованной истматовской схемы). Гораздо существеннее отме-тить, что сам Маркс хорошо понимал, что такое традиционный Восток, и, более того, хорошо видел, что альтернативой частному собственнику в истории человеческих обществ всегда было жестокое деспотиче-ское государство. Почему же он не принял этот вывод во внимание, когда конструировал общество светлого будущего? Справедливости ради надо напомнить, что теория предполагала отмирание государства. Но ведь социальная революция шла под знаком диктатуры пролетариата — а что это, если не государство, да еще какое? Может быть, Маркс рассчитывал на разум передовых пролетариев, которые, использовав рычаг дик-татуры, сразу же ее демонтируют, потому что осознают, какой роковой силой в их руках оказывается это самое государство? Увы, об этом он, даже если и думал так, нище не написал. Да и не учел он того, что столь желанная им революция и соответственно диктатура будут реализованы там, где капитализма еще почти не было и где хотя бы только поэтому враждебных передовому пролетариату классов окажется столько, что для уничтожения их необходимо будет сохранить диктатуру надолго. На такое долгое время, что она успеет институционализироваться и стать основой структуры задолго до того, как кто-либо станет всерьез говорить об отмирании государства, армии и прочих орудий принуждения и насилия. Словом, си-туация достаточно ясна. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |