Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 15 ИННОВАЦИИ, ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ




 

Инновации и инновационная деятельность

 

Инновации – это результат использования научных исследований и разработок, в виде нового продукта или услуги, способа их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любого усовершенствования, обеспечивающего экономию затрат или достижение социального эффекта. Важнейшим признаком инноваций выступает новизна их потребительских свойств.

Сущность объектного (от слова «объект») подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект – результат НТП: новые товары, техника, технология.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и реализацию новых потребительских ценностей – товаров, техники, технологии и т.д.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией пронимается процесс инвестиций в инновации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Инновационная стратегия – это выбор наиболее эффективных путей (и одновременно сами эти пути) технического и технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений.

В развитых странах реализуются следующие типы инновационных стратегий:

§ наступательная, цель которой - занятие лидирующих позиций на рынке; затраты на нововведения очень высокие;

§ оборонительная. Ее цель – держаться вплотную за лидером, заимствуя его новшества с внесением некоторых изменений; затраты на нововведения в этом случае будут ниже, чем у лидера;

§ имитационная. Цель – следовать за обеими группами лидеров, повторяя их достижения и используя специфические преимущества страны или предприятия; затраты на нововведения – низкие;

§ зависимая. Ее цель – это самосохранение через выполнение субконтрактных работ для предприятий инноваторов. Затраты на нововведения в этом случае совсем незначительные;

§ традиционная. Цель – самосохранение с использованием консервативных технологий; затраты на нововведения минимальные;

§ оппортунистическая. Цель – занятие свободных ниш на рынке. Затраты на нововведения определяются тактическими соображениями.

Выбор национальной инновационной стратегии определяется экономическим и научно-техническим потенциалом страны, ее хозяйственным укладом, традициями, принятой национальной доктриной, геополитическими установками.

 

Классификация инноваций

 

Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Классификация инноваций по степени новизны это распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики продукта или процесса.

Так, по степени новизны (радикальности), их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на: базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). Базисные инновации относятся к принципиально новым продуктам. Улучшающие инновации касаются значительного усовершенствования существующих продуктов. Псевдоинновации осуществляются в несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов, под которыми подразумеваются эстетические (в цвете, декоре и т.п.), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, производительность того или иного изделия; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов.

По направленности результатов инновации делятся на инновации как научный инструментарий (научные достижения), инновации – процессы и инновации – продукты:

§ продуктовые – применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);

§ процессные – новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям)

По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются следующие: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного инновационного процесса. Выделяются также и другие квалификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы (табл. 15.1).

Классификация инноваций

Таблица 15.1

Признаки классификации

Значения признаков

Широта воздействия и масштабность Глобальное Отраслевое

Локальное

Степень радикальности инноваций Базисная Улучшающая

Псевдоинновации

Источник идеи Открытие Изобретение Рационализаторское предложение Прочие
Вид новшества Конструкция и устройство Технология Материал, - вещество Живые организмы
Способ замещения существующих аналогов

Свободное замещение

Системное замещение

 

Тема 16 ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Понятие инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

 

Общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь определены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22.06.2001 г. № 37-З [2]. Инвестиционный кодекс раскрывает основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности.

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных Инвестиционным Кодексом.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

§ движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.), в том числе предприятие как имущественный комплекс;

§ ценные бумаги, денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции;

§ интеллектуальная собственность, имущественные права, вытекающие из авторского права, права собственности, товарные знаки, ноу-хау и другие интеллектуальные ценности;

§ права пользования землей и другими природными ресурсами;

§ другие ценности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...