Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объясните, чем было вызвано изменение политики царского правительства по отношению к исламу во второй половине XIX века.




Характеристика задания: проверка умения высказывать свою личностную оценку по изучаемому вопросу и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Ответ:

Начало активизации царских властей по христианизации казахов относится к 1808 году, когда в приграничных с Россией районах начался голод. Царское правительство, пользуясь социально-экономическим положением приграничных номадов, активизировало свою деятельность по переводу казахов в лоно православной веры. Но в Степи желающих принять христианство практически не было. Этому были свои объяснения. Во-первых, степное население Казахстана в основном состояло из казахов, исповедовавших ислам. Во-вторых, со стороны местного населения существовало сильное противодействие деятельности православных миссионеров. В-третьих, к этому времени несколько укрепились и позиции ислама через ходжей и татарских мулл. Поэтому до середины XIX века результаты христианизации номадов были незначительными. К примеру, в обширной Омской области было всего лишь 25 крещеных казахов, в Томской губернии — 4 и в Тобольской — 66. Христианизация степных казахов получает некоторый импульс с 1881 года, когда была открыта Киргизская миссия. Она была создана на основе Алтайской духовной миссии. Последняя занималась христианизацией калмыков Бийского округа Томской губернии. Новая миссия занималась христианизацией казахов обширной Семипалатинской области. Создание миссии на территории этого региона объяснялось тем, что на протяжении всего XIX века именно он выделял значительное число жатаков. Со стороны кочевых казахских общин существовало активное противодействие Киргизской миссии. Казахи организовывали поиски ушедших казахов в крестьянско-казачьи селения. Вот что писали об этом в своем отчете православные миссионеры: «Родные и ближние магометанской среды употребляют все способы не допустить своих членов к принятию святого крещения, пускают в ход хитрость, наглое насилие и мщение». Для лучшего обучения православной вере новокрещенных отправляли в миссионерские станы, где они изучали русский язык, грамоту и основы новой веры. Темпы проведения миссионерской деятельности были незначительны. К тому же существовал обратный отток в ислам. Поэтому не случайно, что материалы Всероссийской переписи населения 1897 года показали на территории Казахстана наличие всего 660 неофитов. Параллельно с насаждением христианства царизм проводил политику ослабления ислама. Царское правительство считало ислам препятствием на пути распространения православной веры. Казахам запрещали учиться в странах Востока, например, в Турции. Деятельность мулл ставилась под контроль царизма. В 1867—1868 годах религиозные дела коренного населеная были подчинены министру внутренних дел. В каждой волости было разрешено иметь только по одному мулле. Среди кочевников муллой мог быть только казах, подданный Российской империи. Муллы утверждались и увольнялись военным губернатором. Строительство мечетей производилось с разрешения генерал-губернаторов. На право преподавания местным жителям грамоты и устройства при мечетях школ муллы должны были получать разрешения уездного начальника. Содержание мечетей и школ при них осуществлялось за счет самих местных обществ. Вакуфы были категорически запрещены. Деятельность христианских миссионеров и ограничение позиций ислама вызывали протесты коренного населения. В 1889 году кочевники Кокчетавского уезда Акмолинской области обратились к царю с просьбой о назначении у казахов своего муфтия, но получили категорический отказ. Запреты на строительство мечетей привели к тому, что местные жители строили их без разрешении. В 1903 году в городах Кокчетаве, Петропавловске, Акмоле, Павлодаре, Семипалатинске были созданы подпольные религиозные организации. Туда входили муллы, учителя и казахские студенты. Их деятельность была направлена против религиозной политики царского правительства. Движение возглавили муллы Науан Хазрет (На-урызбай Таласов), Мухамеджан Бекишев, Шаймерден Косшегулов и Смагул Балжанов. С целью сохранения национальной самобытности они призывали местное общество активно противостоять миссионерской деятельности царизма. Так, они обращались с письмами о поддержке к влиятельным лицам в Степи - Садуакасу Шорманову из Павлодарского уезда, Абаю Кунанбаеву из Семипалатинского уезда Семипалатинской области.

Источник: История Казахстана за 8 класс (ХVIII в. – 1914 г.), 2012, З.Е. КАБУЛЬДИНОВ, А.Т. КАЙЫПБАЕВА

http://bibliotekar.kz/istorija-kazahstana-za-8-klass-hviii-v-1

http://e-history.kz/ru/publications/view/3045

Билет № 28

Временное положение по управлению Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областями».

Определите последствия голода 1931-1933 годов в Казахстане

Отметьте на контурной карте территорию Казахского ханства в первой четверти XVI века. Назовите племена, входившие в государство

Временное положение по управлению Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областями».

Характеристика задания:направлено на проверку знания и понимания исторического документа, его значения

Ответ:

Для изучения края и подготовки проекта положения об его управлении под руководством министра внутренних дел Гирса была образована «степная комиссия» из числа российских чиновников и офицеров. Казахская знать была отстранена от разработки нового положения. В 1867 году Александр II подписал «Временное положение об управлении Семире-ченской и Сырдарьинской областями». В 1868 году был подписан проект «Временного положения об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями».

Новый порядок управления предполагалось ввести с 1 мая 1869 года. В Степь были разосланы подробные разъяснения причин проведения реформы на казахском и русском языках.

Впервые эти реформы охватили практически весь Казахстан. Были образованы три генерал-губернаторства, в каждое из которых вошли по две области. В Оренбургское генерал-губернаторство вошли Уральская и Тургайская области, в Западно-Сибирское — Акмолинская и Семипалатинская, в Туркестанское — Семиреченская и Сырдарьин-ская. В две последние области вошла значительная часть земель казахов, а также часть территорий кыргызов и узбеков.

Области состояли из уездов, уезды - из волостей, а последние из административных аулов.

Семипалатинский внутренний округ вошел в состав Павлодарского и Семипалатинского уездов Семипалатинской области. Внутренняя Орда (бывшее Бокеевское ханство) вошла в состав Астраханской губернии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 524.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...