Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определите, почему Советская власть отказалась от политики НЭПа.
Характеристика задания: проверка умения высказывать свою личностную оценку по изучаемому вопросу и аргументированно отстаивать собственную точку зрения. Ответ: Новая экономическая политика была особой политикой пролетарского государства, рассчитанной на временное допущение в известных пределах капитализма, при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства. С введением НЭПа в 1921 году разрешалось: сдавать и брать в аренду землю; применять наемный труд; поощрялось развитие сельскохозяйственной, кредитной, потребительской кооперации. Несмотря на всю противоречивость, Новая экономическая политика все же позволила в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство, поднять уровень жизни населения, активизировать различные политические институты и оздоровить культурную жизнь страны. Но Новая экономическая политика действовала недолго, она была отменена в 1925 году, не успев сложиться в целостную и всеохватывающую систему. Сложившееся положение вытекало как из слабости самого сельского хозяйства после семи лет войны и революции, так и из серьезных ошибок, допущенных правительством во внутренней политике в годы НЭПа. Однако и за этот период с наглядной убедительностью выявилась ее способность через развертывание рыночных отношений активизировать все наличные производственные силы страны, обеспечить общий хозяйственный подъем. Причина свертывания НЭПа объяснялась нежеланием руководства страны развивать далее рынок и укреплением контроля над экономикой. НЭП действительно вывел страну из кризисного голодного состояния. Всех своих возможностей, однако, она не исчерпала, так и не став полем свободного хозяйствования, методом полного преодоления экономической монополии государства, бескультурья, бюрократизма и злоупотреблений в сфере предпринимательства. Однако НЭП вошел в историю как период культурной, идеологической, социальной и экономической разрядки после установления Советской власти и окончания Гражданской войны. Название:История Казахстана , 9 класс(начало XX века - настоящее время). Авторы:Б.Аяган., М.Шаймерденова. Год:2013. Описание:3-е издание, переработанное. Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Б.Г. Аягана
Объясните, какие методы использовала казахская национально-демократическая интеллигенция в борьбе с колониальной политикой царизма в начале ХХ века. Характеристика задания: проверка умения высказывать свою личностную оценку по изучаемому вопросу и аргументированно отстаивать собственную точку зрения. Ответ: В условиях строительства суверенного Казахстана вопрос об интеллигенции приобретает особую актуальность. В связи с этим возникает необходимость изучить некоторые явления, имевшие место при становлении и развитии казахской интеллигенции и ее роли в обществе в конце Х1Х-начале ХХ веков. По мнению историка Гульмиры Султангалиевой, на первом этапе программа национального движения соответствовала социальной структуре его участников. В Казахстане это движение во второй половине XIX века представляли выходцы из традиционной элиты, окончившие первые светские учебные заведения, —Ч. Валиханов, Т. Сейдалин, М. Бабаджанов, С. Жантюрин. Один из известных государственных и партийных деятелей Казахстана Турар Рыскулов пишет: «До революции 1905 года среди казахского населения можно было отличить два вида интеллигенции. Одни — интеллигенты, персонально выдвинувшиеся из остальной среды в разное время, вроде Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, правда, немногочисленные, получившие русское образование, которые стремились при содействии русской власти приблизить казахов к европейской культуре. Другие — получившие воспитание в татарских, башкирских и других мусульманских школах, стремящиеся путем распространения культуры Востока просветить казахский народ». Перед Октябрьской революцией у казахов был очень тонкий слой интеллигенции: всего около ста человек имели высшее и незаконченное высшее образование, около тысячи являлись выпускниками гимназий, прогимназий, училищ, а также несколько тысяч лиц, окончивших восточные учебные заведения. Те из них, которые получили европейское образование, формировали своеобразный политический климат в начале XX века. На общем фоне среднеазиатского региона интеллигенция Казахстана выглядела значительной и в качественном, и в количественном отношении. Вот почему именно интеллигенты-казахи играли тогда очень важную роль в судьбе Средней Азии. В статье «Казахи» крупнейший политический деятель начала XX века Алихан Букейханов отмечает наличие двух политических течений в казахской степи. Одно — взявшее ориентацию на Бухару и Туркестан, традиционное панисламистское течение. Это направление проповедовали различные деятели ислама, воспитанные в медресе Казани, Бухары, Уфы. Они пытались повернуть взоры казахов на Восток. Таким образом, в начале XX века на историческую арену выходит передовая казахская интеллигенция, которая считала главным в своей политической деятельности защиту как национальных, так и общечеловеческих ценностей. Руководителями движения стали Алихан Букейханов — ученый-экономист, член ЦК Конституционно-демократической партии России, депутат I и II Государственной Думы; Ахмет Байтурсынов — поэт, переводчик, лингвист, редактор газеты «Казах»; Мыржакып Дулатов, Жакып Акпаев, Мустафа Шокай, Мухамеджан Тынышбаев, Бахытжан Каратаев, Халел и Джанша Досмухамедовы и другие — в большинстве своем выпускники высших учебных заведений и училищ Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга. В августе 1886 года Алихан Букейханов поступает в Омское техническое училище. Блестяще окончив его, он поступает в Императорский лесной институт в Санкт-Петербурге, который заканчивает в 1894 году. По данным видного государственного деятеля, профессора, участника движения «Алаш» Алимхана Ермекова, Алихан Букейханов в одно время с Лениным экстерном окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Свободно владел несколькими иностранными языками, в 24-летнем возрасте имел два столичных диплома о высшем образовании, был известен как знаток теории марксизма. После окончания института начинается его активная общественно-политическая и научная деятельность. Выполненные Букейхановым исследования в составе экспедиций Ф. Щербины, С. Швецова — объективный анализ жизни казахской кочевой общины — которые свидетельствуют о глубоких познаниях в этой области. Участие казахских депутатов Алихана Букейханова, Ахмета Беремжанова, Бахытжана Каратаева, Мухаметжана Тынышбаева в Государственной Думе, накопленный ими опыт парламентской работы сыграли важную роль в их общественно-политической деятельности. В период Первой мировой войны, в 1916 году, в Казахстане вспыхнуло восстание казахов против политики царского правительства. Поводом послужил Указ царя от 25 июня о реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана и ряда других областей «для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». Причины восстания: массовое изъятие земель в Казахстане, политика русификации, Первая мировая война, которая принесла народам неисчислимые страдания. По указу царя набору подлежало все трудоспособное население в возрасте 19-43 лет. Тем самым царское правительство хотело освободить массу русских солдат и рабочих от работы по устройству оборонительных сооружений и других тыловых работ, реквизировав из Туркестана и Степного края более 500 тысяч мужчин. Люди видели, что часть соотечественников вообще не возвращалась, погибая при работах во время военных действий. С другой стороны, цены на основные виды продовольствия и налоги возросли в несколько раз. В таких условиях и началось восстание в Казахстане. Каково же было отношение национальной интеллигенции Казахстана к восстанию шаруа? Ядро казахской революционной демократической интеллигенции, сплотившееся вокруг газеты «Казах», — Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов — в период апогея национально-освободительной борьбы казахов против метрополии допускало возможность репрессии со стороны царизма и предлагало отсрочить мобилизацию. «Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь», — писали представители национальной интеллигенции в воззвании в октябре 1916 года. Таким образом, лидеры алашской интеллигенции придерживались тактики разумного компромисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею выживания народа, сохранения его этнической целостности. С июля по август 1916 года ход событий в немалой степени зависел от позиции лидеров общества. В этот драматический период деятели «Алаша» решили оградить народ от новых катаклизмов и сохранить его. Именно поэтому они призвали казахов выполнить Указ царя. Во-первых, они считали, что нависшая над Россией внешняя опасность в полной мере касается и казахов, являющихся их подданными. 11 июля 1916 года в обращении к гражданам Букейханов, Байтурсынов, Дулатов писали: «Соотечественники — русский народ, единоверцы — мусульмане, татарский народ, а также другие соседние народы горят в пламени пожара. Нельзя нам оставаться в стороне… Отказаться от приказов власти, подданными которой мы являемся, и сидеть дома, защищая себя, не вступая в защиту государства, это будет на пользу врагу» («Казах», 1916 г., 16 июля). Во-вторых, в случае победоносного для России исхода войны они надеялись на облегчение участи казахов и создании национальной автономии. Часть казахской молодежи, обучавшейся в центральных российских вузах, активно помогала соотечественникам, призванным на строительство оборонительных сооружений. Об этом рассказывают письма Алихана Бокейханова, написанные из Москвы в декабре 1916 года и опубликованные в газете «Казах». Там говорится: «Через 2-3 дня я, Мырзагазы, Тел, Муса, Хасен — впятером выедем на Западный фронт, там будем оказывать помощь казахским джигитам. Возможно, поедем и на другие фронты». А в письме, написанном 26 декабря, он сообщает, что они знакомятся с условиями проживания казахов из Актюбинского, Костанайского уездов. Там же упоминаются его товарищи, московские студенты: Тел Жаманмурынов, Муса Сейдалин и Халел Бекентаев. К сожалению, имя нашего земляка Теля Жаманмурынова, одного из настоящих патриотов республики, стоявшего у истоков движения «Алаш» и внесшего огромный вклад в становление и развитие сельского хозяйства Советского Казахстана, мало известно широкой общественности. Тел Жаманмурынов добровольно пошел на фронт в инородческое отделение для помощи казахам, работающим на оборонительных объектах (район Минска). В конце призыва казахских джигитов он организовывает возвращение простых рабочих с фронта. Об этом свидетельствуют строки из издания «Казах»: «До управления дошло и то, что актюбинские джигиты во главе с Телем Жаманмурыновым, джигиты из Семиречья с Билялом возвратились на родину». Таким образом, казахские интеллигенты, среди них и Жаманмурынов, летом 1917 года приняли активное участие в ответственном деле — в деле оказания помощи казахам, работающим на трудовом фронте Первой мировой войны. Вот что он пишет в своей автобиографии, написанной в 1935 году для Актюбинского обкома ВКП(б): «В начале 1916 и конце 1917 годов добровольно отправлялся на Западный фронт для исследования положения казахов, призванных на тыловые работы, и оказания им помощи. По возвращении в мае 1917 года по мобилизации Тургайского областного гражданского комитета был направлен в Тургайский уезд на создание волостных комитетов. Здесь, на уездном съезде (июль 1917 года) был избран председателем уездного земельного комитета». В этом же году он вошел в руководящий состав организации «Еркін дала», созданной в Оренбурге. Целью данной организации было просвещение и повышение общественно-политической активности народа. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |