Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Томас Гоббс о праве человека




Источники

Беркли, Дж. Избранные сочинения / Дж. Беркли. – М., 1978. – С. 32–45, 122–137.

Вольтер. Избранные произведения: в 2 т. – Т. I. – М., 1961.– С. 51–54, 77–89.

Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1991. URL:. http://grachev62.narod.ru/hobbes/chapt43.htm (дата обращения: 02.07.2015).

Дидро, Д. Избранные произведения / Д. Дидро. – М., 1951. – С. 17–34.

Локк, Д. Сочинения: в 3 т. / Д. Локк – Т. I. – М., 1985. – С. 56–119.

Локк, Дж. О государственном правлении // Локк Дж. Избранные философские произведения:  в 2-х т. – Т. 1. – М., 1960. – С. 12–79.

Мабли, Г. О законодательстве или принципе законов / Г. Мабли // Мабли Г. Избранные произведения. – М., 1950. – С. 27–103.

Мандевиль, Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц – благо для общества / Б. Мандевиль. – М., Наука, 2000. – 291 с. URL: http://www.bigstend.ru/download/pchely/Mandevil-Basnja_o_pchelah.pdf (дата обращения: 02.07.2015)

Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье. – М., 1999. URL: http://new.philos.msu.ru/uploads/media/SHarl_Lui_Monteske_O_DUKHE_ZAKONOV.pdf (дата обращения: 02.07.2015)

Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми / Ж.-Ж. Руссо // Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. – М., 1969. – С. 53–126.

Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре / Ж.-Ж. Руссо // Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. – М, «КАНОН-Пресс», «Кучково поле», 1998.– 416 c.; Главы I-VI. URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/RUSSO/prawo.txt (дата обращения: 02.07.2015).

Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с. – Кн. 1. Гл. 1–2. URL: http://rex-history.ru/economika/43-cat-econom/85-smit-adam.html (дата обращения: 02.07.2015).

Обязательная литература

Всемирная история. В 6 томах / гл. ред. А. О. Чубарьян; Ин-т всеобщ. истории РАН. – Том 4. Мир в XVIII веке. Отв. ред. С.Я. Карп. – 2013. – С. 100–205.

История нового времени: 1600–1799 годы. Под ред. А.В. Чудинова, П.Ю. Уварова, Д.Ю. Бовыкина. М., 2009. – С. 84–106.

Ким, О.В. Переход от Средневековья к Новому времени (обзор научных теорий и концепций). Часть 1. Учебное пособие / О.В. Ким. – Кемерово, 2012 – С. 27–37.

Кенигсбергер, Г. Европа раннего нового времени, 1500-1789/ Г. Кенигсбергер. – М., 2006. – С.208– 250.

Мир Просвещения. Исторический словарь / под ред. В. Ферроне и Д. Роша / пер. с ит. – М., 2003. – С. 13–98, 128–142, 185–194, 274–276.

Дополнительная литература

(по выбору студентов)

Азаркин, Н. М. Монтескье / Н. М. Азаркин. – М., 1988.

Акимова, А. А. Вольтер / А. А. Акимова. – М., 1970.

Акимова, А. А. Дидро / А. А. Акимова. – М., 1963.

Арзаканян, М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., Дрофа, 2005. – С. 167–181.

Артамонов, С. Д. Вольтер и его век / С. Д. Артамонов. – М., 1980.

Барг, М. А. Историческая мысль английского просвещения. Болингброк / М. А. Барг. – М., 1978.

Буржуазная и общественная мысль Англии XVII–XIX вв. – М., 1989.

История Европы Т.4. Европа нового времени (XVII–XVIII вв.). – М., 1994 (Глава «Европейское просвещение»).

История открытий. Энциклопедия. – М., 1996.

Квинонес, Р. Две парадигмы Просвещения / Р. Квинонес // Цивилизации. – М., 1993. Вып. 3.

Кузнецов, В. Н. Западноевропейская философия XVIII века / В. Н. Кузнецов, В. Б. Мееровский, А. Ф. Грязнов. – М., 1986. – Гл. II–IV.

Кузнецов, В. Н. Франсуа Мари Вольтер / В. Н. Кузнецов. – М., 1978.

Лабутина, Т.Л. Культура и власть в эпоху Просвещения / Т. Л. Лабутина. – М., Наука, 2005.

Лабутина, Т. Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе / Т. Л. Лабутина // Вопросы истории. – 1997. – № 6. – С. 14–27.

Мухина, Г.А. Лики французской культуры Нового времени. – Омск: изд-во Омского госуниверситета, 2012. – С. 16–167.

Семенов, Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). – М.: «Современные тетради». 2003. – С. 108–125, 234–239, 270–287. URL: http://mx.esc.ru/~assur/ocr/semenov/semenov.htm (дата обращения: 01.07.2015).

Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. – М., 1994 – С. 571– 599.

Фуко, М. Что такое Просвещение / М. Фуко // Вопросы методологии. –1996. – № 1–2.

Шартье, Р. Культурные истоки Французской революции / Р. Шартье. – М., Искусство, 2001. – С. 12–17, 36–41, 72–88.

Шоню, П. Цивилизация Просвещения / П. Шоню. – Екатеринбург, У-Фактория: М., АСТ МОСКВА, 2008. – С. 5–37, 239–280.

 

Методические рекомендации

Занятие посвящено характеристике Просвещения, которое сформировало широкий контекст культурного, социального и политического развития европейской цивилизации во второй половине XVII–XVIII вв. В начале занятия опишите материальные и идейные предпосылки, общие тенденции в европейском Просвещении. Раскройте историю термина «Просвещение», поинтересуйтесь, как он звучит и пишется на европейских языках. Обратите внимание, что определений и характеристик Просвещения много. В работе Ю.И. Семенова вы можете почерпнуть сведения о том, как развивалась исторические представления просветителей. В коллективной монографии европейских историков «Мир Просвещения» мы можете узнать основные этапы и черты западной историографии Просвещения. При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на то, как просветители разных направлений понимали прогресс, справедливость, гармонию, разум. Дайте ответ, на какие ценности ориентировалась этика Просвещения. Отдельный аспект внимания – элитарный характер многих идей и практик Просвещения. Характеризуйте среду и формы распространения этих идей. Обратите внимание на распространение просветительских идей не только в демократических кругах, но также в кругу монархов и аристократов, на масонские ложи. Сделайте вывод о перспективах этих идей, практик и взглядов в разных странах Европы и в России того времени.

 Основные концептуальные черты просветительской идеологии раскрываются в сравнительном анализе идей английского и французского Просвещения. Если идеи первого из них способствовали формированию этики буржуазного общества, то второе, французское, напрямую повлияло на формирование революционной и демократической идеологии. Обратите внимание на гуманистическую направленность Просвещения, на общее устремление к интеллектуальной и духовной свободе

Приступая ко второму вопросу, раскройте факторы первоначального зарождения Просвещения в Англии. Покажите роль философских идей Бэкона и Т. Гоббса в развитии традиционного английского гуманизма, влияние пуританизма на общественную мысль. Политическое устройство Англии, критически воспринимаемое современниками, все же считалось ими наиболее рациональным и справедливым, в сравнении с абсолютизмом. Постарайтесь выделить и описать основополагающие концепции: «рациональную мораль» Джон Локка; концепцию эгоистического человека Томаса Гоббса, Мандевиля, Бентама, «теорию нравственных чувств».

Идеи гражданственной добродетели и гражданского общества были одним из центральных сюжетов шотландского просвещения. Раскройте панораму взглядов Дэвида Юма и его сподвижников на эти проблемы. Особое внимание уделите Адаму Смиту и его вкладу в развитие экономической науки. Покажите, каким образом апологетика и критика капитализма проявилась в «вульгарной экономической теории» Т. Мальтуса. Объясните, с чем связан общий критический пафос и нонконформизм творчества Д. Свифта.

В разработке третьего вопроса установите взаимосвязь идей французского Просвещения и революционной практики XVIII века. Объясните феномен салонной аристократической культуры как специфической социальной и интеллектуальной среды распространения просветительских идей. Основы философско-политической доктрины французского просвещения – антифеодализм, естественные права человека, рационализм. Особое внимание уделите Шарлю Монтескье, Франсуа Вольтеру, Жан-Жаку Руссо и их идеям. При анализе работы Монтескье «О духе законов» раскройте содержание авторской исторической концепции и теории разделения властей. Имейте в виду, что в литературе прошлых лет основное внимание уделялось антиклерикальным взглядам Вольтера. Характеризуйте его творчество в более широком контексте: покажите влияние Вольтера на современную ему литературу, общественно-политическую и философскую мысль. Постарайтесь объяснить, почему Вольтер стал одним из идеологов «просвещенного абсолютизма». Ответьте на вопрос: чем объясняется близость некоторых воззрений Вольтера с идеологией масонства XVIII века? Характеризуйте взгляды Дени Дидро, Анри Тюрго, Франсуа Кене. Покажите, как пафос науки, разума и прогресса проявился в работах энциклопедистов. Обратите внимание на критическое отношение Руссо к современному обществу, капитализму. Проанализируйте, как концепция «общественного договора» формировала санкцию на революции и социальное насилие в целях общественного прогресса.

В заключительных вопросах характеризуйте особенности германского и итальянского Просвещения. Основное внимание уделите концепции правового общества, политико-правовой теории И. Г. Фихте, просветительской и философской концепциях И. Канта, Оцените вклад И. Гете и Ф. Шиллера в немецкую и мировую литературу. Расскажите о взглядах итальянских просветителей Пьетро Верри, Чезаре Беккариа, отметьте национальную специфику, укажите на культурные центры распространения просветительских идей в Италии.

В завершении семинара уместно подготовить сообщения в форме докладов и презентаций, посвященных развитию науки и техники в XVIII веке (поддерживаются инициативные темы о писателях, композиторах, художниках той эпохи).

Документы

Томас Гоббс о праве человека










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...