Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя




 

В рамках курса «Римское право» студент, помимо конспектирования лекций, читаемых преподавателем, обязан вести самостоятельную учебную и научную работу, т.е. готовиться к семинарам, прорабатывать темы, отнесенные в учебном плане к самостоятельной работе,  писать, по желанию и рекомендации преподавателя, рефераты и научные доклады[3] по данной дисциплине. Данные методические указания призваны облегчить студенту самостоятельную деятельность, повысить ее эффективность и производительность.

Подготовка к семинарским занятиям и работа с источниками римского права

При подготовке к семинарским занятиям студент, в первую очередь, должен прочитать план занятия и соответствующий раздел программы курса, внимательно изучить составляющие каждый вопрос плана дидактические единицы программы и затем, в соответствии с ними, строить схему своего ответа на каждый вопрос. Например, для правильного и полного ответа на вопрос «Кодификация Юстиниана» необходимо раскрыть содержание следующих дидактических единиц программы курса: «Предпосылки кодификации, деятельность комиссии Трибониана. Интерполяции. Составные части Свода Юстиниана: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы».

Прежде всего, студент должен уделять внимание источникам и лишь после полной проработки материала, предоставляемого оригинальными текстами римского права, приступать к работе с учебной и научной литературой по разбираемому вопросу. Сильным и заинтересованным студентам настоятельно рекомендуется не ограничиваться списком основной и дополнительной литературы к отдельным темам семинарских занятий, а активно использовать в своей научно-исследовательской работе издания из обширных библиографических перечней, представленных в разделе «Литература, рекомендуемая для изучения курса». Большинство из указанных там трудов имеется в фондах библиотеки Российской академии правосудия.

Фрагменты источников римского права, необходимых для освоения учебной программы, собраны в приложении 1 к настоящему УМК – хрестоматии «Источники по римскому праву» (Кофанов Л.Л., Хрестоматия «Источники по римскому праву, М.: ГОУ ВПО РАП, 2011).

Работа с источниками римского права имеет несколько особенностей: незаменимыми помощниками студента в ней станут, во-первых, его рабочая тетрадь, а во-вторых, необходимая справочная литература, то есть основные словари и энциклопедии, перечисленные в списке литературы (раздел «Справочная литература» настоящего УМК).

Студенту рекомендуется иметь рабочую тетрадь, в которой должны составляться выписки и индексы, необходимые студенту для работы на семинарах и подготовки самостоятельных письменных работ. Конспекты источников и литературы[4], записываемые студентом в рабочую тетрадь, надлежит оформлять следующим образом: на тетрадной странице с помощью линейки отделяются верхний колонтитул и широкое левое поле. В основной части разграфленной подобным образом страницы записываются необходимые студенту цитаты из источников или литературы. Поле колонтитула служит для записи полного библиографического описания книги или статьи[5], из которой делается выписка. Левое (или правое, по выбору студента) поле служит для указания на нем номеров страниц, с которых выписывается цитата или фрагмент источника, а также для фиксации собственных мыслей студента относительно процитированного текста. В том случае, если студент делает выписку из источника, а не из литературы, в левом (или правом) поле проставляется не номер страницы в книге, а собственный индекс цитируемого фрагмента.

Согласно принятой в отечественной и зарубежной правовой науке традиции, названия основных памятников римского права сокращаются при цитировании следующим образом.

– «Законы двенадцати таблиц» сокращаются прописной латинской буквой «L», за которой через точку указывается номер таблицы и номер фрагмента (например: L.VIII.1 означает «первый фрагмент восьмой таблицы из «Законов 12 таблиц»).

– «Дигесты» Юстиниана сокращаются прописной латинской буквой «D», за которой через точку указывается номер книги, титула, фрагмента и, если нужно, – параграфа. После данного индекса указывается имя юриста и название произведения, фрагмент из которого попал в «Дигесты» (например: «D.47.10.5.1. Ульпиан в 56 книге «Комментариев к эдикту» означает, что далее цитируется 1-й параграф из «Комментария к эдикту Домиция Ульпиана, включенный в 5-й фрагмент 10-го титула 47-й книги «Дигест» Юстиниана).

– «Институции» Юстиниана сокращаются прописной латинской буквой «I», после которой через точку указывается номер книги и фрагмента (например: I.3.10.1 означает 1-й фрагмент 10-го титула 3-й книги «Институций» Юстиниана).

Ключевые понятия цитируемого им текста студенту рекомендуется сопровождать краткими комментариями из основных доступных ему словарей и энциклопедий. В тетради данные выписки должны выделяться из остальных каким-либо образом (например, с помощью маркера), с тем, чтобы студент, с одной стороны, не путал цитаты из источника или научной литературы с фрагментами справочного характера, а с другой, — всегда мог легко найти нужный ему фрагмент из словаря или энциклопедии.

Использование Интернет-ресурсов в изучении римского права

В настоящее время невозможно представить себе работу квалифицированного юриста, особенно, — юриста, занимающегося проблемами римского права, — без использования Интернета и справочно-правовых систем (СПС). Среди наиболее распространенных СПС, использование которых является, по нашему мнению, обязательным при проведении студенческих научных исследований, следует назвать «Консультант + Высшая Школа» и «Гарант». В банк текстов названных СПС помимо обширных архивов нормативных актов и материалов правоприменительной практики входят также основные учебные пособия и наиболее известные монографии по основным отраслям правового знания, в том числе, и по римскому праву.

Применительно к Интернету, студенту рекомендуется тщательнейшим образом осуществлять подбор сайтов, информацией с которых он будет пользоваться при подготовке своей работы. В число сайтов, использование которых может быть рекомендовано студенту, входят сайты основных библиотек РФ (в частности, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. Рудомино www.libfl.ru; Российской государственной библиотеки www.rsl.ru; юридической библиотеки издательства «Спарк» www.lawlibrary.ru и т.д.), основные правовые порталы в Интернет (прежде всего, http://law.edu.ru/), профессиональные сайты, посвященные римской истории и римскому праву (например, www.ancientrome.ru, www.justinien.net и др.). Однако с каких бы сайтов не привлекал студент материалы для своего исследования, цитируя их, он обязательно должен указывать необходимый минимум информации, в который входят: адрес страницы, название сайта, автор и название цитируемого материала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...