Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

НЕИСТОРИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

СИБАЙ 2010

УДК 94 (470+571) (075.8)

ББК 63.3(2) я 73

О 82

 

Отечественная история: Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета очной формы обучения по неисторическим специальностям /Под ред. к.и.н., ст. преподавателя кафедры отечественной истории А.М. Хусаиновой, ст. преподавателя Гумеровой Л.А. — Сибай: 2010. - 130 с.

 

 

Рецензент: к.и.н, доцент Г.И. Аллабердина

 

Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с государственным вузовским стандартом 2000 г. по курсу «Отечественная история» и новыми структурными требованиями Министерства образования. Учебно-методический комплекс включает все основные темы курса, начиная с древних времен до современности.

 

Учебное издание.
Усл. п.л. --.

 

©Хусаинова А.М., 2010

                                           ©Гумерова Л.А., 2010                                                                                                                                                                                                                                                                 ©Си БашГУ, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Организационно-методический отдел  
1.1 Пояснительная записка…………………………………………              4  
1.2 Цели и задачи изучения курса………………………………………………………5  
1.3 Выписка требований к обязательному минимуму……………………………………………...7-10  
1.4 Календарно-тематический план………………....10-11  
Глава II.  
2.1.Учебная программа курса……………………………………………….11-27  
2.2.Планы семинарских занятий, рекомендации…………………………………………….27-49  
Глава III. 3.1 Методические рекомендации по организации СРС……………………………………..49-56  
3.2 Темы для самостоятельного изучения……….56-58 Методические указания по написанию рефератов……………………………………...58-62  
3.3 Примерная тематика рефератов……………………………………………..62-67 3.4 Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы ………….67-80  
3.5 Организация тестового контроля знаний студентов по дисциплине «Отечественная история»………………………………………..38-41 3.6. Тестовые задания (1вариант)…………………………………….41-43  
Глава IV 4.1Рекомендованные учебники и учебные пособия……………………………......................42 4.2. Интернет-ресурсы…………………………………………..42-43 Глава V. Перечень экзаменационных вопросов ………43-44  
Глава VI. Глоссарий………………………………44-52  
   
   

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

I. 1.Пояснительная записка

Программа составлена с учетом новых фактов, оценок, подходов к проблемам Отечественной истории. В ней учтены новейшие исторические исследования и публикации. Большое внимание уделено теории и практике рефор­мирования российского общества в различные периоды его развития. Отечественная история рассматривается в тесной связи с историей стран Европы и Азии. Программа нацеливает на раскрытие преподавателем и изучение студентом наиболее важных, узловых вопросов прошлой истории России. Много места отводится осмыслению места и роли русского и других народов России в историческом процессе, взаимосвязи и взаимодействию событий и явлений, происходящих в мире и России. К программе приложен рекомендательный список литературы по курсу Отечественной истории.

Цели и задачи курса.

Цель дисциплины состоит в овладении прочными знаниями «Отечественной истории» и умении применять их в профессиональной и общественной деятельности.

Задачидисциплины состоят в том, чтобы дать цельную систему знаний об историческом развитии государства Российского и его главных особенностях, показать взаимосвязь и взаимозависимость мирового и отечественного процессов развития.

Предметом курса является история России с VI в. по настоящее время, рассматриваемая в общем контексте развития мировой цивилизации, системы международных отношений.

Место дисциплиныв профессиональной подготовке выпускника изучение данной дисциплины служит созданию фундамента интеллектуального потенциала выпускника института, способствует углубленному освоению вопросов экономики, финансов на различных этапах развития общества и государства. Овладение данной дисциплиной поможет студентам в постижении специальных дисциплин.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший курс «Отечественной истории», должен:

- иметь представление о сущности исторического знания, его формах и функциях, отечественной историографии в прошлом и настоящем;

- владеть знаниями методологии и теории исторической науки, ее основных принципов;

- понимать значение изучения «Отечественной истории»;

- усвоить основное содержание курса, знать важнейшие события, факты «Отечественной истории», имена выдающихся государственных и общественных деятелей, определивших ход отечественной и мировой истории;

- уметь анализировать процессы исторического развития, делать соответствующие выводы и заключения;

- должен приобрести навыки сопоставительного анализа событий и явлений;

- извлекать из прошлого практические уроки;

- обладать способностью применять полученные знания в профессиональной и общественной деятельности.

Практическая часть курса предусматривает следующие виды организации учебной деятельности студентов:

- участие в семинарских занятиях, где студенты обсуждают, анализируют, характеризуют историческое событие, самостоятельно прочитанный материал и материал, представленный докладчиками;

-представление докладов;

-выполнение самостоятельных письменных работ (в форме ответов на вопросы по теме).

       По окончании изучения дисциплины учебным планом предусмотрена сдача экзамена.

       Промежуточный контроль предполагает выполнение самостоятельных, контрольных работ на семинаре, защиту контрольной работы (реферата), выполнение домашних заданий.

 

 

«Утверждаю»

заместитель министра

___________________ В.Д. Щадриков

« 17 » марта 2000 г.

Номер государственной регистрации

308 гум / ж

 

 

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 000000 – «Товароведение и экспертиза товаров в области таможенной деятельности»

Квалификация:

Из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования по специальности 000000 («Товароведение и экспертиза товаров в области таможенной деятельности»)

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделов Всего часов

1              2                                                             3

ГСЭ   Дисциплины специализации, устанавливаемые вузом  _ часов

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное развитие России. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России в XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20 - е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20 е годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30 - е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в средине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий курса по курсу

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

для студентов неисторических специальностей

 

п/п

Наименование разделов тем и их содержание

Форма изучения и объем часов

Всего часов

лк пз СРС
1 2 3 4 5 6
1 Введение.   2   4 6
2 Восточные славяне. 2   2 4
3 Древнерусское государство.   2 2 2 6
4 Создание Московского государства в XIY - XY вв. 2 2 2 6
5 Российское государство в XVI столетии 2   4 6
6 Россия в XVII столетии 2 2 2 6
7 Российская империя в XVIII в. 2 2 2 6
8 Россия в первой половине XIX в. 2   4 6
9 Россия в эпоху реформ и контрреформ второй половины XIX в. 2 2 2 6
10 Россия на рубеже XIX-ХХ вв.   2   4 6
11 Россия в эпоху войн и революций. 1914 -1921 гг. 2 2 2 6
12 Россия в годы новой экономической политики и форсированного строительства «государственного социализма». 1921 -1941 гг. 2 2 2 6
13 Великая Отечественная война советского народа 1941 -1945 гг. 2 2 2 6
14 Советский Союз в 1945 -1953 гг. 2   4 6
15 Советский Союз в 1953-1985 гг.  2   3 5
16 Советский Союз в эпоху «перестройки» и «нового политического мышления». 1985 -1991 гг. 2 2 2 6
17 Россия в 1992-1997 гг. 2   4 6
18 Россия в конце ХХ в. – начала ХХI вв. 2   4 6
  Итого 36 18 51 105

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебная программа

Введение

Предмет, методы и источники изучения истории. Отечественная историческая школа в прошлом и настоящем: общее и особенное. Исторические школы. Русские исторические школы. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Л.Н. Гумилев. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Человек и природная среда в российском историческом процессе. Самобытность исторического пути России. Методология и теория исторической науки. Источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Принципы исторической науки. История России — неотъемлемая часть всемирной истории. Предмет и содержание курса «Отечественная история». Структура курса.

Тема 1. Восточные славяне.

 Происхождение и расселение восточных славян. Социальная организация и занятия восточных славян. Патриархально-семейные общины. Соседская община. Первые протогорода. Верования восточных славян. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв. Причины появления государственной, княжеской власти и ее функции.

Тема 2. Древнерусское государство.

Образование государства «Русь». Норманнская теория и ее противники. Путь из «варяг в греки». Первые Рюриковичи, их внутренняя и внешняя политика. Политическая организация Древней Руси. Полюдье. «Лествичная» система передачи престола. «Русская Правда». Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дружинные связи. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии. Города в системе социально-политических отношений. Крещение Руси и его последствия. Культура Древней Руси до монгольского нашествия.

Русь удельная. Русские земли в сер. XII – сер XIII вв. Вотчина и город. Своеобразие развития древнерусского города. Распад Древнерусского государства. Социально-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Крупнейшие политические центры. Владимиро-Суздальское княжество. «Господин Великий Новгород». Галицко-Волынское княжество.

 Монгольское нашествие на Русь. Образование раннефеодального Монгольского государства. Общественно-экономический строй кочевых монгольских племен. Чингиз-хан и объединение Монголии. Монгольское войско. Завоевания монголов на востоке. Борьба народов Средней Азии и Закавказья с монгольскими завоевателями. Вторжение монголов в Предкавказье, Крым и южнорусские степи. Битва на Калке. Походы Батыя. Нашествие на Русь. Героическая борьба русского народа. Образование Золотой Орды, ее социально-экономический и политический строй. Система управления покоренными народами. Великое княжество Владимирское и Золотая Орда. Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского ига. Проблема ига в зарубежной историографии.

Борьба с крестоносцами в XIII в. Международное положение в XIII в. Взятие Константинополя крестоносцами. Агрессия крестоносцев в Прибалтике. Объединение меченосцев с Тевтонским орденом. Разгром шведских захватчиков на Неве и крестоносцев на Чудском озере (Ледовое побоище). Александр Невский.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...