Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация тестового контроля знаний студентов по дисциплине «Отечественная история».




1. Актуальность тестирования, требования к составлению тестов

Для изучения учебных дисциплин в современной высшей школе широко используются новые эффективные формы и методы работы. В этой связи тестированию придается особое значение. Это самая эффективная форма обучения, контроля, проверки и самопроверки знаний студентов. Особенно целесообразно использование данной формы в условиях, когда на изучение дисциплины отведено мало времени, а учебная программа предусматривает необходимость усвоения объемного материала. Это обстоятельство в полной мере относится к курсу «Отечественная история», изучение которого завершается экзаменом по стобальной системе оценке знаний. Опыт изучения данного курса убеждает в целесообразности и необходимости использования в учебном процессе тестирования. Однако прежде чем приступать к работе с тестами, студентам следует знать, что такое педагогический тест и каковы наиболее известные формы тестовых заданий, предлагаемых для изучения истории Отечества? Как работать с тестами, чтобы основательно подготовиться к экзамену? Педагогический тест – это система заданий возрастающей трудности специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и объективно измерить уровень знаний по учебной дисциплине.

Тесты выполняют много задач. В учебном процессе они могут быть использованы для:
- обучения во время семинарских занятий;
- контроля и самоконтроля знаний студентов;
- текущей, промежуточной и итоговой аттестации (зачета/экзамена).

Использование такого вида работы, как тестирование, на семинарских занятиях помогает студентам в неформальной обстановке узнать много нового для себя, оценить свои собственные знания по важнейшим проблемам отечественной истории и основательно подготовиться к экзамену/зачету. Для преподавателя тестирование позволяет четко и объективно осуществить как промежуточную аттестацию студентов, так и итоговую, во время экзамена.

Кроме того, по согласованию с преподавателем студенты могут подготовить тесты по отечественной истории как самостоятельную, творческую работу. Полученная оценка за такую работу учитывается при аттестации. При подготовке тестов и заданий (вопросов) в тестовой форме необходимо помнить, что главное внимание должно быть сосредоточено на содержании. Содержание тестовых заданий должно отображать изучаемую проблему (тему), ее сущностную сторону. Поэтому тесты должны включать сложные и легкие задания.

Помимо содержания тест должен отвечать следующим требованиям:
1. формулирование задания в логической форме высказывания (истинное или ложное). Для теста форма логического высказывания предпочтительнее, чем форма вопроса;
2. одинаковые решающие правила и инструкции для всех (для объективности и стандартизации);
3. адекватность инструкции содержанию и форме задания;
4. четкая и лаконичная формулировка задания: оно не должно быть тяжеловесным и многословным. Следует помнить, что тест читается рефлексивно, нацелено на текст;
5. должна быть понятная форма фиксации ответа, т. е. каждому ответу должно быть отведено свое место так, чтобы визуально видна была форма ответа (что указывается в инструкции к тесту).

При составлении тестов необходимо помнить, что взаимодействие содержания и формы — главное в композиции тестовых заданий.









Варианты тестирования, формы тестовых заданий

Следует помнить, что тестирование может проводиться в разной форме. Чаще всего тестирование проходит в двух вариантах: автоматизированном (на ЭВМ) и бланковое, т.е. письменно. В случае компьютерного варианта тестирования инструкцию лучше сформулировать так: «Отвечая на тестовые задания, нажимайте на клавишу с номером правильного ответа». При письменном методе тестирования инструкцию целесообразно дать другими словами, например: «Определите правильный ответ(ы)».

Приступая к работе с тестами необходимо знать, что тесты бывают разной формы сложности:
1. Первая форма — тестовые задания в закрытой форме, — когда есть готовые ответы и надо выбрать один правильный вариант ответа (или несколько). Это может быть тестовое задание с тремя и более вариантами ответов, из которых надо выбрать верный (или верные). Например:

Определите правильный ответ(ы):
1. Значение Куликовской битвы
А. положила конец монголо-татарскому игу
Б. уничтожила убеждение в непобедимости Орды
В. избавило Русь от уплаты дани
(Студент должен выписать ответ таким образом: 1Б)

2. Содержание политики «военного коммунизма»
А. продразверстка
Б. замена торговли прямым продуктообменом
В. продналог
Г. полная национализация всех промышленных предприятий
(Ответ: 2АБГ)

2. Вторая форма — задания в открытой форме, — когда нет готового ответа и студент должен найти его сам. В этом случае в инструкции для студентов пишут задание: «Дополнить:», а на месте прочерка испытуемые должны написать ответ. Например:

Дополнить:
1. Киевскую Русь крестил князь_________ в ______ году.
(Ответ: 1 – Владимир, 988)

2. Первые Дворянский и Купеческий банки были созданы в ____ году во время правления императрицы _______________
(Ответ: 2 – 1754, Елизаветы Петровны)

3. Первый президент СССР был избран в _____ году, им стал __________.
(Ответ: 3 – 1990, М.С. Горбачев)

3.Третья форма тестовых заданий позволяет проверить ассоциативные знания уже не одного, а двух множеств. Эти задания проявляются в виде умения устанавливать правильные соответствия. Инструкции к заданиям этой формы состоят из слов: «Установите соответствие:» Например:

Установите соответствие:
1. Основные направления политических партий в России
Направления: Название партии:
1. Монархическое А. Кадеты
2. Либеральное Б. РСДРП
3. Социалистическое В. ПСР
Г. «Союз русского народа»
Д. Октябристы
(Ответ: 1Г, 2АД, 3БВ)

2. События российской истории 90-х годов ХХ века
Дата: Событие:
1. 7—8 декабря 1991 г. А. Принятие Конституции РФ
2. 12 декабря 1993 г. Б. Выборы Президента России
3. 17 августа 1998 г. В. Беловежское соглашение.
4. 26 марта 2000 г. Образование СНГ
Г. Финансовый кризис
(Ответ: 1В, 2А, 3Г, 4Б)

4. Четвертая форма тестовых заданий — форма для установления правильной последовательности. Она не содержит ответа типа схемы. Как правило, такая форма (она называется фасетной) предполагает установить правильную последовательность исторических событий, конкретных действий, шагов, мер. Инструкция к данной форме тестов такова: «Установите правильную последовательность:» Например:

Установите правильную последовательность:
1. Этапы развития российского государства
А. Российская империя
Б. Древнерусское государство
В. СССР
Г. Московское царство
Д. Российская Федерация — Россия
(В ответ следует вписать буквы в виде последовательности этапов развития государства, соответственно: 1—БГАВД).

Задания на установление правильной последовательности полезны не только в контролирующих, но и в контрольно-обучающих целях.

Выделенные здесь четыре формы тестовых заданий не охватывают, конечно, все многообразие имеющихся форм контроля знаний. Кроме того, не следует забывать, что тестирование не должно подменять собой традиционные формы обучения.






































Организация тестирования

Тестирование может быть использовано как в обучающих, так и контролирующих целях. В частности, широко применяются тесты для обучения во время проведения семинарских занятий, Кроме того, тесты используются и как домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов, и как форма отработки пропущенных семинаров, во время проведения консультаций и собеседований.

Тесты могут быть использованы также для самопроверки знаний самими студентами, как отдельной темы, так и всего курса. Как правило, вопросы, на которые студент впервые узнает ответы в ходе тестирования, сравнительно легко запоминаются. Тестовый самоконтроль позволяет студентам самим определить степень усвоения учебного материала и является эффективной формой подготовки к зачету/экзамену. Это важно знать еще и потому, что в экзаменационный билет по дисциплине «Отечественная история», наряду с аналитическими вопросами, входят и тесты по основным темам курса.

Кроме того, промежуточная аттестация по курсу (по состоянию на 1 ноября или 1апреля) проходит, как правило, в тестовой форме. О проведении аттестационного тестирования студенты оповещаются заранее. Обычно оно проводится в письменной (бланковой) форме. Каждый студент получает один билет, состоящий из 10—15 тестовых вопросов. Максимальное количество баллов тестирования составляет 70—80 баллов, что соответствует 70—80% — таков удельный вес аттестационного тестирования в общей оценке успеваемости студента по курсу по стобальной шкале (100%). Ориентировочно, на тестирование отводится не более 25—30 минут.

Билеты в тестовой форме составлены таким образом, чтобы тематика их охватывала узловые проблемы пройденного материала по отечественной истории.

Студент, ответивший правильно менее чем на 50% тестов, не проходит аттестационное тестирование. По усмотрению преподавателя такому студенту может быть предложен дополнительный билет или тесты по теме неверных ответов.

Оценка за аттестационное тестирование не должна рассматриваться как окончательная. Она является составной частью всех видов работ, которые выполнял студент в течение учебного периода и не должна превышать 70—80%. Общая оценка промежуточной аттестации складывается из максимально возможного числа баллов на тестировании (70—80%) + баллы за посещаемость, работу на семинарах и по написанию реферата/эссе (20—30%). Всего должно быть 100 баллов максимум (100%).

Конвертация итогового количества баллов в общепринятую систему оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» следующая:

86—100 баллов — «отлично»
70—85 баллов — «хорошо»
51—69 баллов — «удовлетворительно»
50 баллов и менее — «неудовлетворительно».

Студенту следует серьезно относиться к работе с тестами при изучении истории и помнить, что тестирование является составной частью учебного процесса по дисциплине «Отечественная история» и за время обучения они пройдут 2—3 тестирования.




Тесты по Отечественной истории

1. Как называлась первая русская летопись?

а) “Слово о полку Игореве”

б) “Повесть временных лет” Нестора

в) “Поучение детям" Владимира Мономаха

г) “Слово о законе и благодати”

2. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» «... И не было у них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». О каком событии повествует летописец?

а) Восстании древлян
б) Призвании варягов
в) Усобице между сыновьями Ярослава Мудрого
г) Приглашении на киевский престол Владимира Мономаха

3. Что такое вотчина?

а) землевладение дворян

б) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу

в) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству

г) землевладение воевод

4. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси?

а) конец X века-до XII века

б) конец XI века-до середины XIII века

в) начало XIII века-40-е годы XVI века

г) 30-е годы XII-конец XV века

5. Кто был первым московским князем?

а) Юрий Долгорукий

б) Даниил Александрович

в) Иван Калита

г) Дмитрий Донской

6. Патриаршество было установлено в России:

а) 1589

б) 1605

в) 1612

г) 1645

7. Монголо-татарское иго было окончательно свергнуто при:

а) Иване III
б) Василии III
в) Иване Калите
г) Иване IV

8. При Иоане IV Грозном в России:

а) складывается система приказов

б) проводится министерская реформа

в) вводится “Табель о рангах”

г) происходит присоединение к России средней Азии

9. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?

а) Малюта Скуратов

б) Александр Меньшиков

в) Козьма Минин

г) Ермак Тимофеевич

10. Политическое развитие России в XVII веке характеризуется:                                                                        а)Усилением самодержавной власти
б) Учреждением Сената
в) Учреждением Земских Соборов
г) Провозглашением Российской империи

11. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?

а) неограниченная власть монарха

б) самостоятельность местной власти

в) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

г) большая роль патриарха в государственном управлении

12. Учреждённый Петром I Синод заменил:                                                                                                    

а) Приказы
б) Патриаршество
в) Боярскую Думу
г) Земский Собор

13. Россия была провозглашена империей в:                                                                                                             а) XVI веке
б) первой четверти XVIII века
в) второй половине XVIII века
г) XVII веке

14. Этот человек сделал головокружительную карьеру, став светлейшим князем, “полудержавным властелином” (А. С. Пушкин), а после смерти царя был лишен чинов и наград и отправлен в ссылку?

а) Ф. М. Апраксин

б) Ф. Я. Лефорт

в) Э. Бирон

г) А. Д, Меньшиков

15. О каком государственном деятеле России XVIII века А. С. Пушкин писал: “Ему мы обязаны Черным морем”

а) об А. Г. Орлове

б) о Ф. Ф. Ушакове

в) о Г. А. Потемкине

г) о П. А. Румянцеве16. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:

а) Петра I

б) Елизаветы Петровны

в) Екатерины II

г) Александра I

17. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?

а) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году

б) в результате присоединения украинских земель в 1654 году

в) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах

г) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах

18. Когда и кто в России впервые принял царский титул?

а) 1505-Иван III

б) 1547-Иван IV

в) 1721-Петр I

г) 1762-Петр III

19. Первое высшее учебное заведение в России называлось:

а) Смольный институт

б) Славяно-греко-латинская академия

в) Екатерининская гимназия

г) Царскосельский лицей

20. В начале XIX века в России учредили:                                                                                                             а)Сенат
б) Синод
в) Государственную Думу
г) Государственный Совет

21. Верно ли утверждение (утверждения): «По реформе 1861 г. было уничтожено

 а) помещичьи землевладения, б) крепостное право»:                                                                                                                   

 а) только а)
б) только б)
в) и а), и б)
г) ни а), ни б)

22. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи. Имя этого царя:

а) Петр I

б) Павел I

в) Александр I

г) Николай I

23. При Александре I он испытал взлет и падение, его высоко оценил Наполеон, Николай I за составление свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя орден Андрея Первозданного.

Этот человек:

а) П. Д. Киселев

б) А. А. Аракчеев

в) М. М. Сперанский

г) А. Х. Бенкендорф

24. Отметьте, что способствовало формированию взглядов декабристов (лишнее зачеркнуть):

а) Отечественная война 1812 года и патриотический подъем в стране

б) аракчеевщина

в) вольнолюбивые идеи А. Н. Радищева, А. С. Пушкина

г) стремление прославиться в истории

25. Писатель-сентименталист и публицист, не являясь профессиональным историком, написал первую систематическую многотомную “Историю государства Российского”:

а) С. М. Соловьев

б) Н. М. Карамзин

в) В. О. Ключевский

г) М. П. Погодин

26. Либеральные движения в России в начале XX века представляли:                                                            

а) социал-демократы
б) анархисты
в) конституционные демократы
г) социал-революционеры

27. Автором теории “официальной народности” являлся министр просвещения, в прошлом вольнодумец и друг декабристов:

а) М. П. Погодин

б) С. С. Уваров

в) П. Я. Чаадаев

г) А. Х. Бенкендорф

28. Кто такие западники?

а) религиозная секта

б) сторонники особого исторического пути России

в) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России

г) сторонники западноевропейского пути развития России

29. Первым президентом СССР стал:

а)И.В.Сталин
б) Л.И. Брежнев
в) Б.Н. Ельцин
г) М.С. Горбачёв

Рекомендованные учебники и учебные пособия:

  1. Арсланов Р.А.и др. История Отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2 ч. - М.: Поматур, 2000.
  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших времен до наших дней. - М.: Академия,1999.
  3. История СССР с древнейших времен до конца XYIII в. Под ред. акад. Б.А. Рыбакова. - М., 1983.
  4. История СССР с древнейших времен до конца XYIII в. Отв. ред. А. Н. Сахаров, А.П. Новосильцев. - М., 1996.
  5. История России с начала XYIII в. до конца XIX в. Отв. ред. А.Н. Сахаров. - М., 1996.
  6. История России с древнейших времен до 1861 г. Отв. ред. Н.И. Павленко. - М., 1996.
  7. История России с древнейших времен до конца ХХ в. - М.: Дрофа, 2001.
  8. Краткое пособие по отечественной истории. - М.: Агар, 2000.
  9. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Изд-во Эксма, 2005.
  10. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения советской власти. - М.: Норма-Инфра_М, 1999.
  11. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 2001.
  12. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М., 2001.
  13. Отечественная история (1917-2001): Учебник / Отв. Ред. Проф. И.М. Узнародов. – М.: Гардарики, 2002.
  14. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России.- СПб: Лань, 1999.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

1. Мультимедиа - учебник, журналы, источники http://www.HISTORY_ru

2. Российский иллюстрированный журнал «Родина» http://www.istrodina.com/

3. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ УРАЛА http://www.ural.ru

4. Исторические источники http://www.hrono.ru

5. Исторические источники http://www.mavica.ru

6. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА http://www.vostlit.info

7. Новости истории http://www.istorik.ru

8. Литература, источники, персоналии по истории http://www8.informatik.uni-erlangen.de

9. Источники http://www.il\bibl.html

10. http://gumilevica.kulichki.

11.  Н.И. Костомаров РУССКАЯ ИСТОРИЯ В ЖИЗНЕОПИСАНИЯХ ЕЕ ГЛАВНЕЙШИХ ДЕЯТЕЛЕЙ http://www.kulichki.comъ

12. http://www.genealogy.htm

13. Кочевые народы http://www.zaimka.ru

14. http://www.ckct.org.ru/study/history

15. Кремль.Org - http://www.kreml.org/ – политическая экспертная сеть

16. "Открытая экономика" Экспертный канал - http://www.opec.ru/

17. Служба политической информации и консультаций - Центр (СПИК-Центр) - http://www.spic-centre.ru/

18. Советник.Ру - PR-портал - http://www.sovetnik.ru/

19. Конституционное право: восточноевропейское обозрение - http://www.ilpp.ru/kpvo/index.html

20. Космополис - http://www.rami.ru/cosmopolis

21. Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО) - http://www.politstudies.ru/friends/index.htm

22. Полис - http://www.politstudies.ru/

23. Раздел "Политология" библиотеки Мошкова - http://www.lib.ru/POLITOLOG/

24. Россия в глобальной политике - http://www.globalaffairs.ru/live/default.asp

25. РОССПЭН - Российская Политическая Энциклопедия - http://www.rosspen.com/

26. Современная Европа - http://www.ieras.ru/mag_j.htm

27. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации http://www.cikrf.ru

 

Примерные экзаменационные вопросы по курсу «Отечественная история»

для студентов I курса неисторических специальностей

  1. Предмет, функции и задачи предмета истории.
  2. Происхождение славян, территория их расселения, занятие и быт.
  3. Социально-экономические и политические факторы образования древнерусского государства.
  4. Расцвет Киевской Руси (конец Х – первая половина ХI в.).
  5. Причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.                             
  6. Монголо-татарское нашествие и его последствия для русских земель.
  7. Борьба Руси за независимость в XIII веке.
  8. Объединение русских земель. Причины возвышения Москвы.
  9. Укрепление централизованного российского государства. Режим личной власти Ивана IV Грозного.
  10. Этапы закрепощения крестьян.
  11. Восточная политика России во второй половине XVI века. Ее политическое и экономическое последствия.                                   
  12. Смутное время: причины, периоды и итоги.
  13. Социально-экономическое развитие в XYII в.
  14. Церковная реформа Никона.
  15. Русская культура XIII-XY вв.
  16. Русская культура XYI- XYII в.
  17. Преобразования Петра I и их роль в истории России.
  18. Северная война, ее периоды и итоги. Условия Ништадского мира.
  19. Россия в годы дворцовых переворотов.
  20. Внутренняя политика Екатерины II. Сущность «Просвещенного» абсолютизма.
  21. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
  22. Поиск новых направлений социально-экономической политики (I половина XIX в.).
  23. Попытки модернизации государственного строя России в начале XIX века.
  24. Россия на пути капиталистического развития конец XIX – нач. XX веков.
  25. Отечественная война 1812 года. Ход войны и ее итоги для России и Европы.
  26. Движение декабристов и его значение в российской истории.
  27. Формирование либерализма. Славянофилы и западники.
  28. Революционно-демократическое движение в России 40-60-х годов.
  29. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века и их значение.
  30. Отмена крепостного права. Характер и условия освобождения крестьян от крепостной зависимости.
  31. Контрреформы 80-90 гг. XIX в. Внутренняя политика Александра III. Наступление реакции.
  32. Экономическая реформа С.Ю. Витте.
  33. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
  34. Развитие рабочего движения в 70-90 гг. XIX в.
  35. Возникновение политических партий. Их программа и тактика (РСДРП, эсеры, кадеты).
  36. Государственная Дума – опыт Российского парламентаризма.
  37. Революция 1905-1907 гг. и ее социально-политические последствия.
  38. Участие России в первой мировой войне. Обострение в стране социально-экономического и политического кризиса в условиях войны.
  39. Февральская революция 1917 года: проблема власти. Политическая ситуация в стране от февраля до октября 1917 г.                                                                                      
  40. Октябрьская революция 1917 года: закономерность или случайность?
  41. Подготовка и проведение вооруженного восстания в октябре 1917 г. II съезд Советов и его декреты.
  42. Причины и начало гражданской войны и иностранной интервенции.
  43. Политические партии в Гражданской войне (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики).
  44. Новая экономическая политика Советского государства. Современная её оценка.
  45. Сущность политики «военного коммунизма».
  46. Образование СССР и национально-государственное строительство.
  47. Индустриализация страны, ее форсирование и последствия.
  48. Коллективизация сельского хозяйства. Ошибки и перегибы в ее осуществлении.
  49. Политическое развитие в стране в 20-е годы. Формирование административно-командной системы.
  50. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
  51. Начало Великой Отечественной войны и перестройка страны на военный лад.
  52. Великая Отечественная война: Основные этапы, важнейшие события.
  53. СССР и антигитлеровская коалиция.
  54. Решающий вклад СССР в разгром фашизма. Цена Победы.
  55. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.
  56. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
  57. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.
  58.  Социально-экономическое развитие СССР в 1965-1984 гг.
  59.  Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
  60. Перестройка в стране (сер. 80-х – нач. 90-х гг.) ХХ в..
  61. Поиски путей перехода к рыночной экономике в 90-е гг. ХХ в.
  62. Кризис перестройки и распад СССР.
  63. Политическая обстановка в стране 90-х годах ХХ в.
  64. Становление российской государственности. Конституция 1993 г.
  65. Межнациональные отношения во второй половине ХХ в..
  66. Международные связи России во второй половине 90-х годов ХХ века.
  67. Социально-экономическая обстановка во второй половине 90-х годов ХХ века.
  68. РФ на рубеже ХХ - ХХI вв.




























Глоссарий

Абсолютная монархия- абсолютная, неограниченная монархия. Вся полнота государственной власти (право издавать законы, осуществлять суд, собирать налоги, объявлять войну и т.п.) нахо­дится в руках монарха.

Августовский путч — попытка отстранения Президента СССР М. С. Горбачёва от власти, предпринятая Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) — группой консервативно настроенных заговорщиков из правительства СССР 19 – 21 августа 1991 года

Автономия— внутреннее самоуправление определенной области (территории государства), отличающейся национальным составом населения.

Авторитаризм — политический ре­жим, для которого характерно сосре­доточение власти в руках одного че­ловека или правящей элиты.

Анархия— безначалие, безвластие; сти­хийность, неорганизованность, бес­порядок.

Анархизм- общественно-политическое течение 1840-1870-х гг., выступавшее за уничтожение всякой государственной власти. В России идеи А. отразились в теории и практике народничества.

Анахронизм — намеренное внесение в изображение какой-либо эпохи не­свойственных ей черт; пережиток старины.

Антрепренер  — владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театр, цирк и т. п.).

Арьергард— подразделение походного охранения в сухопутных войсках и на флоте для прикрытия основных сил при отходе, марше от фронта в тыл.

Ассигнации — бумажные деньги, вы­пускавшиеся в России в 1769— 1849 гг.

Барщина- отработочная рента, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работавшего личным инвентарем в хо­зяйстве земельного собственника.

Баскаки- чиновники татаро-монгольских ханов, собиравшие дань с населения в покоренных землях.

Безобразовская клика- название группировки главным образом крупных помещиков в 1898 - 1905 гг., имевшей целью создание акционерного общества для эксплуатации естественных богатств Кореи и Маньчжурии (названа по имени статс-секретаря A.M. Без-образова).

Бироновщина- режим в России в 30 гг. XVIII века, в царствование императрицы Анны Ивановны, назван по имени фаворита И.Э. Бирона. Характеризуется засильем иностранцев в государственном управлении России, разграблением богатств страны, репрессиями против недовольных.

Большевизм- революционное-марксистское течение политиче­ской мысли в международном рабочем движении, получившее свое воплощение в партии большевиков, созданной В.И. Лениным. Б. развил марксизм применительно к историческим условиям клас­совой борьбы в период империализма. Название получил в связи с выборами руководящих органов партии, где большинство получи­ли сторонники Ленина.

Большевизм — политическое течение в российском революционном движении, возникшее в начале XX в. во главе с В. И. Лениным. Большевизм, исходя из марксисткой теории, выступал за осуществление социалистической революции, установлении диктатуры пролетариата, строительство социализма и коммунизма. Большевики возглавили октябрьскую революцию 1917 г., победили в Гражданской войне.

Боярская дума1) в Древнерусском государстве - совет при князе членов старшей дружины и близких родственников. 2) в период раздробленности - совет знатных вассалов при князе. 3) в Русском государстве XV-XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещатель­ного характера, обсуждавший вопросы внутренней и внешней по­литики.

Баскаки — золотоордынские чиновники, собирающие дань с русских земель.

Барщина — форма крестьянских повин­ностей, даровой принудительный труд зависимого крестьянства, рабо­тающего собственным инвентарем в хозяйстве помещика.

Бюджет— распределение, смета денеж­ных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на опреде­ленный период.

Бюрократия — система управления, основанная на строгом разделении обязанностей, соподчинении низших и высших органов, четко разработан­ных правилах деятельности.

Варшавский договор- договор о дружбе и взаимной помощи, подписан 14 мая 1955 в Варшаве Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и СССР. Создан в противовес НАТО и обязывал участников в случае нападения на со­юзников или угрозы социалистическому строю оказывать помощь всеми имеющимися средствами.

Ваучер (приватизационный чек) — государственная ценная бумага целевого назначения на предъявителя, имеющая номинальную стоимость в рублях и использующаяся как платежное средство для приобретения объектов приватизации.

Великодержавный шовинизм — это националистическая политика возвеличивания основной нации и принижения остальных народов. По отношению к нерусским народам («инородцам») царизм проводил политику ограничения их прав, национального гнета, русификации, погромов, обострения межнациональной розни.

Вертикаль (исполнительной) власти — комплекс мер, предпринятых президентом России Владимиром Путиным в 2000-е годы с целью укрепления центральной власти в стране и ослабления региональных элит и политической оппозиции.

Вече- совет, народное собрание у восточных славян. В средневе­ковой Руси - городское собрание.

Воевода- 1) в IX-XVII вв. начальник войска; 2) с XVI в. начальник города с уездом, соединявший в своих руках военную и граждан­скую власть.

Военные поселения- особая организация войск в России в 1810-1857 гг, введены в целях формирования особой военной касты и уменьшения военных расходов. Военные поселяне совмещали военную службу с сельскохозяйственным трудом.

«Военный коммунизм»- экономическая политика Советского го­сударства в условиях гражданской войны, явившаяся попыткой преодоления экономического кризиса. Опиралась на теоретиче­ское представление о возможности непосредственного введения коммунизма.

Военный коммунизм— социально-экономическая политика советского государства в условиях гражданской войны 1918—1920 гг., отражавшая представления о возможности социалистического строительства путем быстрого насильственного вытеснения капиталистических элементов. Эта политика быстро обнаружила свою несостоятельность как курс строительства социализма, вызвала политический и экономический кризис конца 1920—начала 1921 гг. Вначале 1921 г. заменена новой экономической политикой (нэп).

Волюнтаризм- деятельность, осуществляемая без учета объек­тивных законов исторического процесса, на основе субъективных желаний и произвольных решений.

Восточный вопрос- принятое в дипломатии и исторической ли­тературе обозначение международных противоречий конца XVIII -начала XX вв., связанное с наметившимся распадом Османской империи и борьбой великих держав за раздел ее владений.

Вотчина- вид феодальной земельной собственности в России. Возникла в X в. (княжеская, боярская, монастырская), передава­лась по наследству. С конца XV в. бытовала наряду с поместьем, с которым слилась в XVIII в. в один вид - имение.

Вотчина — наследственное владение.

Временнообязанные крестьяне- в 1861-1883 гг. бывшие крепо­стные, не переведенные на выкуп. Несли повинности за пользова­ние землей.

Газават — священная война мусульман против неверных.

Государственная дума- 1) представительное законодательное учреждение России, учреждена Манифестом 17 октября 1905 г. 2) с 1993 г. по Конституции нижняя палата Федерального собрания Р.Ф.

Государственные крестьяне- в XVIII-XIX вв. сословие, образо­ванное из бывших черносошных крестьян, жили на казенных зем­лях, несли повинности в пользу государства, считались лично сво­бодными.

Государственный совет- высший законосовещательный орган России, образован в 1810 г. С 1906 г. - верховная законодательная палата, рассматривал принятые Думой законопроекты до утвер­ждения их императором.

Геноцид   — уничтожение отдельных групп населения по расовым, наци­ональным или религиозным призна­кам, тягчайшее преступление против человечества.

Геополитическое положение — место государства на международной аре­не, определяемое особенностями ее политических интересов и географи­ческого положения.

Гражданское общество — общество, рождающееся в результате буржуаз­ных преобразований. Характеризует­ся высоким уровнем экономической, социальной и политической защиты населения и возможностью влиять на принимаемые правительственными органами решения.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Губерния- административно-территориальная единица России с 1708 г., подразделялась на уезды.

ГУЛАГ — Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений — образован в 1934 г. в ведении НКВД (народного комиссариата внутренних дел). Ему переданы все исправительно-трудовые учреждения наркомата юстиции. Существовал до 1956 г.

Двадцатипятитысячники- рабочие промышленных центров СССР, направленные в деревню в начале 1930-х гг. для организа­ции колхозов.

Двоевластие- переплетение двух властей в России после Фев­ральской революции: Временного правительства и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

«Дворцовых переворотов эпоха» -принятое в отечественной историографии название периода 1725-1762 гг., когда в Россий­ской империи смена власти происходила путем дворцовых пере­воротов, свершавшимися дворянскими группировками при содей­ствии гвардейских полков.

Дворянские собрания– губернские и уездные органы дворянского самоуправления в 1785-1917 гг. Решали сословные и местные во­просы.

Демобилизация (от фр. démobilisation, — отмена, mobiliser — приводить в движение) — переход вооружённых сил и экономики с военного положения на мирное. Характеризуется сокращением численности вооружённых сил, расформированием штабов, воинских частей, учреждений и организаций, созданных в условиях военного времени, увольнение излишнего личного состава в запас.

Демократия — народовластие; политический строй, основанный на признании политических свобод, гражданских прав личности, а также следующих принципов:

       разделение властей;

       легальность оппозиции;

       правление не лиц, а закона (правовое государство);

       независимость от властей средств массовой информации;

       разрешение конфликтов конституционным путем.

Депортация- насильственное изгнание, ссылка. В СССР во время Великой Отечественной войны Д. подверглись балкарцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.

Дефолт- отказ от уплаты по долгам, фактически объявление о банкротстве.

Диктатура — неограниченная политическая, экономическая, идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей или одним человеком.

Диктатура пролетариата- форма государственной власти, обес­печивавшая господство пролетариата и сельской бедноты при ру­ководящей роли коммунистической партии.

Душа (ревизская душа) — единица уче­та мужского населения России для обложения подушной податью. Каж­дая «душа» существовала до следую­щей ревизии (переписи населения), отсюда появление «мертвых душ», людей умерших, но считающихся на­логовыми органами живыми до сле­дующей переписи населения.

Диссиденты- название участников движения против тоталитарно­го режима в СССР, выступавших за соблюдение прав человека и гражданина. Подвергались репрессиям со стороны властей.

 Евразийство- идейно-политическое и философское течение в российской эмиграции 1920-1930-х гг. Противопоставляли истори­ческие судьбы и интересы России и Запада, трактовали Россию как «Евразию», особый срединный материк и особый тип культуры, Постепенно пришли к признанию закономерности революционных событий 1917 г. и оправданию большевизма.

Жалованная грамота- документ о предоставлении определенных прав и льгот отдельным лицам, монастырям или группам населе­ния, выдававшийся высшей властью в России.

Западничество- направление русской общественной мысли 1840-50-х гг. Считали Россию частью общемирового исторического про­цесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Выступали за отмену крепостного права, за проведение реформ и конституционного преобразования государственного строя.

Заповедные лета- период, в течение которого запрещался пере­ход крестьян в Юрьев день к другому хозяину.

Земские соборы– высшие сословно-представительные учрежде­ния с законосовещательными функциями XVI - XVII вв.

Земство,(земские учреждения) - выборные всесословные органы местного самоуправления в России в 1864 - 1917 гг., ведали хозяй­ственными делами на уровне губернии или уезда.

Земщина- часть территории Русского государства с центром в Москве, не включенная в опричнину.

Зубатовщина- политика так называемого «полицейского социа­лизма», названная по фамилии начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова, заключалась в создании легальных ра­бочих организаций, которые бы ограничивались только экономиче­скими требованиями, целью являлось отвлечь рабочих от револю­ционной борьбы.

Иго - термин, обозначающий вассальную зависимость Руси от Орды, охватывающую период с 1242 по 1480 г. Император - титул некоторых монархов, обозначающий более вы­сокое положение по сравнению с королем, царем. В России пер­вым титул императора принял Петр I в 1721 г.

Изгои – люди, порвавшиеся со своей общиной, лишившиеся своего социального статуса, холопы, отпущенные на волю.  

Импичмент – особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц.

Индустриализация- процесс создания крупного машинного про­изводства во всех основных отраслях экономики.

Иосифляне- последователи Иосифа Волоцкого, выступившие в конце XV в. за незыблемость церковных догматов, необходимость церковно-монастырского землевладения, защищали тезис о бого-установленности великокняжеской власти, доказывали правомер­ность притязаний Русской православной церкви на патриаршество.

Интеллигенция — это определенная социальная группа, состоящая из образованных людей, занимающихся умственным трудом.

Индустриальное общество — это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности как основы и ведущего сектора экономики и соответствующих ей социальных и политических структур.

Интервенция — это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушение его суверенитета. Может быть военная (агрессия), экономической, дипломатической, идеологической.

Кадеты — это участники конституционно-демократической партии («Партия народной свободы»), главной партии либерально-монархической буржуазии в России, возникшей в октябре 1905 г. Выступали за конституционную монархию, демократические преобразования, передачу помещичьих земель крестьянам за выкуп, расширение рабочего

законодательства. Существовали до начала 20-х гг.

Кооперация — добровольное товарищество по совместному ведению хозяйства, организации промысла, мелкого производства, посреднической деятельности. Основные формы: потребительская, кредитная, снабженческо-сбытовая, производственная.

Коллективизация — преобразование сельского хозяйства в СССР массовым созданием коллективных хозяйств (колхозов) в конце 20-х—начале 30-х гг. Проводилась форсированными темпами. Сопровождалась ликвидацией единоличных хозяйств. Основана на применении противоправных методов, террора, беззакония, репрессий. Привела к значительному ослаблению сельского хозяйства, изменению уклада жизни крестьянства.

Коллективизация- политика советского государства и партийного руководства в конце 1920-х - начале 1930-х гг., направленная на массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), сопровож­далась ликвидацией единоличных хозяйств, проводилась форси­рованными методами.

Коллективизация- «социалистическое преобразование» сельско­го хозяйства, ликвидация единоличных крестьянских хозяйств и насильственное объединение их в колхозы.

Комитеты бедноты (комбеды)- организации сельской бедноты. Созданы в 1918 г., распределяли помещичьи земли и инвентарь, вместе с продотрядами и местными советами проводили продраз­верстку и набор в Красную Армию.

Комитет министров— высший исполнительный орган, в отдельных случаях ему предоставлены законосовещательные и законодательные функции.

Компиляция – работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных обобщений.

Конфедерация– союз государств, сохраняющих независимое существование, объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам.

Конгломерат- объединение разнородных племен.

Контрреформы- принятое в литературе название мероприятий -
правительства Александра III по пересмотру итогов реформ 1860-1870-х гг.

Колония— страна, лишенная государ­ственной независимости, захвачен­ная другим государством.

Колонизация — заселение и освоение окраинных земель страны (внутренняя), поселение за пределами страны (внешняя).

Конвертируемость  — перерасчет; воз­можность беспрепятственного обмена денежных знаков (валюты) одного го­сударства на денежные знаки другого государства.

Консерватизм — политическая идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народному движению. Консерватизм отрицает революционные эксперименты и с сомнением относится к реформаторству.

Кормление- система содержания должностных лиц (наместни­ков, волостелей и др.) в средневековой Руси, путём предоставле­ния им прав облагать в свою пользу население управляемой ими местности.

Крепостное право- форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и су­дебной власти феодала. В России оформилось Судебником 1497, указами о заповедных летах и окончательно было закреплено Со­борным уложением 1649 г.

Кулачество- принятое в литературе название слоя зажиточных крестьян, сложившегося в результате экономической и социальной дифференциации.

Культ личности— единовластие, сложившееся в СССР с 20-х гг. как культ И. В, Сталина. Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда личность подменяет руководство партии, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим. Источники культа личности коренятся как в объективных, так и в субъективных условиях, сложившихся в советском обществе.

Курия- разряд избирателей, созданный на основе цензов.

Легальный марксизм - течение в общественно-политической мысли России конца XIX - начала XX в., для которого характерно использование положений марксисткой экономической теории для обоснования развития капитализма в России.

Либерализа́ция цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

Либерализм- идеологическое и общественно-политическое тече­ние, объединяющее сторонников парламентского строя, равенства людей в правах и по рождению. Главной ценностью либерализма выступает свобода отдельной личности.

Либерализм — течение, выступавшее за парламентаризм, политические права и свободы, демократизацию общества, расширение предпринимательства. Отвергая революционный путь преобразований, добивался изменений в обществе легальными средствами, реформами.

Либеральные народники- участники общественного движения второй половины XIX в., сторонники преобразования общественно-политического строя России на началах социализма посредством мирных реформ (Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниэльсон и др.)

«Ленингра́дское дело» — серия судебных процессов в конце 40-х в начале 50-х годов против партийных и советских руководителей в СССР. В ходе этих процессов обвиняемые были обвинены в измене Родине, намерении превратить ленинградскую партийную организацию в опору для борьбы с ЦК и отторгнуть Ленинградскую область от СССР. По первому из этих процессов были привлечены председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, председатель Совета министров РСФСР М. И. Родионов, первый секретарь Ленинградского горкома и обкома ВКП(б) А. А. Кузнецов, второй секретарь Ленинградского горкома П. С. Попков. Все обвиняемые 30 сентября 1949 года были приговорены к расстрелу.

Летопись— погодные записи (от лета до лета) о крупнейших событиях.

Мануфактура- одна из ранних форм организации промышленно­сти, при которой сохранялась ручная техника, производство осно­вывалось на кооперации и разделении труда.

Метрополия— страна, имеющая коло­нии.

Меценатство— покровительство куль­туре, науке, искусству.

Миграция— переселение, перемещение населения внутри страны или из од­ной страны в другую.

Мизантропия— ненависть к людям, от­чуждение от них.

«Мингрельское дело» - предъявление группе руководящих работников, выходцев из Мингрелии, обвинения в местном(мингрельском) национализме с целью ликвидации советской власти в республике (ноябрь 1951 г.).

Монархия – (единовластие)форма правления, при которой верховная власть в гос. формально сосредоточена в руках единоличного главы гос.; государство с такой формой правления.

Монархизм— политическое направле­ние, признающее монархию един­ственно правильной формой государ­ственной власти.

Монополия— исключительное право де­ятельности в какой-либо сфере эконо­мики или деятельности государства.

Меньшевизм — течение в российской социал-демократий, сформировавшееся на II съезде РСДРП (1903 г.) из делегатов, получивших меньшинство во время выборов руководящих органов партии. Меньшевики считали в демократической революции союзником пролетариата либеральную буржуазию, не признавали революционную роль крестьянства, выступали против установления диктатуры пролетариата, были за легальные методы борьбы. Поддержали Временное правительство, не признали Октябрьскую революцию.

Меркантилизм- политика, направленная на поддержание преоб­ладания экспорта над импортом.

Местничество- система распределения служебных мест в Рус­ском государстве XIV-XVII вв. при назначении на военную, админи­стративную и придворную службу с учетом происхождения, слу­жебного положения предков и личных заслуг. Отменено в 1682 г. Месячина - в XVIII - первой половине XIX вв. шестидневная бар­щина крепостных, лишенных наделов и получавших за труд ме­сячный продовольственный паек.

Митрополит- высший духовный сан русской православной церкви до 1589 г. Мещане - в Российской империи в 1775 - 1917 гг. податное сосло­вие из бывших посадских людей - ремесленников, мелких торгов­цев и домовладельцев, объединенных по месту жительства в об­щины с некоторыми правами самоуправления.

Мировой посредник- должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г., назначался из дворян для состав­ления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

Мировой суд- низшее звено судебной системы, созданный в ре­зультате судебной реформы 1864 г., рассматривал мелкие уголов­ные и гражданские дела.

Модернизация- процесс преобразования традиционного общест­ва в индустриальное.

«Москва - третий Рим»- политическая теория XV-XVI вв., утвер­ждавшая историческое значение столицы Русского государства - Москвы как всемирного политического и церковного центра. Мос­ковские цари провозглашались преемниками римских и византий­ских императоров.

Мюридизм — религиозная идеология (одно из направлений в исламе).

Надел- земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за выполнение опреде­ленных повинностей.

Наместник- в XII-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее мест­ное управление.

Народничество- идейное течение в среде радикальной интелли­генции во второй половине XIX в., представители которого высту­пали с позиций «крестьянского социализма» против крепостниче­ства и капиталистического развития России, за свержение само­державия путем крестьянской революции или за осуществление социальных преобразований путем реформ.

Национализм — идеология и политика национальной исключительности, превосходства одних наций над другими. Способствует разжиганию национальной вражды, недоверия, конфликтов. Особенно опасен в многонациональных государствах.

Национализация — это переход предприятий и отраслей экономики в собственность государства, как через безвозмездную экспроприацию — принудительное лишение частной собственности, так на основе выкупа (полного или частичного), а также обобществление мелкой собственности при кооперировании.

Негласный комитет- неофициальный совещательный орган при Александре I в 1801-1803 гг. (П.А. Строганов,. А.А. Чарторысский, В.П. Кочубей и Н.Н. Новосильцев).

Нестяжатели- приверженцы религиозно-политического течения в русской православной церкви в конце XV - начале XVI вв., пропо­ведовали необходимость отказа церкви от приобретения земель­ных и имущественных ценностей как противоречащих евангель­ским принципам.

Нигилизм ­­­— отрицание всех духовных ценностей окружающего общества, в том числе традиционные представления о чести, любви, семье, обязанностях и т.д.

Номенклатура- должностные лица, назначаемые властями, пра­вящий слой, господствующий в бюрократической системе управления, в СССР - перечень наиболее важных должностей в госу­дарственном аппарате и общественных организациях.

Оброк- форма земельной ренты; ежегодный сбор денег и продук­тов с крепостных крестьян помещиками.

Община- (мир) форма социальной организации, характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма (со­седская) сочетает индивидуальное и общинное владение. О. об­ладала полным или частичным самоуправлением, в России была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей.

Опричнина- 1) в XIV-XV вв. - особое владение, выделенное вдове князя; 2) название удела Ивана IV в 1565 - 72 гг.; 3) система внут­риполитических мер Ивана IV с целью укрепления личной власти.

Откуп- система сбора налогов с населения, при которых государ­ство за определенную сумму передавало право сбора налогов ча­стным лицам.

Отрезок- часть крестьянского надела, превышающая установлен­ную реформой 1861 г. норму, изымалась в пользу помещика.

Отруб- в начале XX в. - земельный участок, выделенный из об­щинной земли в единоличную собственность в результате столы­пинской аграрной реформы.

«Оттепель» - обозначение перемен в социальной и культурной жизни СССР в 1953-1964 гг., характеризовалась смягчением поли­тического режима, началом процесса реабилитации жертв репрес­сий, частичным демонтажем тоталитарного режима.

Отроки, Чадь, Гриди– младшие дружинники.

Отходничество- временный уход крестьян из деревень на зара­ботки в районы развитой промышленности и на сельскохозяйст­венные работы в другие местности, практиковалось с XVII в.

Официальной народности теория- в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы. Возникла в 1830-х гг. Явилась попыткой соз­дания государственной идеологии, основанной на идеалах право­славия, самодержавных принципах управления и идее единства монарха и народа, выражена в формуле «православие, самодер­жавие, народность».

Патриарх- в русской православной церкви высший духовный сан, глава автокефальной церкви в 1589-1703 и с 1917 гг.

Парад суверенитетов – провозглашение независимости и выход союзных республик из состава СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

Поместье — давалось за военную и государственную службу, не подлежало продаже, обмену, наследованию и могло быть отобрано.

Принцип разделения властей — уче­ние, утверждающее, что для правиль­ного функционирования государства в нем должны существовать незави­симые друг от друга законодатель­ная, исполнительная и судебная власти.

Приписные крестьяне — государствен­ные, дворовые крестьяне, работав­шие вместо выполнения барщины или уплаты оброка на казенных и ча­стных заводах, т. е. прикрепленные к ним.

Просветительство     (Просвещение) — идейное течение XVIII в., предста­вители которого боролись за установ­ление «царства разума», признание естественного равенства людей и их политической свободы.

Плюрализм- (лат. множественный) в общественной жизни озна­чает многообразие сфер ее существования и форм проявления, политический плюрализм проявляется в форме многопартийности.

Политика разрядки- в 1970-е гг. характеризуется смягчением недоверия, соперничества и напряженности в отношениях между СССР и развитыми капиталистическими странами.

 Полюдье- способ сбора дани путём объезда князем подвластной ему территории.

Поместье- вид земельного владения в конце XV - начале XVIII вв., предоставлялось государственным служилым людям, первона­чально без права передачи по наследству.

Политический террор — особая форма политического насилия, характеризующегося жестокостью, целенаправленностью. Террор был распространенным инструментом борьбы революции и контрреволюции в период глубоких социальных потрясений общества.

Приписные крестьяне- в XVIII - первой половине XIX в. государ­ственные, дворцовые крестьяне, прикрепленные (приписанные) к казенным и частным заводам, несли повинности вместо уплаты податей.

 «Посессионные» крестьяне — крестьяне, купленные без земли для работы на мануфактурах. Они составляли единое целое с предприятием, и их нельзя было продавать отдельно.

Почвенничество- течение русской общественной мысли, родст­венное славянофильству, его представители (Братья Ф.М. и М.М. Достоевские, А.А. Григорьев и др.) признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом, «нацио­нальной почвой» на религиозно-этической основе.

        Провиденциализм– воззрение, объясняющее ход истории волей провидения (бога)

Приватизация- передача в частную собственность государствен­ного или муниципального имущества за плату или безвозмездно.

Прогрессивный блок- объединение ряда фракций четвертой Го­сударственной думы и Государственного совета, образован в авгу­сте 1915 г., требовал создания ответственного перед думой прави­тельства и включения в его состав своих представителей для про­ведения либеральных реформ.

Продразверстка- система заготовок сельскохозяйственных про­дуктов в 1919-1921 гг., элемент политики «военного коммунизма», предусматривала обязательную сдачу крестьянами всех излишков хлеба и др. продуктов государству по твердым ценам.

Просвещенный абсолютизм — политика, предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее развитие государственности, местного управления; гарантию свобод отдельным слоям населения (созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом сохраняется самодержавие и господство дворянства.

Радикализм — стремление к решительным методам и действиям.

Разночинцы- «люди разного чина и звания», категория (юридиче­ски неофициальная) населения России в XVIII - XIX-вв., выходцы из разных сословий, получившие образование и занимавшиеся в основном умственным трудом.

Репрессии — карательные меры государства против своих граждан, нарушающие их политические, экономические, личные права и свободы; важный элемент управления в авторитарных и тоталитарных режимах.

Референдум- общенародное голосование по существенным во­просам государственной, общественной и политической жизни.

Республика – (лат. общественное дело, гос.) - форма правления, при которой верховная власть в гос. принадлежит выбранным на определенный срок органам власти; гос. с такой формой правления.

 «Русская правда»- свод древнерусского права, содержала дружинников, слуг свободных сельских общинников и горожан. Регламентировала положение зависимых людей, излагала нормы обязательного на­следственного права.

Рядовичи (Рядовник) –мелкие административные агенты своих господ, заключившие ряд (договор) тиуны, ключники и мужья рабынь, не пошедшие в холопы.

Самизда́т — способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами.

Самодержавие — неограниченная монархическая форма проявления власти российского царя (императора), окончательно сложившаяся к началу XVIII в. и просуществовавшая почти в неизменном виде до 1905 г. Принадлежали верховные права в законодательстве, управлении страной, командовании ар­мией и других сферах.

 Свергнуто в феврале 1917 г.

Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору, по делам законодательства и государственного управления.

Секуляризация- обращение церковной собственности в светскую.

«Семибоярщина»- правительство, образовавшееся в Москве по­сле свержения в июле 1610 г. В. Шуйского, состояло из членов Бо­ярской думы.

Славянофильство- направление русской общественной мысли сер. XIX в., его сторонники обосновывали особый путь историче­ского развития России, отличный от стран Западной Европы. Рус­скую самобытность видели в общине, в православии, в существо­вании особых форм власти, отмечали ведущую роль России в от­ношении всего славянского мира. В то же время критиковали кре­постное право, боролись за отмену телесных наказаний, за отмену цензурного гнета.

Сменовеховство- общественно-политическое течение в среде русской интеллигенции в 1920-х гг., возникло с введением НЭПа, надеялись на перерождение советской власти, призывали к еди­нению с новой буржуазией и сотрудничеству с советской властью, печатный орган журнал «Смена вех».

Смерды -несвободные или полусвободные данники князя.

Смутное время- (Смута), принятый в исторической литературе термин для обозначения событий в России конца XVI - начала XVII вв. - эпохи социально-экономического и политического кризиса, вызванного пресечением династии Рюриковичей.

Соборное уложение 1649 г.- кодекс законов, принят Земским со­бором, в котором разработаны вопросы государственного, адми­нистративного, гражданского и уголовного права; окончательно закрепил крепостное право в России.

Соборность- понятие русской общественной и философской мысли, выработанное Л.С. Хомяковым. Церковный собор выража­ет идею «единства во множестве», т.е. Православная церковь ор­ганично сочетает два принципа - свободу и единство.

Совнархоз- (совет народного-хозяйства) 1) в 1917-1932 гг. орган управления промышленностью и строительством в губерниях, кра­ях, областях, местный орган ВСНХ; 2) в СССР в 1957 - 1965 гг. ме­стный орган управления промышленностью (до 1962 г. и строи­тельством) в экономических административных районах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...