Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

При выполнении деревообрабатывающих работ




 

Деревообрабатывающие цехи и участки в лесном комплексе располагают в отдельных изолированных помещениях, оборудованных системами отопления, вентиляции и освещения в закрытом исполнении.  

Для предупреждения возникновения травм при работе на деревообрабатывающих станках следует следит за наличием и надежностью ограждений опасных зон, исправностью механизмов и не подавать заготовки в станок непосредственно руками.

Зону работающей части режущего инструмента деревообрабатывающих станков ( пил, ножей, фрез и т.д.) закрывают либо автоматическим ограждением, открывающимся во время прохождения обрабатываемого материала, либо неподвижным ограждением, сблокированным с пусковым и тормозным устройствами. Зону неработающей части режущего инструмента закрывают неподвижными ограждениями.

В лесопильных рамах должны быть ограждены: привод, механизм подачи, кривошипно-шатунный механизм и проемы в воротах и станине рамы. Ограждения кривошипно-шатунных механизмов, механизма подачи и привода должны быть сблокированы с пусковым и тормозным приспособлениями, что предотвращает доступ в наиболее опасные зоны во время ее работы. Отверстия в полу для прохода шатунов, деталей механизма передачи и рычагов управления ограждают листовой сталью толщиной не менее 5 мм.

Ленточные пилы в нерабочей зоне и шкивы оборудуют сплошными неподвижными ограждениями, а в рабочей зоне – передвижными ограждениями, устанавливаемыми на высоту (толщину) распиливаемого материала. При продольной распиловке на однопильном станке позади пилы в одной плоскости с ней устанавливают расклинивающий нож толщиной, равной толщине пропила, на расстоянии 10 мм от диска. Направление вращения пильного диска должно быть таким, что обрабатываемый материал прижимался к опорным поверхностям (столу, бруску, направляющей линейке). Станок с маятниковой пилой оборудуют ограничителем движения рамы в сторону рабочего с таким расчетом, чтобы пильный диск не выходил за пределы стола.

При работе на фрезерном станке с направляющей линейкой обрабатываемый материал должен быть прижат приспособлениями к линейке к столу. Запрещается фрезерование деталей сечением меньшим

40 x 40 мм без специальных приспособлений для подвода заготовок к режущему инструменту. Заготовки длиной меньше 400 мм или шириной меньше 50 мм или толщиной меньше 300 мм при ручной подаче строгают на фуговальном станке только с помощью специальных колодок-толкателей. При несквозном фрезеровании или фрезеровании с середины у направляющей линейки на ст0роне, противоположной фрезе, соответствующей длине фрезеруемого участка. Для криволинейного фрезерования применяют специальные цулаги для закрепления деталей. Они должны иметь надежные, быстродействующие и удобные зажимные устройства, исключающие возможность самопроизвольного ослабления зажима. Нижняя поверхность цулаги должна быть гладкой, без сучков и выбоин.

На станках с ручной подачей режущие кромки ножей должны выступать за прижимные клинья (губки) ножевых валов и головок не более чем на 2 мм. Запрещается применять прокладки при установке ножей, так как при этом снижается надежность крепления и возможны аварии. Тормозные приспособления станков должны обеспечивать их останов в течение 2…6 с с момента выключения двигателя. Тормоз блокируют с пусковым устройством таким образом, чтобы при включенном двигателе торможение исключалось. Деревообрабатывающие станки с любым способом подачи, при работе которых возможно отбрасывание режущими инструментами обрабатываемой заготовки и отходов, должны быть оснащены устройствами, исключающими выброс отходов и заготовок. Посылочные части механизмов подачи должны обеспечивать надежный захват, прижим и подачу заготовок к режущему инструменту.

При обработке заготовок, длина которых более рабочего стола, спереди и сзади станка устанавливают опоры в виде подставки с роликами. На четырехвальцовых лесопильных рамах допускается распиливать бревна длиной 3 м и более. Для распиловки коротких бревен применяют приспособления (хомуты, вальцы и пр.), предотвращающие подбрасывание распиливаемых бревен. Распиловка бревен длиной менее 1,5 м допускается только в специальных восьмивальцовых рамах.

Удаление опилок, щепы, стружек и кусковых отходов от деревообрабатывающих станков должно быть механизировано.

Запрещается:

применять дисковые пилы с трещинами на диске или зубьях, с двумя выломанными зубьями, выпучинами на диске и с зубьями, прижженными при заточке;

 устанавливать на станки пильные диски с диаметром отверстий большим, чем диаметр вала (шпинделя), а также применять вставные кольца (втулки) для уменьшения диаметра отверстия в диске;

на станках с ручной подачей распиливать доски хвойных пород толщиной более 100 мм и лиственных пород толщиной более 80 мм, а также заготовки короче 300 мм или уже 300 мм без применения специальных шаблонов;

применять сжатый воздух для очистки станков и рабочих мест от опилок и пыли.

 

5.5ТРЕБОВАНИЯ И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ                                ЭКСПЛУАТАЦИИ

       ТРАНСПОРТНЫХ И ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ СРЕДСТВ

    

Во всех отраслях народного хозяйства страны широко используются подъемно-транспортная техника: мостовые и козловые краны, лебедки, блоки, домкраты, конвейеры, лифты, мототележки, автопогрузчики.

Опасности, которым при эксплуатации такой техники подвергаются работники, связаны с непредвиденными контактами с движущимися частями оборудования и возможным ударом от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза, а также при высыпании части груза, и с падением самого оборудования. При взаимодействии работников с передвижным оборудованием возможны также наезд и удар при столкновении.

Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствии их «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 1ё0-14-92) и государственным стандартам: ГОСТ 13556-91 «Краны башенные строительные, ГОСТ 12.3.009-76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки и эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям (ТУ), стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-трансортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключат предусмотренный контакт работающих с перемещающимися грузами и самими механизмами при передвижении, а также обеспечивать надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Госинспекция, Ростехнадзора и администрации предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, сменных грузозахватных приспособлений (крюков, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, траверс и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации. В частности, Правилами Госгортехнадзора предусмотрено проведение регламентированных испытаний грузоподъемных машин, наиболее опасных среди всех подъемно-транспортных машин.

Вновь установленные грузоподъемные машины подвергаются до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, подвергаются периодическому техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в год; полному не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых средств. При необходимости осуществляется внеочередное полное техническое освидетельствование.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.

Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов, аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.

Цель статических испытаний – проверка прочности механических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания проводят нагрузкой , на 25% превышающих грузоподъемность крана. Груз поднимается на высоту 300-200 мм (при стреловом кране 200-100 мм) с последующей выдержкой в наиболее опасном положении в течение 10 мин. Затем груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана.

Динамическое испытание производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается его проведение рабочим грузом. При динамическом испытании производят неоднократный подъем и опускание груза.

При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната. Соответствующие нормы устанавливаются в зависимости от конструкции, степени износа или коррозии, назначения, отношения диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру каната.

Все канаты и цепи, применяемые на подъемно - транспортных машинах, проверяют на прочность по формуле:

 

                           (5.1)

 

где Р – разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату, а при проектировании – по Государственному стандарту, H; S –наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста (без динамических нагрузок), H; K –коэффициент запаса прочности. Например, для машин с ручным приводом K =4, для машин с машинным приводом при легком режиме работы K =5, при среднем K =5,5, при тяжелом и весьма тяжелом K =6.

Обрыв груза может произойти и в случае неправильного выбранного или поврежденного стропа. Выбор стропов также производится с проверкой на прочность с учетом числа ветвей каната n и угла наклона их к вертикали a. Возникшее в каждой ветви натяжение S (H) определяют по формуле:

 

S =                        (5.2)

 

Где m – коэффициент, учитывающий условия подвеса: при a = 0o m =1; при a = 30о m = 1,15; a = 45o m =1,42; Q – вес груза, Н.

 

 

Коэффициент собственной устойчивости крана определяется как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана с учетом уклона, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой относительного того же ребра опрокидывания:

 

Kсу =                         (5.3)

 

где М –удерживающий момент; Мо – опрокидывающий момент.

 

Коэффициент грузовой устойчивости крана определяется как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана, к моменту, создаваемому рабочим грузом:

Kсу =                  (5.4)

где Мук – удерживающий момент от веса крана; Мог - опрокидывающий момент от веса груза.

 

Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу также подвергают осмотру, причем первые, кроме того, испытывают нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность.

Большое значение для обеспечения безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при кантовании груза необходимо использовать специальные устройства – рым-болты, проушины; центр тяжести поднимаемого груза должен находится в середине между захватами стропа; строповочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно без узлов и перекрутов; строповочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками (доски, резина и т.д.); при проведении такелажных работ должна применяться оперативная сигнализация.

Приборы и устройства, применяемые для обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортных машин (концевые выключатели, концевые упоры, ограничители грузоподъемности, буферные устройства, звуковая сигнализация, тормозные устройства, ловители и др.).

Устройство и эксплуатация напольных средств транспорта: электрокар, погрузчиков и автокранов, - также требуют строго соблюдения целого ряда мер безопасности. Все электрокары должны быть снабжены поворотными устройствами и тормозами, автоматически срабатывающими при снятии любой ноги с педали, звуковыми, при работе ночью, световыми сигналами. Электрокары следует обшивать по периметру бортовой доской, препятствующей выдвиганию груза за из габарит.

Водитель электрокары должен четко видеть весь фронт своего пути и выполнять передвижения, глядя впереди стоя спиной к контролеру. Скорость движения электрокара не должна превышать внутри помещения 6 км/ч и на территории предприятия 10 км/ч. При езде с прицепной тележкой скорость движения соответственно снижается до 5 и 8 км/ч.

Эксплуатация погрузчиков должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011-75 «ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности; эксплуатация автокранов – требования, содержащимся в « Правилах по охране труда на автомобильном транспорте» (утверждено Министерством транспорта РФ,1997 г.)

Применяемые на машиностроительных предприятиях в качестве подъемников грузовые, грузопассажирские лифты, как вновь устанавливаемые, так и прошедшие капитальное переустройство, могут вводиться в эксплуатацию лишь после освидетельствования и испытания их инспекторами Госгортехнадзора испытания их инспекторами Госгортехнадзора. До освидетельствования лифт обязательно регистрируется в местной инспекции Госгортехнадзор.

Согласно « Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов», утвержденных Госгортехнадзором 11.02 1992 г., лифты подвергаются статическим ( превышение предельно допустимой рабочей нагрузки в 1,5 раз и динамически (груз на 10% превышает предельную рабочую нагрузку) испытаниям.

Грузовые лифты без проводников оборудуются приборами управления. Размещенными на площадке одного из этажей, а связь поста управления с другими этажами осуществляется системой звуковой или световой сигнализации. Проезд людей в грузовых лифтах категорически запрещается.

К обслуживанию лифтов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, производственное обучение и проверку знаний и практических навыков специальной квалификационной комиссией.

 

5.6 Защита при работе сосудами,

Работающими под давлением

 

К сосудам, работающим под давлением, относятся герметически закрытые емкости, предназначенные либо для хранения и транспортировки веществ, которые представляют опасность для окружающих, либо для наполнения их веществами, использование которых возможно лишь при выпуске через калиброванные отверстия. К этому рода емкости следует отнести и энергопроводящие установки, от которых получают пар или воздух под высоким давлением.

В промышленности применяют следующие сосуды, работающие под давлением: баллоны, цистерны и бочки, наполненные сжиженным газами: компрессоры и воздухосборники для них; паровые и водогрейные котлы.

При использовании баллонами должны соблюдаться правила перевозки, хранения, установки их в рабочее состояние, уровни наполнения и выработки, опознавательная окраска, предусмотренные «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением (утверждены Госгортехнадзором 27.11.87.).

Опасность пользования баллонами заключается как в возможности взрыва большой разрушительной силы, так и в утечке газа.

В зависимости от емкости различают:

- баллоны малого литража (*емкость до 1-2 л);

- баллоны большого литража (емкость более12 л).

При эксплуатации баллонов наибольшее количество аварий происходит вследствие недостаточного инструктажа работников и невыполнения ими правил эксплуатации. Наполненные газом баллоны не отпускаются, если:

- имеются явно выражены пороки(вмятины, неисправности вентиля и прочие);

- нет необходимого колпака, навернутого на горловину баллона и заглушки на боковом штуцере;

- окраска баллона, также надпись на нем не соответствует стандарту.

Баллоны, оставленные к месту производства работ должны быть осторожно сняты с транспорта, вертикально установлены и надежно прикреплены к стойке металлическим хомутом или цепью для предохранения от падения, а также защищены от ударов и падения на них каких либо предметов с высоты.

Установленные баллоны должны быть предохранены от действия солнечных лучей, а также открытого огня и теплоизлучающих поверхностей.

Баллоны, наполненные газом, должны находиться на расстоянии:

- от печей и прочих источников тепла с открытым огнем не ближе 10 м;

- от радиаторов отопления и других нагревательных приборов не ближе 1 м;

- от защитного экрана, предохраняющего баллоны от местного нагрева, не ближе 100 мм.

Помещения, где проводятся работы с применением баллонов, заполненных взрывоопасными газами, должны быть хорошо проветрены и непрерывно вентилироваться.

Вся арматура кислородных баллонов должна устанавливаться только на обезжиренной прокладке (фольга, глет).

Перед работой с кислородными баллонами необходимо тщательно вымыть руки.

При работе с баллонами, наполненными газами, при закрывании или открывании вентиля должны стоять сбоку от баллона.

При работе с баллонами газ не должен использоваться до конца. В баллоне со сжатым газом должно оставаться остаточное давление не менее 0,5 кг/см 2.

Места установки и крепления баллонов до пуска их в работу должны быть осмотрены и проверены ответственным за работу лицом.

Баллоны, наполненные газом, при отправке на склад должны иметь надпись «Пустой» (или «использованный»).

Все баллоны, после их использования должны отправляться на склад навернутыми, на горловину колпаками.

Обо всех случаях аварий и взрывов баллонов немедленно следует сообщить местной инспекции Госгортехнадзора.

  Все баллоны, предназначенные наполнения сжатыми, сжиженными и растворенными газами, должны освидетельствоваться инспекцией Госгортехнадзора (осмотр наружной и внутренней поверхности баллона; проверка массы и емкости баллона; гидравлические испытания).

Для цистерн и бочек также регламентируются условия наполнения и опознавательная краска. Для предупреждения нагревания содержимого цистерны выше допустимой температуры применяют или термоизоляционный кожух с предохранительной разрывной мембраной, или теневой козырек над верхней частью цистерны.

Компрессоры и воздухосборники могут взрываться: 1) из-за перегрева поршневой группы: «)из-за применения легкоплавких масел, способных разлагаться при невысоких температурах; 3) из-за накопления статического электричества на корпусе компрессора или воздухосборника; 4) из-за превышения давления в воздухосборнике в случае неисправности предохранителя.

ГОСТ. 12.2.016-81. «ССБТ. Оборудование компрессорное. Общие требования безопасности» и «Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов» предусматривается применение в двигательной установке только специальных тугоплавких компрессорных масел и водяного охлаждения, а также недопустимость засасывания загрязненного воздуха и обязательное заземление агрегата.

Причинами взрыва паровых водогрейных котлов являются: 1) - перегрев стенок котла (вследствие спуска воды); 2) - недостаточное охлаждение внутренних стенок из-за накипи; 3) - внезапное разрушение стенок котла от трещин или усталостных образований при превышении давления против расчетного в случае неисправности предохранительной установки.

«Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых водогрейных котлов» (утв. Госгортехнадзором России 28.05.93 г.) определяются требования к устройству, изготовлению и эксплуатации котлов. Ими предусмотрено также использование контрольно-измерительных приборов, предохранительных устройств и их количество в зависимости от производительности котла.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...