Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация имущества по источникам его формирования




Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы: собственный капитал (обязательства перед собственниками) и заемный капитал (обязательства перед третьими лицами).

 

 

В собственный капитал входят:

1. Уставный капитал – основной источник средств, который  представляет собой зарегистрированную в уставе организации величину собственного капитала, внесенного учредителями в виде денежных средств или другого имущества.

2. Резервный капитал, который создается посредством отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством и уставом организации. Размер уставного капитала определяется уставом организации.

Резервный капитал используется для:

· покрытия непредвиденных убытков и потерь организации при отсутствии иных источников покрытия;

· выплаты доходов учредителям по привилегированным акциям при недостаточности или отсутствии годовой прибыли для этих целей;

· погашения облигаций, выпущенных организацией, и выкупа собственных акций.

3. Добавочный капитал формируется за счет:

· прироста стоимости основных средств организации по результатам их переоценки;

· эмиссионного дохода – в акционерном обществе;

· курсовой разницы, связанной с формированием уставного капитала, величина которого выражена в иностранной валюте.

Добавочный капитал используется на погашение сумм снижения стоимости основных средств при переоценке, на увеличение уставного капитала и распределение между учредителями.

4. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) является конечным результатом, выявленным за отчетный период, за минусом налогов, причитающихся к уплате за счет прибыли, экономических санкций за несоблюдение правил налогообложения и иных аналогичных обязательных платежей в бюджет.

На основании решения общего собрания учредителей или акционеров нераспределенная прибыль может быть распределена:

· на выплату дивидендов учредителям;

· на создание и пополнение резервного капитала;

· на увеличение уставного капитала;

· на покрытие убытков прошлых лет на другие цели.

5. Целевое финансирование – это средства для осуществления мероприятий целевого назначения, поступившие от других организаций и лиц, а также бюджетные средства, поступившие в качестве источников финансирования капитальных вложений или оплаты текущих расходов. Эти средства носят целевой характер, и организация вправе их использовать лишь по назначению.

6. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей (счет 14), резервы под обеспечение финансовых вложений в ценные бумаги (счет 59) и резервы по сомнительным долгам (счет 63) создаются за счет финансовых результатов (счет 91).

К обязательствам (заемный капитал) относятся кредиты банков, займы, кредиторская задолженность и обязательства по распределению.

При недостатке собственных средств организацией привлекаются кредиты банков, которые предоставляются в денежной форме и на определенный срок, под определенный процент и на условиях возвратности и обеспеченности.

Займы могут предоставляться юридическими и физическими лицами в виде денег или вещей на определенный срок и под определенный процент, либо без уплаты процентов за пользованием займом на условиях возвратности под залог или без залога имущества.

Кредиты и займы могут быть долгосрочными (выданными на срок более 12 месяцев) и краткосрочными (выданными на срок до 12 месяцев).

Кредиторская задолженность, как временно привлеченные средства, является долгом организации другим юридическим или физическим лицам за полученные, но неоплаченные материальные ценности, услуги и полученные авансы.

Обязательства по распределению возникают как кредиторская задолженность по операциям внутри организации: по начисленной, но невыплаченной заработной плате; по начисленным, но не перечисленным в бюджет налогам и сборам; страховым платежам во внебюджетные фонды, по начисленным, но не выплаченным учредителям доходам от участия в капитале; по прочим операциям.

Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов от­ражения финансово-хозяйственной деятельности организации, которые включают специфические приемы регистрации объектов бухгалтер­ского учета, их измерения, группировки и обобщения.

Основными элементами метода являются приемы, связанные с:

· организацией бухгалтерского наблюдения, т.е. получением пер­вичных сведений обо всех происходящих в организации фактах хозяйственной жизни. Для этого используется документирование и инвентариза­ция;

· денежным измерением – это оценка и калькули­рование;

· текущей группировкой объектов бухгалтерского учета – счета и двойная запись;

· периодическим обобщением учетных данных – балансовое обобщение и отчетность.

Если рассматривать технологию формирования и обобщения учетной информации в виде первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и периодического обобщения фактов хозяйственной деятельности организации, то каждому из этих этапов присущи свои специфические способы.

К системе способов и определенных приемов, составляющих методологическую основу организации бухгалтерского учета, относится оценка (денежное измерение). Она представляет собой способ выражения в денежном виде имущества организации и его источников. С ее помощью натуральные и трудовые измерители переводятся в денежный (стоимостный) измеритель. Оценка имущества, приобретенного за плату, производится путем суммирования фактически понесенных затрат на его покупку. Активы, полученные на безвозмездной основе, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату оприходования. Активы, произведенные самим экономическим субъектом, оцениваются в сумме фактических затрат на его изготовление.

Таким образом, основное правило оценки состоит в представлении соответствующего вида имущества в сумме фактических затрат на покупку или изготовление и реализацию. Валютные счета организаций и операции в иностранной валюте показываются в рублях путем пересчета этой валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.

Фактическая себестоимость объектов бухгалтерского учета исчисляется путем соизмерения и обобщения прошлого овеществленного и живого труда. Этот прием получил название калькуляции. Себестоимость продукции – фактические затраты организации в денежной форме. В некоторых отраслях существуют отраслевые методические рекомендации (инструкции) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которые  также устанавливают особенности учета затрат, включаемых в издержки обращения.

На этапе первичного наблюдения на первый план выступает документирование, то есть заполнение документа с соблюдением определенных требований, придающих ему юридическую силу. Он составляется на каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций, является материальным носителем первичной учетной информации. В дальнейшем он служит основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Опыт хозяйственной деятельности показывает, что даже в условиях четко налаженного контроля за регистрацией фактов хозяйственной деятельности происходят потери, недостачи материально-товарных ценностей. Они возникают из-за небрежности материально-ответственных лиц, халатности, обмана, ошибок, а иногда и прямого мошенничества. Выявить и оформить такие факты, установить размер отклонений относительно того, что зафиксировано в первичных документах, можно с помощью инвентаризации. Она представляет собой способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризации подлежит все имущество организации, все виды финансовых обязательств; имущество, не принадлежащее организации, но находящееся на балансе, а также имущество за балансом.

Процесс управления только тогда достигает цели, когда контроль наличия и движения имущества осуществляется по отдельным его группам, видам, наименованиям. Это выполняется при помощи системы счетов бухгалтерского учета. Счет обеспечивает экономическую группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций.

Хозяйственные операции отражаются на счетах методом двойной записи. Двойная запись – продукт кругооборота хозяйственных средств – отражает двойственность самих хозяйственных процессов. Например, хозяйственную операцию поступления денежных средств, полученных организацией из банка, одновременно следует отразить в учете на счете «Касса» и списать с «Расчетного счета». Этим подтверждается факт совершения хозяйственной операции и раскрывается ее экономическая сущность.

Счета и двойная запись – путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности в виде бухгалтерского баланса. Он не только раскрывает состав имущества организации по его видам, составу, функциональной роли и источникам формирования, но и содержит данные, анализ которых позволяет оценить уровень качества работы управляющих.

Периодическое обобщение хозяйственной деятельности находит отражение в отчетности и включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.

Контрольные вопросы

1. Какие измерители применяют в хозяйственном учете?

2. Перечислите виды хозяйственного учета и дайте их характеристику.

3. Каковы основные задачи бухгалтерского учета?

4. Каково содержание системынормативного регулирования бухгалтерского учета?

5. Что понимается под предметом бухгалтерского учета?

6. Назовите элементы метода бухгалтерского учета?

7. Охарактеризуйте способы ведения бухгалтерского учета.

8. Как группируются активы организации по составу и размещению?

9. По каким классификационным признакам группируются активы организации  по источникам их образования?

Тесты

1.1. Хозяйственный учет представляет собой:

а) способ контроля за деятельностью организации;

б) функцию управления организацией;

в) систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...